Регулирование трансакционных издержек на агропродовольственном рынке региона

Шумакова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (175), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Специфика трансакционных отношений в сельском хозяйстве определяется характерными особенностями аграрного сектора. Необходимо рациональное управление трансакционными издержками, а также госрегулирование, способствующее их сокращению и оптимизации.

Ключевые слова: государственное регулирование, управленческий учет, трансакционные издержки, рыночная инфраструктура, сельскохозяйственные организации, учетная информация, агропродовольственный рынок



В современной российской экономике трансакционные издержки сельскохозяйственных организаций имеют особое значение. Это объясняется сезонностью производства, низким уровнем цен на сельскохозяйственную продукцию, высокими ценами на производственные услуги, отсутствием квалифицированных кадров и т.п.

Трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания и осуществления обменных соглашений между экономическими субъектами [1, 2]. На долю трансакционных издержек приходится свыше четверти общих затрат. Поэтому их сокращение, оптимизация и управление ими представляет весьма существенное направление в снижении себестоимости продукции, росте прибыли и рентабельности организаций.

При непосредственном исследовании трансакционных издержек сельскохозяйственных предприятий выясняется, что издержки формируются не только из расходных статей, но также в форме недополученной организациями выручки. Причем сумма таких потерь является весьма существенной.

В настоящее время сельхозпредприятия несут большие потери в виде недополученной выручки из-за неправильного определения качества продукции в процессе ее реализации, выбора каналов продаж, отсутствия оперативной рыночной информации. По нашим исследованиям, указанные потери сельскохозяйственных организаций Омской области составляют от 10 до 30% выручки от реализации.

Трансакционные издержки, возникающие по центрам ответственности

Существенные размеры трансакционных издержек вызывают необходимость ведения управленческого учета, что позволяет их анализировать и принимать решения, направленные на их уменьшение. Определение размера собственных реальных расходов в этой сфере частично обеспечит управленческий учет.

В управленческом учете, как известно, основной критерий разделения расходов по видам – их экономическое содержание, а не место в принятой системе бухгалтерского учета. Так как управленческий учет формируется по месту возникновения затрат, основными условиями здесь являются структура управления, состав обязанностей и ответственности. Что касается формирования системы показателей, то обязанности определяют состав функций, а ответственность – статьи расходов.

Если в бизнес-процессе произошел сбой, прервался информационный поток, а за этим последовали дополнительные расходы, то издержки должны относиться именно на то подразделение аппарата управления либо на ту линейную службу, где прервался информационный поток, то есть «по месту возникновения затрат». Такой подход позволяет своевременно определять трансакционные издержки, возникающие по центрам ответственности и принимать меры по их регулированию.

Реестр учета трансакционных издержек

Нами разработана методика формирования информационной базы для управления трансакционными издержками в сельскохозяйственных организациях. Она позволяет реально оценивать размер и состав трансакционных издержек, выявлять слабые и сильные стороны предприятий, корректировать действия и тем самым способствовать достижению финансовой устойчивости организации [3].

Чтобы систематизировать и накопить на соответствующих статьях данные о размере трансакционных издержек по видам, мы рекомендуем ввести документ – «Реестр учета трансакционных издержек». В нем следует собирать и обобщать данные по затратам, сгруппированным в классификационные группы: внутренние, внешние, упущенная выгода (потеря дохода).

Накопление за ряд лет учетной информации даст возможность установить реальные размеры трансакционных издержек и регулировать в плановом порядке, предусматривая в системах бюджетирования и бизнес-планирования сокращение издержек в абсолютных размерах.

Традиционные системы учета пока не могут в полной мере обеспечить организации АПК информацией, чтобы ответить на вопрос, возможна ли вообще (и при каких обстоятельствах) экономия трансакционных издержек на рынке. Поэтому наряду с идентификацией трансакционных издержек серьезной проблемой является их оценка и выбор путей оптимизации.

Механизм управления трансакционными издержками в системе агропродовольственного рынка должен содержать выявление, анализ, планирование и воздействие на величину издержек по трансакциям. Исследования позволяют систематизировать данные и предложить механизм управления трансакционными издержками в организациях АПК (см. табл.).

Управление трансакционными издержками

Выборочные данные показали, что в некоторых случаях удельный вес трансакций, выразившихся в так называемой коммерческой прибыли посреднических предприятий, в АПК составлял свыше 2/3 стоимости продуктов. Эта ситуация характерна не только для реализации готовой продукции сельского хозяйства, но также и в обеспечении сельского хозяйства горюче-смазочными материалами, техникой, минеральными удобрениями, комплектующими изделиями и т.д. В результате получалось, что основные производители сельскохозяйственной продукции несли убытки, тогда как посреднические фирмы и предприятия получали сверхприбыли.

Таблица

Управление трансакционными издержками в сфере деятельности хозяйствующих субъектов на агропродовольственном рынке

Составляющие затрат
Меры, позволяющие
оптимизировать издержки
Вид эффекта
Издержки сбора и обработки информации хозяйствующим субъектом
Затраты, необходимые фермеру для поиска информации; потери, связанные с неполнотой и несовершенством получаемой информации
Развитие информационной инфраструктуры
Повышение эффективности информационного обмена. Предупреждение оппортунистического поведения
Развитие электронной коммерции
Развитие и обеспечение доступа хозяйствующих субъектов к Интернет-ресурсам
Издержки измерения
Затраты на измерительную технику, непосредственное измерение, потери от ошибок измерения
Развитие таких форм деловой практики, как проведение полевых семинаров, гарантийный ремонт, фирменное обслуживание, приобретение партий товаров по образцам и т.д.
Предупреждение оппортунистического поведения. Экономия на издержках поиска информации, защиты своих интересов
Реализация кластерной политики в секторе малых форм хозяйствования
Издержки ведения переговоров
Средства на проведение переговоров, оформление контрактов
Организация зерновых площадок, развитие системы электронных торгов, фьючерсных сделок
Снижение затрат ресурсов, необходимых для реализации товаров
Качественное юридическое сопровождение сделок
Наличие квалифицированных кадров
Издержки оппортунистического поведения
Связаны с риском занижения стоимости товаров и услуг, трудностями точной оценки постконтрактного поведения участников сделки
Содействие при поиске информации о потенциальных покупателях и продавцах
Снижение доли издержек негативного характера, минимизация риска потери дохода (упущенной выгоды). Исключение непродуктивных посреднических звеньев.
Нахождение оптимальных каналов продаж, формирование на рынке эффективных продуктовых цепей
Развитие системы страхования субъектов всех форм хозяйствования
Усиление взаимодействия фермеров в системе сельского консультирования
Принятие хозяйствующими субъектами эффективных управленческих решений, основанных на комплексной оценке рыночных процессов
Реализация региональной кластерной политики
Развитие интеграционных структур, включающих субъекты малых форм хозяйствования
Организация доступа хозяйствующих субъектов всех форм на рынки населенных пунктов
Издержки спецификации и защиты прав собственности
Затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав
Формализованный юридический контроль
Возможность планировать, контролировать и регулировать уровень трансакционных издержек; снижение издержек на вынужденную защиту
Пропаганда соблюдения общепринятых норм и правил поведения на рынке

Развитие информационной инфраструктуры регионального рынка обеспечит значительное повышение эффективности сельхозпроизводства путем сокращения трансакционных издержек, связанных с поиском информации и принятием управленческих решений. На основе имеющейся рыночной информации сельскохозяйственные организации могут получить дополнительную выручку 8–12%.

Представляет значительную ценность для участников агропродовольственного рынка созданная в сети Интернет информационная система (http://ww.agro55.ru), обеспечивающая информацией как органы управления, так и непосредственных участников аграрного рынка.

Трансакционные издержки и государственное регулирование

Таким образом, предложенный механизм управление трансакционными издержками в системе агропродовольственного рынка включает основные направления работы в этой области:

– кластерную политику в системе АПК;

– развитие рыночной и информационной инфраструктуры;

– повышение эффективности системы правового регулирования;

– совершенствование административного управления;

– стандартизацию методов измерения, учета и отчетности;

– способы реализации продукции;

– кадровый состав и др.

Решение проблемы оптимизации трансакционных затрат лежит в плоскости институциональных изменений. Разработка системы управления оптимизацией трансакционных издержек невозможна без учета особенностей АПК и влияния государственного регулирования на взаимоотношения между субъектами.

Необходимость государственной поддержки агропродовольственного рынка в настоящее время очевидна. Средства этой поддержки должны быть многообразны, включая особый механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, специфический режим кредитования предприятий этой отрасли, приемлемый налоговый режим, развитие лизинговой системы.

Государственное регулирование трансакционных издержек АПК должно быть направлено на развитие рыночной инфраструктуры, способствующей укреплению конкурентных позиций сельхозпроизводителей в их отношениях с торговыми посредниками, переработчиками аграрной продукции и производителями ресурсов для сельского хозяйства. С созданием рыночной инфраструктуры производители сельхозпродукции получат возможность равного доступа к каналам распределения в условиях снижения асимметрии информации и трансакционных издержек.


Источники:

1. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов. – М.: Thesis, 1995. – С. 20.
2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Начала, 1997. – С. 45.
3. Стукач В.Ф., Шумакова О.В. Рыночная информация и «продуктовые цепочки» // Экономика сельского хозяйства России. – 2005. – № 5.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 16:29:06