Моделирование в области калькулирования себестоимости услуг как основа экономического роста предприятия сферы автосервиса
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Назарова В.В. Моделирование в области калькулирования себестоимости услуг как основа экономического роста предприятия сферы автосервиса // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 138-144.
Аннотация:
В статье анализируются проблемные вопросы, связанные с организацией учета затрат и калькулирования себестоимости в организациях сферы автосервиса, предлагаются варианты их совершенствования.
Ключевые слова: учет затрат, экономический рост, предприятия сферы автосервиса, моделирование, калькулирование
Одной из основных задач совершенствования методики учета затрат на предприятяих сферы автосервиса является уход от универсального перечня и разработка состава калькуляционных статей для каждого отдельно взятого объекта учета. Современный уровень развития учетных технологий позволяет без существенного увеличения трудоемкости учетных работ расширить перечень объектов учета и носителей затрат, а также, опираясь на их технологические особенности и экономическую сущность, разработать для каждого из таких объектов собственный детальный перечень статей калькуляции.
Другая задача, органически взаимосвязанная с первой – увеличение количества уровней аналитического учета услуг сферы автосервиса, что позволит группировать затраты по местам их возникноновения, экономическим элементам, статьям калькуляции, носителям затрат.
И, наконец, третья задача заключается в грамотном подходе при выборе метода учета затрат, особенно сейчас, когда в современном управленческом учете ярко проявляется концепция «для разных целей – разные затраты». При характеристике практической стороны классификации затрат по разным направлениям можно образно заметить, что «один и тот же ботинок не может быть всем впору».
Выделяются следующие варианты калькуляций: традиционное калькулирование, стандарт-кост, директ-костинг, специальная калькуляционная система АВС и другие. При этом никаких конкретных рекомендаций по поводу применения указанных методов в сфере автосервиса нет, и проблема выбора для организаций этой отрасли остается открытой.
Моделирование калькулирования в сфере автосервиса
Принятие какого-либо метода учета затрат означает, что именно этот метод будет отражать отношение руководства к планированию затрат, контролю расходов и установлению цен, к анализу финансовых показателей. Поэтому каждый метод учета затрат или комбинация методов должны указывать на слабые и сильные стороны организации.
Такие возможности раскрываются при использовании моделей калькулирования в сфере автосервиса. Моделирование позволяет принимать объективные решения в сложных ситуациях и выбирать при наличии альтернативы. Экспериментировать с экономическим субъектом непозволительно, если его ресурсы ограничены, чего не скажешь о модели. В этом отношении, представляется возможность избежать лишних рисков. Построение модели с максимальной приближенностью к действительности, позволяет выбрать и проверить пути улучшения хозяйственной деятельности, без необходимости проведения реальных эксперементов с ним [3].
В науке об управлении моделирование стало очередным, прогрессивным шагом по сравнению со словесными рассуждениями и описательным анализом. Модели, адекватно описывающие методы учета затрат, позволяют определить основные тенденции развития компании в области кальклирования себестоимости услуг, провести анализ чувствительности к изменениям и устойчивости, выявить возможные перспективы, отыскать оптимальное сочетание ожидаемого эффекта и затрачиваемых ресурсов. Можно говорить о том, что использование моделей калькулирования положит начало новому направлению в области управленческого учета.
Моделирование необходимо в силу того, что с задачами учета затрат сложно эксперементировать в реальной жизни. Существует ряд причин, обуславливающих использование моделей вместо попыток прямого проведения эксперементов с хозяйствущим субъектом. Результаты моделирования позволят повысить возможности руководителя в управлении затратми.
Модель позволит провести всесторонний анализ,взгялнуть со всех точек зрения на систему затрат компании, увидеть то, что, возможно, не видят все работники орагнизации, в том числе и руководство [2].
Преимущества моделирования
Разработка модели калькулирования себестоимости услуг в сфере автосервиса обеспечит руководителя и всех работников организации не только четким видением всей деятельности, но и, главное – покажет ее конечный результат.
Стоит отметить, что в разные периоды возможна неравномерная загрузка бизнес-процессов организации сферы автосервиса (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей в другие). Следовательно, необходимо найти такое решение, которое позволит сбалансировать дополнительные расходы на расшерение бизнес-процессов и потери от их недостатка.
Модель калькулирования себестоимости услуг как раз и является инструментом для создания такого оптимального решения [1].
Использование моделирования в области управления затратами автосервисной организации позволит дать стоимостную оценку каждому бизнесс-процессу компании, взятому в отдельности, так и всем процессам организации в совокупности.
Средства моделирования открывают дополнительную возможность – проведения стомостного анализа с целью определения общей стомости процесса оказания автосервисной услуги. В результате представится возможным решить следующие задачи:
– определение фактической стоимости автосервисной услуги;
– идентификация работ, которые стоят больше всего (те, которые должны быть улучшены в первую очередь);
– обеспечение менеджеров организации финансовой мерой предлагаемых изменений, то есть оценкой эффекта предлагаемых изменений в процессе оказания автосервисных услуг с финансовой точки зрения;
– определение факитческой стомости поддержки клиента [4].
Имея модель калькулирования себестоимости услуг предприятий сферы автосервиса, сориентированную на конкретную цель, открывается возможность ее совершенствования. В результате изменяя значения переменных модели, соответствующих факторам, характеризующих ситуацию, можно осуществить более полный ее анализ.
Использование модели калькулирования себестоимости автосервисных услуг позволит проанализировать не только, как работает хозяйствующий субъект в целом, как он взаимодействует с внешними организациями, заказчиками, поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.
Процесс калькулирования
В результате, моделирование – это эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности экономического субъекта, позволяющее предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации его деятельности.
Рассмотренные выше положения, составляющие суть калькуляционного дела и раскрывающие его взаимосвязь с процессами управления, с системами учета, текущего и стратегического планирования, позволяют подойти к формулированию концептуальной модели калькулирования (см. схему на с. 142).
Схема. Концептуальная модель калькулирования в сфере автосервиса
Центральным элементом концептуальной модели является процесс калькулирования. Он подчинен целям калькулирования. В зависимости от того, что требуется менеджменту организации для принятия решения (фактическая калькуляция, прогноз уровня себестоимости на перспективу, нормативная (расчетная) основа цены услуги, продаваемой в разных сегментах бизнеса и для разного диапазона потребителей), процесс калькулирования может включать требуемые методы калькулирования и осуществляться в заданной калькуляционной системе.
Информационное поле, которое берется в основу расчета себестоимости услуги, формируется, как правило, в двух учетных системах: бухгалтерском (финансовом) учете и управленческом (производственном) учете. Безусловно, нельзя отрицать важность сопутствующей информации, поскольку ее интерпретация может влиять на конечный результат калькулирования. Сюда надо отнести: нормативно-правовую базу бухгалтерского и налогового учета; учетную политику, составленную и для целей бухгалтерского и налогового учета; элементы нормирования, жестко связанные с технологией и организацией процесса оказания услуги; отраслевые особенности предприятия и пр.
К основному информационному полю можно добавлять не только перечисленную внутреннюю, но и внешнюю информацию, например, о ценах и рынках сбыта, о конкурентах и конкурентоспособности услуг или их аналогов. Важно, что учетная система, заданная целями менеджмента организации и основанная на общепринятых принципах учета и отчетности, ориентированная на международные стандарты, является той основой, на которой могут быть выстроены принципы калькулирования.
Объекты калькулирования выступают в данной концептуальной модели фактором классификации, а, вернее, фактором детализации классификации калькуляции. Классификация приобретает вид «многослойной», поскольку в группе, например, фактических калькуляций может быть калькуляция на вид выполненных работ, оказанных услуг. Если объектом калькулирования выступает: бизнес процесс, несколько логически взаимосвязанных бизнес-процессов, объединенных в бизнес-единицу – то в классификации калькуляций появляются новые виды калькуляций, что еще раз демонстрирует гибкость предлагаемой модели.
Заключение
Разработанные подходы позволяют рассматривать калькулирование в динамике его развития, используя общую модель для управленческой системы отдельного предприятия, корректируя и адаптируя ее для работы в конкретных условиях.
С помощью такой модели руководство автосервисной организации сможет определить оптимальную программу оказания услуг по каждому бизнес-процессу, что в результате станет залогом повышения стабильности функционирования предприятия сферы автосервиса и его конкурентоспособности, выводя компанию на качественно новый уровень ведения бизнеса.
Источники:
2. Кондрашина В.В. Совершенствование бухгалтерского учета. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 717 с.
3. Смирнова И.А. Размышления об управленческом учете. – М., 2002. – 225 с.
4. Токарев Н.Х. Экономическая природа, динамика и эффективность учета затрат: дисс. к.э.н.: 08.00.05. – М., 2009.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:42:56