Регион как объект стратегического управления

Осипова Е.В., Дулесов А.Н., Плотникова Т.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (193), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Осипова Е.В., Дулесов А.Н., Плотникова Т.Н. Регион как объект стратегического управления // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 163-168.

Аннотация:
В статье раскрываются особенности формирования стратегии развития региона. Предложены показатели социально-экономической эффективности на мезоуровне.

Ключевые слова: стратегическое развитие, регион, показатели социально-экономического развития



Трансформация экономики Российской Федерации, обусловленная действием рыночных законов, связана с изменениями во всех отраслях и сферах экономической деятельности регионов, как структурных субъектов национальной экономики. Региональное развитие определяется системой целей и задач органов государственной власти в области социально-экономической политики. Любой регион как сложная система управления требует к себе особого подхода в вопросах стратегического планирования и управления. Стратегия как взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов в управлении развитием является тем отправным моментом в национальном и региональном хозяйствовании, который объединяет и направляет все усилия на создание благоприятных условий функционирования социально-экономических систем.

Актуальным становится вопрос стратегического планирования и прогнозирования территорий, что предполагает эффективную реализацию региональных инвестиционных программ и проектов.

При этом следует понимать, что региональная экономическая стратегия должна строиться с учетом факторов как внутренней, так и внешней среды региона. Внешняя среда региона является многокомпонентной и динамичной, что существенно усложняет деятельность субъектов управления регионами всех уровней, снижая результативность региональной стратегии.

Стратегическое планирование

Региональная стратегия – выработка концептуальных подходов, связанных с экономическим и социальным развитием территорий. Поэтому особое значение приобретает разработка методики стратегического планирования по региональным и общенациональным критериям.

Учитывая значительную вариацию в текущем (стартовом) состоянии экономики регионов, можно говорить о востребованности адаптированных методов стратегического планирования. Каждый регион уникален в своем развитии, и поэтому стратегический план развития региона должен учитывать индивидуальные характеристики, стартовые условия и потенциальные ресурсы региона. Только в этом случае можно составлять перспективные плавны развития и говорить о высокой вероятности их исполнения.

Стратегический план, как барометр общественного развития, характеризует перспективы с определенной долей вероятности их осуществления. Вот почему процесс планирования и управления региональным развитием становится необходимым и достаточным условием функционирования современной экономики.

Цели и задачи стратегического планирования направлены, прежде всего, на формирование позитивного образа региона с перспективой осуществления всех этапов развития и достижения конечной цели – повышения качества жизни населения в регионе.

Концепция регионального развития

Применение территориального подхода к стратегическому планированию позволяет сконцентрировать внимание на градообразующих и кластерообразующих факторах, что, в свою очередь, обеспечивает формирование устойчивых тенденций роста основных социально-экономических показателей. При этом каждый регион будет закладывать такие параметры развития, которые реально выполнимы и достижимы, так как стратегия регионального развития строится на всестороннем и ретроспективном анализе всех сторон жизнедеятельности региона.

С процессом планирования и прогнозирования также появляется возможность формирования конкурентных преимуществ каждого региона. Поэтому теоретическая и методологическая база стратегического планирования является востребованным направлением научных исследований.

В современных условиях концепция регионального развития должна базироваться на таких обязательных принципах, как сохранение устойчивого развития и экономического роста, обеспечение равномерного уровня развития районов как самостоятельных стратегических хозяйственных зон региона и эффективного использования его ресурсов.

Стратегический план региона является эффективным способом реализации принципов стратегического управления и должен включать систему планирования эффективного использования материально-финансовых ресурсов региона и муниципалитетов. При этом регион следует рассматривать как динамическую систему с ограниченными социально-экономическими ресурсами, выступающими в роли факторов развития.

Для формирования стратегии развития и оценки эффективности выбранной стратегии региона можно предложить [1]:

– в качестве стратегической зоны хозяйствования и роста (СЗХР) использовать подсистему социально-экономических показателей, обладающую необходимым потенциалом роста с учетом выбора наиболее эффективного направления и способа хозяйствования;

– параметрами СЗХР следует принять потенциальные темпы роста объемов производства, перспективы рентабельности, уровень изменения факторов внешней среды, а также потенциал инвестирования, позволяющий достигнуть конкурентоспособности в хозяйственной деятельности СЗХР.

Стратегическая зона хозяйствования региона

Уровень предпочтительности стратегической зоны хозяйствования в регионе в общем виде можно оценить по следующей формуле [2]:

(1)

где Рi – перспективы роста;

Rj– перспективы рентабельности;

Se – факторы успешной конкуренции;

Т – необходимый объем капитальных вложений (инвестиций);

Кi, Кj, Кe, Кg – весовые коэффициенты относительной важности каждого параметра.

Состояние региона V как объекта стратегического управления зависит от состояния внутренней среды V, внешней среды X и системы управления У:

(2)

Таким образом, для эффективного стратегического управления следует расширить традиционную стратегическую зону хозяйствования региона (к которой принято относить лишь внутреннюю среду региона) двумя принципиально новыми подсистемами: «внешняя среда региона» и «система управления».

Успешное функционирование экономической подсистемы существенно улучшает качество жизни в социально-экономической системы, а благосостояние каждого члена общества является выходным параметром жизнедеятельности государства.

Следовательно, необходимо иметь систему количественных критериев, определяющих конечную цель социально-экономического развития региона, а следовательно и цель стратегического планирования и управления регионом.

Показателей социально-экономической эффективности на мезоуровне

Любая социально-экономическая система должна воспроизводить человеческий потенциал и тем самым отражать уровень жизни, экологию, развитие производства, стимулы и т.д.

Поэтому в качестве показателей социально-экономической эффективности на мезоуровне можно представить следующие критерии:

, (3)

где ПЖi – средняя продолжительность жизни населения;

ДДНiдуш – денежный душевой доход населения;

СЭЭДДН – социально-экономическая эффективность денежно – душевого дохода.

, (4)

где СЭЭРДД – социально-экономическая эффективность располагаемого денежного дохода населения;

РДД iдуш располагаемые денежные доходы, приходящиеся на душу населения.

, (5)

где СЭЭСННЗП – социально-экономическая эффективность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на душу населения;

СННЗП iдуш – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на душу населения.

, (6)

где СЭЭСРВ – социально-экономическая эффективность среднего размера, вклада на душу населения;

СРВ iдуш – средний размер вклада на душу населения.

, (7)

где СЭЭВПМ – социально-экономическая эффективность величины прожиточного минимума;

ВПМiдуш – величина прожиточного минимума, приходящаяся на душу населения.

При росте единого интегрального показателя социально-экономической эффективности (СЭЭ) учитываются все составляющие.

(8).

Заключение

Предлагаемый обобщенный показатель отражает итоговую количественную оценку соответствия самой важной социальной характеристики социально-экономической системы – качества жизни населения. Он выражает степень соответствия уровня регионального развития уровню благосостояния населения региона на данный момент времени.


Источники:

1. Проблемы социально-экономического развития субъектов местного самоуправления / под ред. В.И. Самарухи. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. – 212 с.
2. Самаруха В.И. Основы регионалистики: учебное пособие. Т.1 / В.И. Самаруха, Т. Г. Краснова. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. – 337 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:55:10