Индексная оценка объективных показателей качества жизни населения в контексте реализации национальных проектов в Калужской области

Матчинов В.А.1, Моисеева И.Г.1, Савкина А.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации - Калужский филиал

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Матчинов В.А., Моисеева И.Г., Савкина А.А. Индексная оценка объективных показателей качества жизни населения в контексте реализации национальных проектов в Калужской области // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 5. – С. 1059-1074. – doi: 10.18334/ce.18.5.120974.

Аннотация:
Рассмотрена проблема социально-экономической значимости национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Демография» и результаты их реализации для Калужской области. Представлен подход к индексной оценке объективных показателей этих национальных проектов в виде индикаторов качества жизни населения Калужской области. Для осуществления оценки социально-экономической значимости реализации национальных проектов были выделены конкретные показатели и применен анкетный опрос населения Калужской области. По результатам проведенного социологического исследования получено распределение значений доли общего индекса качества жизни населения в Калужской области. Выделены высокие и низкие индексные оценки объективных показателей качества жизни населения Калужской области. Результаты исследования служат научной базой для дальнейших научных исследований, посвященных выявлению взаимосвязи показателей национальных проектов с показателями шкал субъективной оценки качества жизни.

Ключевые слова: национальные проекты, качество жизни населения, объективные показатели, индексная оценка, эффективность, результативность, регион

JEL-классификация: С43, D61, R58



Введение

Последние годы тесно связаны с появлением стратегических нормативно-правовых документов, четко закрепляющих цели и показатели социально-экономического развития на десятилетия вперед. Несколько лет назад это были национальные цели и стратегические задачи развития страны на период до 2024 года. На сегодняшний день – это уже национальные цели развития страны на период до 2030 года. Одним из наиболее эффективных инструментов для достижения поставленных целей являются национальные проекты. Реализация национальных проектов регламентирована постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами на региональном уроне. Начиная уже с 2019 года, можно наблюдать большое количество научных исследований, направленных на оценку эффективности и результативности этих национальных проектов, их финансового обеспечения и рисков реализации. Например, Ажлуни А.М., Бухвальд Е.М., Володина Н.А., Шарыгина О.Л., Мурзина И.А., Ретинская В.Н. изучали процессы стратегического планирования целей и реализации национальных проектов [1]; [3]; [4]. А такие отечественные ученые, как Тугушев Р.И., Седова М.Л., Самков К.Н., в своих исследованиях говорили о финансировании национальных проектов и проблемах, связанных с финансовыми рисками достижения целей устойчивого экономического развития [14]; [15]; [16]. Однако в условиях завершения национальных проектов 2018-2024 гг. принципиальную значимость имеют исследования, направленные на выявление степени влияния результатов национальных проектов на качество жизни населения в регионах.

Вместе с тем, следует отметить, что основополагающие тезисы таких исследований должны базироваться не только на методологии экономической науки, но и иметь теоретическое обоснование, связанное с национальными проектами как новой методологической категорией. Если несколько глубже взглянуть на эту проблему, то можно увидеть, что национальные проекты имеют свою специфическую разветвленность целей и показателей. Декомпозиция целей национальных проектов осуществляется через региональные проекты, которые позволяют обеспечить учет специфики субъектов Российской Федерации и обеспечить высокий уровень качества жизни их населения. Поэтому основной целью нашего исследования является изучение влияния реализации национальных проектов на качество жизни населения в Калужской области. В этой связи нами рассмотрены некоторые теоретические аспекты и практические результаты научных исследований, связанных с тематикой реализации национальных проектов в регионах и наиболее востребованных по социально-экономической значимости национальных проектов в Калужской области – это национальные проекты «Образование», «Здравоохранение» и «Демография».

Так, например, Одинцова Ю.Л. анализирует концепцию общественного благосостояния, которое является категорией экономической теории с разрозненными представлениями, и может пониматься как человеческое развитие, качество жизни, уровень счастья или как устойчивое развитие. Развитие теории общественного благосостояния привело к измерению качества жизни населения с помощью специально разработанных индексов [11]. Герасикова Е.Н. рассматривает проблему управления качеством жизни в регионах. Для проведения сопоставительного анализа качества жизни в регионах она предлагает построение их рейтинговых групп, проведение факторного анализа сложившегося в них качества жизни, а также выявление позитивных и негативных сдвигов качества жизни населения [5]. Баркенхоева Р.А. изучает функционирование региональной экономики в условиях цифровизации и считает цифровые технологии ключевыми драйверами экономического развития регионов и качества жизни населения [2].

Также необходимо указать, что исследуемые нами национальные проекты входят в категорию проектов, формирующих человеческий капитал. Здесь можно привести в пример ряд исследователей, которые рассматривают социально-экономическую значимость инвестиций в качество жизни через категорию человеческого капитала. По их мнению, он определен совокупностью составляющих: материально-техническим обеспечением, повышением квалификации работников, стипендиальным обеспечением, улучшением образовательной среды [9]; [12]. Качество человеческих ресурсов становится ведущим понятием в целых подходах к его оценке и дифференциации по регионам страны, которое связано с пониманием степени соответствия их качества условиям эффективного обеспечения конкурентоспособности [8]; [17]. Некоторыми учеными предлагается дифференциация качества человеческих ресурсов по регионам с помощью прогрессивной социально-экономической системы. В этой связи формируются также две большие методологические категории – эффективность и результативность человеческих ресурсов, оценка которых имеет свой специфический подход [15].

Практические результаты исследований качества жизни представлены в виде социологических данных, полученных на основе выделения факторов качества жизни. Как пример можно привести исследование качества жизни 187 студентов медицинского вуза, в котором выяснялся интегрированный показатель качества жизни по всем ее сферам [5]. С другой стороны, для изучения этого вопроса применяются и интегральные показатели. Так, ряд авторов говорят об объективном и субъективном подходах к оценке качества жизни населения. Для описания объективной оценки они приводят целый перечень измеряемых количественных параметров: материальное благополучие, здравоохранение, образование, культура и физическая культура, транспортная обеспеченность, экология. Для описания субъективной оценки используют индексы: социального самочувствия, счастья, социальных ожиданий, социальных оценок, потребительского доверия [10]; [18].

Как показывает практика изучения влияния социально-экономических условий на качество жизни населения, индексная оценка измерения его качества является не только наиболее адекватным методом предмету исследования, но и методом, обеспечивающим достоверность полученных результатов. Такие исследования строятся на показателях рейтингов регионов по качеству жизни, которые дополняются какими-либо частными методиками [6]. Для численного выражения показателей качества жизни применяются разнообразные индексы. Эти индексы представляют собой системы индикаторов, которые отражают то или иное состояние изучаемого объекта и измеряют его характеристики. С помощью различных видов индексов сравнивают качество жизни на различных уровнях – от федерального или регионального до уровня конкретного населенного пункта [7]; [13]; [20].

Методы исследования

В основу нашего исследования была положена индексная оценка объективных показателей качества жизни, полученных в результате структурного анализа региональных проектов Калужской области. Показатели региональных проектов были переработаны и положены в основу вопросов анкеты с целью определения их влияния на качество жизни населения. Анкета составила 67 вопросов, направленных на выявление объективных данных о качестве жизни населения в связи с реализацией национальных проектов. Выборку социологического исследования составило более 1000 человек различных возрастных категорий, обладающих различным социальным статусом и уровнем образования и проживающих на территории Калужской области.

По итогам качественно-количественного анализа ответов респондентов на вопросы анкеты был осуществлен подсчет общего индекса качества жизни каждого респондента. На первом этапе из поля анкетного опроса были выделены вопросы, относящиеся к оценке объективных показателей качества жизни (всего – 31 вопрос). В структуре ответов на эти вопросы были заданы балльные оценки, определяющие уровни качества жизни: от 0 до 0,25 – низкий уровень качества жизни (присваивается респонденту, если он отмечает вариант ответа, указывающий на острое наличие проблемы при реализации того или иного показателя национальных проектов); от 0,26 до 0,5 – средний уровень качества жизни (присваивается респонденту, если он отмечает вариант ответа, указывающий на наличие проблемы в определенной степени при реализации того или иного показателя национальных проектов); от 0,51 до 0,75 – выше среднего уровень качества жизни (присваивается респонденту, если он отмечает вариант ответа, указывающий на конкретные детали, позволяющие улучшить реализацию показателей национальных проектов);от 0,76 до 1,0 – высокий уровень качества жизни (присваивается респонденту, если он отмечает вариант ответа, указывающий на благополучие и комфорт по результатам реализации показателей национальных проектов).

После подсчета общей суммы всех балльных оценок респондента по вопросам, относящихся к оценке объективных показателей качества жизни, полученная общая оценка была соотнесена с количеством вопросов. Таким образом, подсчитывался общий индекс качества жизни как объективный показатель, полученный в результате соотношения балльной оценки по вопросам анкеты и их общего количества. Дополнительно к общему индексу качества жизни был осуществлен расчет частных индексов качества жизни, касающихся каждого показателя национальных проектов. С этой целью была получена общая сумма балльных оценок по каждому вопросу для всех респондентов. После чего эта сумма балльных оценок была соотнесена с общим количеством респондентов. Таким образом, получены частные индексы качества жизни как объективные показатели, полученные в результате соотношения балльной оценки всех респондентов по каждому вопросу.

Результаты

Распределение значений доли общего индекса качества жизни населения в Калужской области представлено на рисунке 1:

Рисунок 1. Распределение значений доли общего индекса качества жизни населения в Калужской области

Источник: составлено авторами по результатам исследования

По результатам расчетов на массиве выборки были получены доли общего индекса качества жизни населения по степени выраженности в выборке респондентов. Так, наибольшее значение доли выборки с уровнем качества жизни ниже среднего (со значением индекса 0,5) составили 8,33 % респондентов. Наибольшее значение доли выборки с средним уровнем качества жизни (со значением индекса 0,7) составила 40,1 % респондентов. Наибольшее значение доли выборки с высоким уровнем качества жизни (со значением индекса 0,8) составила 14,9 % респондентов. Респондентов с низким уровнем качества жизни (со значением индекса от 0 до 0,25) в выборке не оказалось.

Следующим этапом проведенного исследования стало получение результатов анализа частных индексов качества жизни населения. Общим для всех исследуемых национальных проектов стало то, что в них не оказалось индексов, свидетельствующих о низком или ниже среднего уровне качества жизни населения по каждому показателю национальных проектов.

Результаты анализа частных индексов по показателям национального проекта «Образование» представлены на рисунке 2:

Рисунок 2. Распределение значений показателей по национальному проекту «Образование», реализуемых в Калужской области

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Как показано на рисунке 2, не выявлено индексов, свидетельствующих о низком или ниже среднего уровне качества жизни населения по показателям национального проекта «Образование», реализуемых в Калужской области. Однако следует обратить внимание на полученные относительные значения между этими показателями. Так, сниженные значения получили показатели влияния на качество образования технологического парка «Кванториум» (0,54), а также нового и современного оборудования в образовательных учреждениях (0,57). Население Калужской области также беспокоят не до конца разрешенные аспекты наличия в школах второй смены (0,67) и еще имеющиеся недостатки в организации досуговой работы с детьми (0,68). Наиболее высокие оценки получила реализация показателя материального оснащения образовательного процесса для лиц с ОВЗ (0,78), а также развитие спортивной инфраструктуры в образовательных учреждениях региона (0,78).

Результаты анализа частных индексов по показателям национального проекта «Здравоохранение» представлены на рисунке 3:

Рисунок 3. Распределение значений показателей по национальному проекту «Здравоохранение», реализуемых в Калужской области

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Результаты анализа данных, представленных на рисунке 3, свидетельствуют о более высоком уровне качества жизни населения Калужской области, полученном в результате реализации показателей национального проекта «Здравоохранение». Здесь относительные значения между показателями имеют более выраженный характер по сравнению со значениями между показателями национального проекта «Образование». Вместе с тем следует указать на сниженные значения, полученные по показателям обеспеченности медицинским персоналом взрослого (0,64) и детского (0,67) населения, а также показателям качества работы скорой помощи (0,68). Наиболее высокую оценку получила реализация показателя по созданию бытовых условий в детских поликлиниках (0,81).

Результаты анализа частных индексов по показателям национального проекта «Демография» представлены на рисунке 4:

Рисунок 4. Распределение значений показателей по национальному проекту «Демография», реализуемых в Калужской области

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Результаты анализа данных, представленных на рисунке 4, показывают достаточно высокий уровень качества жизни населения Калужской области и свидетельствуют о привлекательности региона для переезда семей с детьми за счет разрешения проблемы доступности мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей от 1,5 до 3 лет (0,7). Сниженные значения получили такие показатели как размещение лиц старше трудоспособного возраста и инвалидов в стационарных организациях социального обслуживания (0,66), реализация программ для населения по занятию спортом на открытых площадках (0,67), а также внедрение корпоративных программ укрепления здоровья (0,67). Наиболее высокую оценку получила реализация показателя повышения доступности для населения новых спортивных объектов (0,76).

Выводы

По результатам исследования определено, что в качестве ключевых и наиболее влияющих на развитие экономики Калужской области выступили национальные проекты – «Демография», «Здравоохранение» и «Образование». Эффективность региональных проектов, реализуемых в Калужской области, была рассмотрена через призму достижения целей и показателей, соотносимых с целями и показателями национальных проектов, путем расчета индекса качества жизни на основе социологического опроса населения региона. По результатам расчетов на массиве выборки были получены доли общего индекса качества жизни населения по степени выраженности в выборке респондентов, что свидетельствует о положительном влиянии результатов реализации национальных проектов на объективные показатели качества жизни населения.

Наиболее высокие индексные оценки получила реализация показателей национального проекта «Образование» – материальное оснащение образовательного процесса для лиц с ОВЗ и развитие спортивной инфраструктуры в образовательных учреждениях региона; национального проекта «Здравоохранение» – создание бытовых условий в детских поликлиниках; национального проекта «Демография» – доступность для населения новых спортивных объектов.

Сниженные оценки выявлены относительно показателей национального проекта «Образование» – влияние на качество образования технологического парка «Кванториум», а также нового и современного оборудования в образовательных учреждениях; национального проекта «Здравоохранение» – обеспеченность медицинским персоналом взрослого и детского населения, а также качество работы скорой помощи; национального проекта «Демография» ­­– размещение лиц старше трудоспособного возраста и инвалидов в стационарных организациях социального обслуживания.

Полученные результаты имеют серьезное значение и решают качественно новую научную задачу – они составляют научную базу для дальнейших научных исследований, посвященных выявлению взаимосвязи показателей национальных проектов с показателями шкал субъективной оценки качества жизни. Это позволит установить тенденции и новые тренды в обеспечении населения Калужской области возможностями без затруднений заниматься повседневными делами, вести активную общественную жизнь, в том числе в контексте новых национальных проектов до 2030 года.


Источники:

1. Ажлуни А.М., Шарыгина О.Л. Национальные проекты России и их реализация // Вестник аграрной науки. – 2019. – № 81. – c. 72-76. – doi: 10.15217/issn2587-666X.2019.6.72.
2. Баркенхоева Р.А. Основные парадигмы регионального развития в условиях цифровизации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – № 4-1. – c. 255-262. – doi: 10.34670/AR.2021.19.72.030.
3. Бухвальд Е.М. Национальные проекты в системе стратегического планирования в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. – 2019. – № 2(132). – c. 50-54. – doi: 10.24158/tipor.2019.2.8.
4. Володина Н.А., Мурзина И.А., Ретинская В.Н. Национальные проекты в системе стратегического планирования Российской Федерации // Вестник Биомедицина и социология. – 2020. – № 4. – c. 5-9. – doi: 10.26787/nydha-2618-8783-2020-5-4-5-9.
5. Герасикова Е.Н. Региональные аспекты управления качеством жизни населения в России // Universum: экономика и юриспруденция. – 2019. – № 1(58). – c. 9-13.
6. Глебова И.С., Габдрахманова А.И. Оценка качества жизни в регионах России: результаты компаративного анализа // Первый экономический журнал. – 2022. – № 11(329). – c. 33-41. – doi: 10.58551/20728115_2022_11_33.
7. Егорова А.А., Ужегов А.О. Особенности оценки качества жизни населения индустриальных регионов // Управление в современных системах. – 2022. – № 3(35). – c. 3-17. – doi: 10.24412/2311-1313-35-3-17.
8. Збарский А.М., Гаранин М.А., Первов П.А. Развитие человеческого капитала транспортной отрасли // Креативная экономика. – 2023. – № 7. – c. 2507-2526. – doi: 10.18334/ce.17.7.118416.
9. Масалова Ю.А. Подходы к формированию качества человеческих ресурсов // Идеи и идеалы. – 2017. – № 4(34). – c. 3-12. – doi: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-3-12.
10. Никитская Е.Ф., Салимова Ш.А. Региональные особенности качества и уровня жизни населения с позиций национальной экономической безопасности // Вестник евразийской науки. – 2021. – № 5.
11. Одинцова Ю.Л. Трансформация систем оценки общественного благосостояния в постиндустриальной экономике // Экономические науки. – 2022. – № 11(216). – c. 24-30. – doi: 10.14451/1.216.30.
12. Ромашкина Г.Ф., Худякова М.В. Социологический анализ факторов и ресурсов человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 6. – c. 232-251. – doi: 10.15838/esc.2020.6.72.14.
13. Рыкун А.Ю., Черникова Д.В., Сухушина Е.В., Березкин А.Ю. Измерение качества жизни в городах: возможности индексного подхода // Журнал исследований социальной политики. – 2020. – № 2. – c. 283-298. – doi: 10.17323/727-0634-2020-18-2-283-298.
14. Самков К.Н. Финансирование реализации национальных и региональных проектов: проблемы и направления устойчивого развития // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 4. – c. 24-36. – doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-4-24-36.
15. Седова М.Л. Финансирование национальных проектов // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 3. – c. 17-27. – doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-17-27.
16. Тугушев Р.И. Финансирование национальных проектов в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 12(121). – c. 73-81. – doi: 10.17803/1994-1471.2020.121.12.073-081.
17. Шекайро М.Б.И. Анализ дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов // Креативная экономика. – 2023. – № 7. – c. 2527-2540. – doi: 10.18334/ce.17.7.118412.
18. Андреева И.А. Государственное регулирование качества жизни населения российской федерации // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2020. – № 1. – c. 28-40. – doi: 10.24182/2073-6258-2020-19-1-28-40.
19. Aldieri L., Bruno В., Vinci C.P. Multi-dimensional approach to happiness and innovation // Applied Economics. – 2020. – doi: 10.1080/00036846.2020.1828807.
20. Chakravarty S.R. А generalized human development index // Review of Development Economics. – 2003. – № 1. – p. 99-114. – doi: 10.1111/1467-9361.00178.

Страница обновлена: 12.06.2024 в 18:26:51