Региональная конкурентоспособность
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются проблема развития региональной конкурентоспособности с общетеоретической точки зрения. По мнению автора, управляя региональной конкурентоспособностью, можно решить проблему обеспечения национальной конкурентоспособности. В свою очередь, управление конкурентоспособностью региона возможно через управление стоимостью его предприятий, их модернизацию и внедрение инноваций.
Ключевые слова: система управления, национальная конкурентоспособность, региональная конкурентоспособность, региональная политика, региональная стратегия, неограниченные ресурсы общества, безграничность потребностей
Первые научные работы в области конкурентоспособности появились в начале 80-х гг. XX века. Они делятся на несколько групп, соответственно научным школам по конкурентоспособности, к которым относятся:
– американская школа (М. Портер, Кэмбелл Р. Макконнелл, Стенли Л.Брю);
– австрийская (И. Кирцнер, Ф. Хайек);
– российская (Г.Н. Рузавин, Р.А. Фатхутдинов).
Результатами работы ученых американской школы являются:
– понятия отраслевой конкурентной и корпоративной стратегии;
– доказательства безграничности потребностей и ограниченности ресурсов.
К основным достижениям австрийской школы относятся:
– теория цен и рынка, основанная на механизме функционирования рынка;
– выделение преимуществ рыночной экономики перед плановой.
Российская школа предложила следующие проблемы:
– неограниченные ресурсы общества;
– внерыночные проблемы;
– идея национальной конкурентоспособности России [2].
Правительственные программы и рекомендации международных организаций
Самая известная концепция в области конкурентоспособности – теория Майкла Портера – стала распространяться в зарубежных странах с 1990 г., в России – с 1993 г. [4]. Вопрос конкурентоспособности отражен в правительственных программах многих развивающихся и развитых стран. Практические рекомендации по проблеме конкурентоспособности разрабатывают международные организации и международные интеграционные структуры:
– Организация экономического сотрудничества и развития;
– Всемирный банк;
– Всемирный экономический форум;
– Европейский Союз;
– Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА);
– Общий рынок стран Южной Америки (Меркосур).
Однако в теории конкурентоспособности существует много неразработанных положений. Требуется постоянная ее актуализация, необходимо проведение дополнительных исследований в связи с динамично меняющими внутренними и внешними условиями ведения бизнеса.
Современной наукой мало изучено понятие региональной конкурентоспособности. Интересным в этой области, на наш взгляд, является определение Агафоненко О.Ю.: «региональная конкурентоспособность – способность региональной экономической системы удовлетворять существующие, формирующиеся и формируемые потребности населения, проживающего на его территории». [1]
Региональная конкурентоспособность
Региональная конкурентоспособность укрепляет национальную конкурентоспособность, зависит от наличия на территории региона конкурентоспособных предприятий, выпускающих конкурентоспособные товары.
Факторами, определяющими региональную конкурентоспособность, считают:
– стоимость рабочей силы;
– процентные ставки;
– курсы валют;
– уровень развития региональной экономики.
Однако сохранение и поддержание конкурентоспособности региона возможно при наличии некоторой системы по ее управлению.
Процесс управления предполагает наличие цели управления, которой он следует и подчиняется. В случае с управлением региональной конкурентоспособностью, целью является достижение, сохранение и поддержание региональной конкурентоспособности. Это возможно лишь при наличии региональной стратегии. Каждому региону Российской Федерации необходимо развивать собственные конкурентные преимущества, определяемые природно-экономическими факторами и геополитическим положением.
Методы управления региональной конкурентоспособностью
Исследование научной базы для поиска и формализации методов управления региональной конкурентоспособностью должно проводиться с учетом трех групп факторов, влияющих на конкурентоспособность региона:
– макроэкономических;
– внешних;
– внутренних.
Поиск методов управления региональной конкурентоспособностью возможен через изучение научных трудов Дж. Гэлбрейта по части управления спросом и поведением покупателей.
При наличии качественных методов оценки спроса, появляется научный фундамент для количественных методов управления региональной конкурентоспособностью.
Ориентируясь на работы А. Смита, можно сделать вывод о необходимости и таких методов управления региональной конкурентоспособностью, которые повышали бы стоимость региональных предприятий. Таким образом, управление конкурентоспособностью региона возможно через управление стоимостью предприятий региона.
Региональная политика
Одним из элементов формирования региональной конкурентоспособности является региональная политика, как следствие уровня образования, науки и технологий в регионе.
Условиями эффективности региональной политики по развитию конкурентоспособности являются: точные цели, стратегии управления региональной конкурентоспособностью.
Разнообразие региональных экономических систем формирует необходимость учитывать эти условия для построения конкурентоспособных моделей социально-экономического развития регионов.
Региональная стратегия – часть процесса управления конкурентоспособностью региональной экономической системы. Критерием оценки эффективности процесса управления региональной конкурентоспособностью будет снижение или рост конкурентоспособности региональной экономической системы.
Таким образом, национальная конкурентоспособность формируется конкурентоспособностью регионов, конкурентоспособность регионов основана на конкурентоспособности предприятий региона.
Региональная конкурентоспособность зависит от способности региональной экономики к инновациям и модернизации. Регионы конкурентоспособны в тех отраслях экономики, где внутренние условия оказываются наиболее благоприятными, перспективными, динамичными.
Источники:
2. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. – М.: Эксмо, 2006. – С. 17–18.
3. Портер М. Конкуренция. – М: Вильямс, 2005. – С. 206–208.
4. Праздничных А. Н. Региональная конкурентоспособность как феномен глобализации: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. полит. наук. – М: РАГС, 1999.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 21:31:49