Инвестиционные рейтинги в региональной и муниципальной экономике
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (165), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мирошкин П.П. Инвестиционные рейтинги в региональной и муниципальной экономике // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 164-168.
Аннотация:
В статье рассмотрены место и роль инвестиционных рейтингов в региональной экономике. Систематизированы экономические показатели регионального инвестиционного климата. Проанализированы проблемы рейтинговых оценок для российских предприятий.
Ключевые слова: инвестиционный риск, инвестиционный климат, региональная экономика, инновационный потенциал, инвестиционный рейтинг, инвестиционный паспорт
В последние годы в России сложилась практика, когда регионы и муниципальные образования используют рейтинги:
во-первых, в качестве инструмента, позволяющего поддерживать партнерские взаимоотношения с инвесторами и кредиторами;
во-вторых, как средство снижения стоимости заемного капитала;
в-третьих, кредитные рейтинги могут выступать эффективным инструментом продвижения инвестиционных программ регионов;
в-четвертых, рейтинги активно используются администрациями в текущей финансово-экономической деятельности.
Действительно, они являются визитной карточкой губернатора (мэра) при ведении переговоров с партнерами и способствуют результативному участию регионов, муниципальных образований в различных конкурсах и тендерах.
Регион, инвестиции, рейтинг
Методика присвоения кредитных рейтингов регионам и муниципальным образованиям основывается на использовании объективных и субъективных параметров кредитоспособности, а также прогнозов их изменения. К ним можно отнести:
– устойчивость бюджетной системы субъекта федерации или муниципального образования;
– финансово-экономическую ситуацию в регионе или муниципального образования;
– динамику финансово-экономической ситуации региона или муниципального образования.
Важным фактором объективизации инвестиционного рейтинга является существующее в стране нормативно-правовое поле. В этой связи в целях совершенствования национальной правовой системы целесообразно продолжать работы по подготовке и принятию новых законов для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики.
В целом, задача составления рейтинга объектов инвестиционной деятельности по ряду признаков может быть отнесена к классу задач принятия экономических решений, по результатам которых создается модель сравнения объектов инвестиционной деятельности – рейтинг.
Одним из проблемных вопросов при разработке рейтинга объектов инвестиций является адекватное задаче представление субъективных измерений. Количественные данные, уже являясь элементами числовой системы, не требуют специальных процедур для своего наглядного представления. Сложности возникают при обработке нечисловой информации. Чаще других в этом случае используются экспертные методы.
Выделяются следующие основные проблемы рейтингового оценивания для характеристики сложных экономических объектов:
– определение основных целей рейтингового оценивания;
– разработка методологии и технологии рейтингового оценивания;
– формирование системы показателей и критериев для рейтинговых моделей;
– решение задачи измеримости показателей, используемых в рейтинговых моделях;
– решение задачи агрегирования совокупности показателей в рейтинговую оценку;
– содержательная интерпретация рейтинговых оценок и др.
Потенциал и риск
Конкретный вариант системы показателей рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности региона должен быть выстроен под конкретную задачу. А ещё точнее – под конкретную целевую группу потребителей на данной территории, с учетом которой выбираются критерии и показатели оценки, а также весовые коэффициенты.
Одну из таких систем показателей уже несколько лет разрабатывает и реализует исследовательский коллектив, работающий по заказу журнала «Эксперт» и измеряющий инвестиционную привлекательность регионов России. В качестве основных составляющих этой привлекательности приняты две комплексных характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (трудового, потребительского, производственного, финансового, институционального, инновационного, инфраструктурного, природно-ресурсного).
Каждый из них, в свою очередь, характеризуется своей системой показателей.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и, следовательно, дохода от них.
Интегральная оценка риска складывается из семи видов риска:
– законодательного;
– политического;
– экономического;
– финансового;
– социального;
– криминального;
– экологического.
Ранг региона по каждому из этих рисков определяется по значению индекса инвестиционного риска – относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, принимаемого за единицу.
Общий показатель потенциала или риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов потенциала и риска. Показатели суммируется каждый со своим весовым коэффициентом.
Следует также иметь в виду, что в России весьма активную роль в формировании рейтинга играют географические, климатические, национальные и другие различия, связанные с большой протяженностью и другими параметрами крупной страны. Рейтинг принципиально зависит также от характера взаимоотношений с федеральными властями и другими центральными учреждениями и организациями, от сложившейся динамики макроэкономических региональных пропорций и от многих других обстоятельств.
С целью информационного обеспечения инвесторов и привлечения на этой основе финансовых ресурсов в регионы в настоящее время активно разрабатываются и распространяются так называемые инвестиционные паспорта регионов, содержание которых также позволяет сформировать систему показателей для разработки рейтинговых оценок. Инвестиционные паспорта регионов к настоящему времени не унифицированы и содержательно варьируются от региона к региону.
Потенциал предприятия и инвестиционная стратегия
Важнейшей функцией управления инвестиционным процессом является разработка инвестиционной стратегии, под которой понимается система долгосрочных целей инвестиционной деятельности и наиболее эффективных путей их достижения.
Формирование инвестиционной стратегии – сложный творческий процесс, базирующийся на прогнозировании конъюнктуры инвестиционного рынка и условий осуществления инвестиционной деятельности. Его сложность заключается также в том, что при формировании инвестиционной стратегии осуществляется обширный поиск, исследование и оценка альтернативных вариантов возможных инвестиционных решений.
Все это объективно требует отбора перспективных для инвестиционных вложений предприятий региона, для чего и необходимо формирование рейтинга предприятий.
В основе оценивания общего потенциала предприятия лежит оценка:
1) производственно-технологического потенциала;
2) научно-технического потенциала;
3) финансово-экономического потенциала;
4) кадрового потенциала;
5) организационно-управленческого потенциала;
6) инновационного потенциала.
Агрегирование данных оценок приводит к понятию конкурентоспособности предприятия.
К основным методам, используемым для оценки конкурентоспособности предприятия (фирмы), относят:
1) индикаторный метод;
2) матричный метод;
3) различные современные версии рейтингового метода.
На основе анализа рассмотренных подходов можно сделать вывод о том, что для них характерны следующие недостатки:
1. Недостаточно полное соблюдение принципа корректности измерений и сопоставимости показателей.
2. Установление рейтинга проводится не столько между сравниваемыми объектами, сколько между выделенными с их использованием подмножествами объектов.
3. Неполный учет иерархической важности отдельных индикаторов и показателей.
Конкурентная устойчивость предприятия
Современное предприятие представляет собой сложную систему, функционирование которой характеризуется различными показателями, важнейшим из которых выступает конкурентная устойчивость предприятия (КУП). Последняя обычно понимается как способность организации к экономическому развитию и укреплению своих позиций на рынке товаров и услуг.
Исходя из этого, оценку КУП предложено осуществить с помощью совокупности следующих экономических индикаторов:
– экономическая устойчивость предприятия;
– финансовая устойчивость предприятия;
– рыночная устойчивость предприятия.
В российских условиях предприятие можно считать экономически устойчивым за определенный период времени в следующих случаях:
1) если основные экономические показатели, скорректированные на инфляцию, имеют тенденцию к росту в пределах 10–20% в год;
2) если происходит последовательное обновление основного капитала, закладывающего базу будущей экономической устойчивости;
3) если в массе своей выполняются экономические соотношения пропорциональности развития предприятия, которые предполагают опережающие темпы роста эффективности производства и использования ресурсов над темпами роста вкладываемых средств.
Источники:
2. Ватолин В.В., Петров Н.А., Крюков В.В. Региональная экономика и инвестиции // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – №18.
3. Инвестиционный рейтинг сложных экономических систем: теория, технология расчета, практика. – М.: Изд. МГОУ, 2007.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:33:35