Исследование степени влияния деятельности торговых предпринимательских структур на макроэкономические показатели развития региона
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (161), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Брылева М.Е. Исследование степени влияния деятельности торговых предпринимательских структур на макроэкономические показатели развития региона // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – С. 152-157.
Аннотация:
Как изменяется структура собственности торговых компаний Приморского края и какое влияние торговый бизнес оказывает на экономику региона? Автор предлагает методику, следуя которой, можно найти ответы на эти вопросы и затем скорректировать подходы к ведению бизнеса, что в конечном счете должно привести к повышению конкурентоспособности региона.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, торговые предпринимательские структуры, трансформационные процессы, конкурентные взаимодействия
Конкуренция между отдельными предприятиями торговли, как правило, разворачивается в одной и или в смежных рыночных нишах, когда эти предприятия территориально приближены друг к другу. В процессе конкуренции одни предприятия возникают, другие исчезают или поглощаются более крупными и успешными участниками рынка. Этот процесс во многом определяется организационными структурами хозяйственной деятельности конкурирующих предприятий [1].
Указанные качества непосредствено связаны с определенными внутренними характеристиками организации труда на каждом конкретном предприятии торговли, например такими, как результативность проводимых маркетинговых исследований, эффективность реализации логистической деятельности, успешность управления запасами.
При этом вероятность качественного осуществления приведенных операций, по нашему мнению, повышается в прямой пропорциональной зависимости от уровня оплаты квалификации и професионализма персонала компании, реализующего эти функции.
В свою очередь возможность продуцировать сравнительно большую прибыльность проявляется в компаниях преимущественно ориентированных на результат, как это отмечается у субъектов малого предпринимательства, лишенных громоздкой структуры производственно-управленческого персонала и повышенной централизации процессов обработки первичной экономической информации и принятия оперативных и ключевых управленческих решений, как это имеет место на предприятиях государственной формы собственности. Таким образом, в теоретическом плане эффективность реализации торговых операций на рынках любых уровней масштабности выше у предприятий малого бизнеса.
Трансформация собственности торговых компаний
По мнению автора, необходимо исследовать последствия трансформации организационно-правовой формы собственности торговых предпринимательских структур. Для анализа тенденций, нами предполагается выбрать сто предприятий в сфере торговли по критерию величины объема продаж, так как данная выборка позволит осуществить акцент на оценке процессов развития и (или) стагнации влиятельных предпринимательских структур, отмеченных наличием существенных конкурентных преимуществ в области торговли. Временной период исследования составил семь лет с 2002 по 2008 годы.
Начать исследование необходимо с процессов трансформации собственности, которые протекают одновременно с тенденциями разгосударствления предприятий. Это позволит выявить степень влиятельности государственных торговых предпринимательских структур и определить форму ведения бизнеса, которая определяет наличие и реализацию более успешных конкурентных преимуществ в процессе завоевания, удержания и расширения влияния на определенном сегменте потребительского рынка, а так же предпринимательские структуры, которые имеют сильную подверженность внешним колебаниям и низкую жизнеспособность. М. Портер считает, что конкурентоспособность экономического объекта – это способность «противостоять конкурентам с помощью сравнительного преимущества в чем либо» [2]. Такого же взгляда на конкурентоспособность придерживается и Ж.Ж. Ламбен считающий, что «конкурентоспособность существует до тех пор, пока компания удерживает конкурентное преимущество» [3]. Именно поэтому категория «конкурентоспособность» является одной из ключевых в исследованиях зарубежных и российских экономистов, деятельности управленческих команд самого различного уровня. [4]
Тенденция активизации частного бизнеса
Оценка изменения форм собственности у компаний принадлежащих лидерам торговых операций в регионе продемонстрирует нам сложившеюся тенденцию рынка. Например, в Приморском крае наблюдается ежегодное сокращение количества предприятий с муниципальной и государственной собственностью в общем количестве крупнейших предприятий торговли. Так, совокупность муниципальных унитарных предприятий в 2008 г. составила порядка 61,5% от значения 2003 г. и по прогнозным оценкам их удельный вес в 2009 г. сократился до 57,7%. В тоже время численность предприятий с преобладающим государственным участием сократилась в три раза уже в 2005 г., и до настоящего момента эта тенденция осталась неизменной.
Одновременно с уменьшением влиятельности государственных торговых предпринимательских структур можно наблюдать тенденцию активизации ведения бизнеса, проявляющуюся в постоянном и активном открытии обществ с ограниченной ответственностью. Отметим, что всего за исследуемый период удельный вес таких предприятий возрос с 47,% в 2003 г. до 63,0% в 2009 г. в общем количестве торговых компаний.
Таким образом, оценка изменения форм собственности у компаний, принадлежащих лидерам торговых операций в Приморском крае, демонстрирует тенденцию постепенного вытеснения с рынка наиболее уязвимых, или громоздких компаний с малыми бюджетами структурами, торговыми структурами, обладающими повышенной мобильностью, скоростью адаптации в колебаниях внешней среды и, в то же время – повышенной безответственностью с позиций юриспруденции.
В этой связи возникнет вопрос об оценке более масштабных эффектов такого процесса: каковы общие последствия указанной трансформации собственности для социально-экономических явлений в регионе? Автором предлагается методика исследования степени влияния деятельности крупнейших компаний торговли на ключевые экономические процессы региона, а также числе анализ последствий меняющейся формы собственности этих компаний.
Как определить роль торговых предприятий в экономике региона?
Согласно авторской методике, на первом этапе производится оценка общих тенденций, характеризующих текущее состояние группы крупнейших предпринимательских торговых структур в регионе по ключевым параметрам и с учетом внутренних пропорций.
К группе ключевых параметров автор предлагает отнести параметры приведенные ниже. Теоретически они оказывают (или могут оказать) наиболее существенное влияние на значение основных макроэкономических индикаторов, отражающих развитие региона:
1) численность работников, занятых на предприятиях торговли;
2) влияние торгового бизнеса на величину денежных доходов населения;
3) вклад торговых структур в валовой региональный продукт (ВРП);
4) влияние торговых предприятий на наполняемость доходной части консолидированного бюджета края.
Оценка внутренних пропорций эффективности деятельности компаний-лидеров сферы торговли позволит нам сделать выводы о соотношениях производительности персонала и суммы итогового вознаграждения и налоговых отчислений группы крупных предприятий торговли и объемов продаж, что даст возможность оценить влияние конкурентоспособных ключевых компаний торговли на общий итог экономической деятельности региона. Так как указанные параметры определяют степень влияния трансформации формы собственности на ключевые параметры социально-экономического развития региона.
На втором этапе реализации методики производится оценка влияния трансформации формы собственности на ключевые социально-экономические процессы в регионе. Для этого нами выделены следующие основные параметры, позволяющие определить степень влияния крупных предприятий торговли на важнейшие процессы региона:
– удельный вес персонала в общей численности занятых в экономике региона;
– доля выручки в ВРП;
– доля расчетной величины фонда оплаты труда персонала в сумме денежных доходов населения;
– удельный вес налоговых выплат в сумме налоговых доходов консолидированного бюджета края;
– доля предприятий в форме обществ с ограниченной ответственностью в структуре крупных компаний.
Повышение конкурентоспособности регионального бизнеса
Применяя к полученным данным методы математической статистики при использовании условия о прочих равных условиях, будет выявлено, насколько изменятся показатели, характеризующие влияние крупных компаний на социально-экономическое положение края.
А также станет очевидным, от доли каких компаний в общем количестве предприятий, составляющих выборку исследования, зависит степень влияния трансформационных изменений собственности на параметры социально-экономического развития экономики, а также уровень значимости деятельности этих компаний для экономики территорий.
При этом расчет будет осуществлен в формате «закрытой» модели, изолированной от учета влияния других внешних факторов, однако это замечание не лишает методику научной и практической целесообразности.
Так, на их основе можно осуществить территориальное ранжирование муниципальных районов и городских округов, в зависимости от степени подверженности влиянию процессов меняющейся собственности ключевых предприятий торговли.
В связи с этим будет выявлена группа муниципальных образований, на развитие которых в большей степени влияют процессы трансформации собственности и определить причины данной зависимости.
Аналогичным образом можно отследить степень возможного влияния трансформационных процессов на параметры рынка труда по каждой отдельной территории края и влияние на формирование доходов населения, которое определяет общий уровень социальной напряженности территории.
Это поможет оценить концентрацию конкурентных взаимодействий у существующих субъектов предпринимательства и позволит сформировать подходы и правила ведения бизнеса, гарантирующих высокий уровень конкуренции.
Источники:
2. Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 495 с.
3. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с.
4. Латкин А.П. Управление предприятиями морехозяйственной специализации: Монография. – Владивосток, 2009.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:25:45