Управление системными рисками финансового рынка РФ
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гусев А.В. Управление системными рисками финансового рынка РФ // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 127-131.
Аннотация:
В статье освещены вопросы регулирования российского финансово-го рынка и проанализированы механизмы снижения системных рисков. Рассматриваются проблемы создания общенациональной компенсационной системы, унификации требований к участникам финансового рынка, введения стандартов управления рисками, повышения нормативов достаточности собственных средств.
Ключевые слова: системные риски, регулирование финансового рынка, достаточность капитала, компенсационные фонды, стандарты управления рисками
Обеспечение конкурентоспособности российского финансового рынка (РФР) и формирование самостоятельного мирового финансового центра являются актуальными и приоритетными задачами экономической политики государства. Несмотря на продолжающиеся кризисные явления, в последнее время наблюдается рост интереса розничных инвесторов и международных финансовых институтов к РФР.
Все это указывает на необходимость создания механизмов снижения системных рисков, то есть рисков, реализация которых влечет негативные по следствия для большинства участников финансового рынка и его инфраструктуры в целом.
К системным рискам относятся:
– риски неисполнения обязательств контрагентов по сделкам;
– риски снижения финансовой устойчивости участников рынка;
– риск потери ликвидности рынком;
– недобросовестная деятельность и нарушения прав инвесторов и т.д.
Однако отношение участников к планируемым изменениям в системе регулирования неоднозначно и вызывает бурную дискуссию. Рассмотрим, каким образом предлагаемые Правительством РФ меры будут способствовать снижению системных рисков финансового рынка.
Обязательная компенсационная система и добровольные страховые взносы
Создание компенсационных (страховых) фондов, формируемых как за счет государства, так и самих участников финансового рынка, сыграло положительную роль в зарубежных странах.
Правительство РФ намеревается создать общенациональную компенсационную систему, основанную на обязательных и добровольных взносах.
Такая система должна обеспечить защиту интересов инвесторов, которым был нанесен ущерб из-за банкротства, ликвидации или противозаконных действий финансовых организаций.
Предполагается участие профессиональных участников рынка в системе обязательного страхования, формирование страхового фонда за счет регулярных взносов, сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для клиентов финансовых компаний в случае невыполнения ими своих обязательств. В свою очередь, государство должно гарантировать прозрачность деятельности обязательной компенсационной системы, активно участвовать в ее создании и в случае необходимости быть поручителем последней инстанции.
До сих пор все попытки создать компенсационные фонды в нашей стране не были реализованы из-за отсутствия страховых компаний, способных предложить приемлемые условия страхования ввиду высокой рискованности операций, и из-за нежелания участников рынка отвечать за чужие ошибки.
Также можно отметить недостаточное доверие к государству, которое будет распоряжаться средствами фонда, относительно низкую культуру ведения бизнеса на РФР, отсутствие полноценной законодательной базы.
В дополнение к обязательной компенсационной системе Правительство РФ предлагает создать условия для формирования добровольных страховых фондов при саморегулируемых организациях (СРО). В настоящее время внедрение такого механизма затрудняется отсутствием требования об обязательном членстве профессиональных участников в СРО, а также возможная зависимость в принятии решений СРО от действий отдельных их членов, что провоцирует нецелевое использование аккумулируемых ресурсов.
Предложение создать общенациональную компенсационную систему является актуальным и должно быть поддержано участниками финансового рынка. Целесообразно дополнить источники формирования компенсационного фонда доходами от размещения свободных денежных ресурсов в разрешенных активах, штрафами, взыскиваемыми за допущенные нарушения, и, в крайних случаях, средствами федерального бюджета. Создание общенациональной компенсационной системы уменьшит риски невыполнения обязательств, повысит привлекательность и конкурентоспособность финансовой системы.
Управление рисками на финансовом рынке
Для повышения эффективности регулирования финансового рынка Правительство РФ ставит задачу унификации требований и стандартов деятельности профессиональных участников рынка, особенно в сфере управления рисками. В настоящий момент общепринятые методики и стандарты по управлению рисками отсутствуют [4], и профессиональные участники разрабатывают и применяют процедуры риск-менеджмента, полагаясь на собственный опыт.
Государство предлагает систематизировать подходы к управлению рисками на основе базельских принципов [5] и внедрить передовые методики оценки рисков, основанные на принятых в мире моделях и рейтинговых оценках. Также предусматривается возможность индивидуального подхода к оценке рисков участников рынка или их активов, что позволит снизить риски чрезмерной концентрации капитала и выявить высокорискованные позиции.
Задачи разработки и контроля за соблюдением стандартов управления рисками возлагаются на СРО, крупнейшей из которых является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). В 2009 г. НАУФОР подготовила документы, в которых выделены характерные риски профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (операционные, кредитные, рыночные риски и риски потери ликвидности) и предложены основные процедуры управления ими.
Также озвучены требования к подразделениям и работникам организаций, связанным с управлением рисками, требования к внутренней отчетности и организации контроля.
Унификация подходов и создание единой терминологии повысят эффективность систем управления рисками участников РФР, позволит им поддерживать надежность профессиональной деятельности на определенном уровне и минимизировать убытки при реализации рисков. В результате корпоративная культура риск-менеджмента качественно изменится и приблизится к международным стандартам, что будет способствовать снижению системных финансовых рисков.
Размер собственных средств
Вопрос введения единых для всех участников рынка требований к расчету собственных средств, а также повышения требований к минимальному размеру собственных средств активно обсуждается профессиональными участниками в настоящий момент.
Достаточность собственных средств является важным фактором при оценке финансовой устойчивости компаний, так как собственные средства должны быть своего рода резервом против непредвиденных убытков.
В условиях высокой взаимозависимости невыполнение одной финансовой компанией своих обязательств может привести к «эффекту домино» для многих других участников рынка. По мнению регулятора, чем больше размер собственных средств, тем больше у клиентов и контрагентов уверенности в том, что участник финансового рынка сможет исполнить свои обязательства вовремя и в полном объеме.
Такой подход представляется довольно ограниченным, и его внедрение будет иметь много негативных последствий для финансовой системы в целом, в том числе снижение конкуренции на фондовом рынке. По некоторым оценкам, около половины региональных и малых компаний не смогут соответствовать новым критериям. В результате пострадают существующие связи между региональными инвесторами и финансовыми центрами, что негативно отразится на решении задачи по привлечению населения на РФР.
В конечном итоге малые и средние фирмы, являющиеся центральным элементом в финансовых системах развитых стран, будут вынуждены прекратить существование, несмотря на стабильное финансовое положение большинства из них. Искусственное завышение собственных средств, резервирование имеющегося капитала, особенно в текущих экономических условиях, ограничивают деятельность и развитие участников РФР, что в результате способствует не повышению, а снижению финансовой устойчивости [6].
По мнению автора, повышение требований к минимальному размеру собственных средств не может рассматриваться в качестве меры, обеспечивающей финансовую устойчивость профессиональных участников рынка. Требуется ввести дифференцированные нормативы достаточности капитала, то есть взвешенные с учетом выполняемых компанией операций, принимаемых рисков, нормативов по ликвидности, активов компании и прочих ключевых индикаторов рисков.
Они должны рассчитываться на основе анализа статистических данных и иметь научное обоснование. К сожалению, эти доводы не были услышаны, и требования к повышению нормативов достаточности собственных средств вступили в силу с 1 июля 2010 г. [7].
Заключение
В заключение стоит отметить, что в целях снижения системных рисков регулятору необходимо повысить требования к финансовой отчетности и раскрытию информации. А самим участникам рынка – развивать и совершенствовать корпоративное управление, особенно в части управления рисками и внутреннего контроля. Вкупе с принятием долгожданного закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», эти меры позволят:
– снизить риски нарушений прав инвесторов и недобросовестной деятельности на финансовом рынке;
– повысят его информационную прозрачность и эффективность;
– будут способствовать становлению мирового финансового центра в России.
Источники:
2. Securities Investor Protection Corporation. Annual Report 2009. April 2009
3. Directive 97/9/EC of the European Parlia ment and of the Council of 3 March 1997 on investor-compensation schemes
4. Черемисина М. Трудно быть белым // Вестник НАУФОР. – 2008. – № 11.
5. International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: A Revised Framework – Comprehensive Version. – Basel Committee on Banking Supervision. BIS, June 2006.
6. НАУФОР против повышения требований к капиталу // Вестник НАУФОР. – 2009. – № 7–8.
7. Приказ ФСФР России от 30.07.2009 № 09-29/пз-н «О внесении изменений в нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденные Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.04.2007 № 07-50/пз-н».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:34:18