Стоимостной подход к управлению на российских предприятиях
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (166), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кочережкина М.С., Федорова Ю.М. Стоимостной подход к управлению на российских предприятиях // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 72-76.
Аннотация:
В статье рассмотрено применение на российских предприятиях стоимостного подхода к управлению. Особое внимание уделено истокам его возникновения, а также особенностям и проблемам дальнейшего использования.
Ключевые слова: акционеры, предприятие, менеджмент предприятия, оценка стоимости, стоимостной подход, максимизация стоимости, стоимостное управление
Cовременное предприятие – это имущественный комплекс, который включает в себя различные виды активов. Это, как правило, недвижимое имущество, оборудование, сырье и материалы и др., вплоть до репутации предприятия (гудвилл).
Управление активами сегодня – одна из сложнейших задач.
Концепция управления стоимостью появилась в России в конце XX столетия и сегодня широко используется многими ведущими предприятиями страны. Сама концепция подразумевает такое управление организацией, при котором акционеры (инвесторы) получают максимальный доход от вложений. При этом управление предприятием не только базируется на действиях и управленческих решениях, нацеленных на увеличение текущих доходов либо планируемых на ближайшее время, но также ориентировано на получение более высокой прибыли в отдаленном будущем. Это, в свою очередь, способно повысить текущую и будущую стоимость предприятия.
Стоимостное управление и стоимость предприятия
Стоимостное управление можно рассматривать как множество взаимосвязей, то есть как систему. Под системой следует понимать множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных процессом системогенеза в единое целое и, возможно, противопоставляемое среде или суперсистеме. Система в системном анализе – совокупность сущностей (объектов) и связей между ними, выделенных из среды на определённое время и с определённой целью.
Тогда управление предприятием при стоимостном подходе можно представить в виде следующих последовательных этапов.
1. Сбор и анализ информации о деятельности предприятия, рынке в целом.
2. Формирование желаемой модели предприятия, определение значений основных показателей деятельности.
3. Выявление основных ценообразующих факторов, формирующих стоимость предприятия, определение степени их влияния на величину стоимости.
4. Оценка стоимости предприятия.
5. Определение потенциала развития предприятия и формирование стратегии его развития.
При этом основным звеном стоимостного управления является стоимость предприятия. Стоимость выступает как основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Определение стоимости предприятия возможно при использовании трех общепринятых подходов: сравнительного, затратного и доходного.
Сравнительный подход основан на принципе замещения, согласно которому покупатель не заплатит за предприятие больше, чем за стоимость аналогичного предприятия на рынке [4]. Данный подход трудно применять на практике в условиях отечественной экономики. Это, в первую очередь, связано с тем, что в России, во-первых, редко встречаются аналогичные предприятия, а, во-вторых, на рынке представлено мало информации о сделках по покупке предприятий.
Затратный подход базируется на предположении, что стоимость предприятия соответствует затратам, которые несет собственник [4]. Задачей определения стоимости собственного капитала является расчет рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом заемного капитала оцениваемого хозяйствующего субъекта.
Доходный подход основывается на допущении, что разумный покупатель(инвестор) не заплатит за предприятие больше суммы, которую объект принесет в будущем в виде чистого дохода в перспективе [4]. Преимущество использования данного подхода состоит в учете перспектив и будущих условий деятельности предприятия (условий формирования цен на продукцию, будущих капитальных вложений, условий рынка, на котором функционирует предприятие, и пр.), а также прогнозов его развития.
Стоимостной подход и финансовый рынок
Стоимостной подход к управлению предприятием является относительно молодым направлением. При этом он долгое время оставался инструментом управления на биржевых рынках и не использовался в общей системе менеджмента. Окончательному внедрению стоимостного подхода на мировом рынке способствовали следующие факторы:
1) появление крупных акционеров в лице страховых, инвестиционных фондов, при которых стоимость предприятия становится главным показателем деятельности;
2) глобальное развитие международных финансовых институтов – инвестиционного, фондового, страхового;
3) развитие в мировой экономике конкуренции, имеющей всеобъемлющий характер, охватывающей не только рынки потребителей, но и рынки ресурсов, информации и т.д.
4) акцентирование классической школой менеджмента внимания на конечном результате производства предприятия, что, в свою очередь, не позволяет выявить наиболее эффективные пути развития;
5) развитие нового направления – оценки стоимости, необходимость которой возникает во многих случаях при управлении предприятием, в том числе и при его реструктуризации.
Согласно исследованиям, применение стоимостного управления на ведущих российских предприятиях находится на довольно высоком уровне [6]. Около 9% исследуемых хозяйствующих субъектов управляют предприятием на уровне, соответствующем мировым стандартам, 66% используют отдельные элементы стоимостного управления, а 25% не имеют никакой практики применения стоимостного управления (см. рис. ниже) [1].
Рис. Практика управления стоимостью на российских предприятиях [6]
Технология максимизации стоимости: российские ообенности
Несмотря на данные, приведенные выше, технология максимизации стоимости, зародившись на Западе, при применении на российских предприятиях должна адаптироваться к специфике отечественной экономики. В свою очередь, она имеет свои особенности, которые могут нести в себе риски для компании, или, наоборот, создавать дополнительные возможности развития. К данным особенностям можно отнести следующее:
1) несовершенство законодательной базы;
2) сложная структура экономики страны – переходная, наличие как рыночных, так и нерыночных структур;
3) неразвитость фондового и финансового рынка страны;
4) низкий уровень развития и недоверчивое отношение к российским компаниям на мировом рынке;
5) неравномерное распределение на территории страны производственных ресурсов и мощностей;
6) низкий уровень открытости рынка информации о российских предприятиях;
7) нехватка квалифицированных кадров.
По мнению автора, внедрение стоимостного управления должно основываться на простоте управленческих технологий, так, чтобы быть доступным всем менеджерам российских предприятий. Данный вид менеджмента должен позволить создать единую информационную базу показателей деятельности компании, на основании которой должна строиться работа руководителей.
Кроме того, для повышения эффективности управления предприятием и увеличения уровня производительности труда необходимо акцентировать внимание на автоматизации управления предприятием в рамках стоимостного подхода. Это возможно при помощи создания программных продуктов, позволяющих при минимальных затратах достигать высоких результатов.
Роль государства при внедрении стоимостного метода управления
Роль государства при внедрении стоимостного управления также немаловажна. Главной задачей государственных органов на федеральном и на региональном уровне является достижение максимального экономического роста на уровне регионов и страны в целом. При этом использование стоимостного управления является путем наименьшего сопротивления при достижении указанных задач.
Следовательно, одним из важнейших направлений деятельности государственных органов должны являться мотивация и стимулирование руководителей и менеджеров предприятий к использованию новых технологий максимизации прибыли. Кроме того, нехватка квалифицированных кадров и низкий уровень компетенции руководителей компаний в вопросах стоимостного управления являются основанием для проведения разъяснительных и образовательных работ со стороны государства.
Все это требует дополнительных финансовых влияний для работы исследовательских и информационных центров, занимающихся разработкой и внедрением нового направления в управлении предприятиями и экономикой страны в целом.
В условиях мирового финансового кризиса актуальность стоимостного подхода к управлению только возрастает.
Руководители, которые начали применять его и овладели им в полном объеме, во время наступления кризиса имеют свои преимущества, так как они могут ориентироваться не только на изменения основных показателей рынков, но также и на динамику стоимости самого предприятия.
Источники:
2. Черемных О.С., Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 736 с.
3. Анопченко Т.Ю., Ахмедова Е.А. и др. Стратегический менеджмент: Основы стратегического управления. – М.: Феникс, 2009. – 507 с.
4. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2006.
5. Федеральный стандарт оценки ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (Приказ № 256 от 20.07.2007 Министерства экономического развития).
6. Консалтинговая компания V-Ratio. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.v-ratio.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:41:31