Оценка эффективности управления предприятием с помощью интегрального критерия

Паневина Е.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье для оценки эффективности принятия тактических и стратегических управленческих решений, влияющих на улучшение или ухудшение работы предприятия, рассматривается использование однозначной числовой характеристики деятельности предприятия за определенный период времени путем расчета нескольких финансовых коэффициентов и формирования на их основе единого интегрального критерия.

Ключевые слова: эффективность управления предприятием, методика расчета, интегральный критерий



Для получения цельного знания о хозяйственной деятельности экономического субъекта и его положении среди конкурентов необходима оценка деятельности предприятия не столько по отдельно рассчитываемым коэффициентам, сколько на основе комплексного анализа его финансово-хозяйственной деятельности. Комплексный анализ является информационным источником для обоснования и принятия рациональных управленческих решений [4].

Методы комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия подразделяются на две группы: без расчета единого интегрального показателя, так называемые эвристические методы, и с расчетом единого интегрального показателя. Эвристические методы оценки эффективности предприятия базируются на профессиональном опыте аналитика и зачастую представляют собой его субъективное мнение, тогда как метод расчета единого интегрального критерия основан на статистических и экономико-математических методах, что позволяет давать точную количественную оценку деятельности предприятия и, соответственно, оценку эффективности управления им.

Способы расчета единого интегрального показателя разнообразны. В экономической литературе распространен метод рейтинговой оценки, который заключается в присвоении каждому финансовому коэффициенту определенного балла. Высота значения балла зависит от степени соответствия финансового коэффициента предприятия нормативному количественно выраженному уровню. Суммарная величина баллов по всем коэффициентам дает основание отнести предприятие к тому или иному классу и охарактеризовать эффективность управления на предприятии [1].

Прибыль и ее интегральные критерии

Предлагаемая в данной работе методика оценки эффективности управления предприятием базируется также на расчете интегрального критерия, представляющего собой объединенную в единое числовое значение совокупность коэффициентов. В качестве основных характеристик рационального управления предприятием в данной методике рассматриваются показатели прибыли, поскольку в рыночных условиях эффективность принятия аппаратом управления тех или иных решений, и, как результат, успешное функционирование предприятия, определяется именно способностью предприятия получать доход или прибыль. Прибыль как экономическая категория представляет собой финансовый результат деятельности предприятия, наиболее полно отражающий эффективность его производственной сферы [3]. Рост прибыли организации определяет рост ее потенциальных возможностей. Для определения прибыльности предприятия используют как абсолютные, так и относительные величины. Поскольку абсолютная величина прибыли не может дать точное представление об обороте предприятия, поэтому для определения истинной эффективности деятельности организации применяют различные показатели, измеряемые в коэффициентах или процентах. Коэффициенты, используемые в предлагаемой методике, представляют собой отношение всех видов прибыли, полученных предприятием за отчетный период и отраженных в форме № 2 его бухгалтерской отчетности – отчете о прибылях и убытках, ко всему обороту, то есть выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Данные показатели характеризуют размер валовой прибыли, прибыли от продажи, прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, балансовой прибыли и чистой прибыли, приходящейся на 1 руб. совокупного дохода. Чем большую долю в общей выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг имеет показатель прибыли, тем выше коэффициенты, то есть эффективнее управление предприятием и, соответственно, успешнее его финансово-хозяйственная деятельность. Для расчета однозначного интегрального критерия вводится функция комплексного показателя эффективности управления, представляющая собой график последовательного отношения показателей валовой прибыли, прибыли от продажи, прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, балансовой прибыли и чистой прибыли предприятия к объему реализации товаров, продукции, работ, услуг в денежном выражении. На основе использования функции отношения видов прибыли от различных сфер деятельности предприятия к выручке от реализации с помощью математических методов можно вычислить приближенное значение определенного интеграла, величина которого численно равна площади фигуры, ограниченной осью абсцисс, осью ординат и графиком интегрируемой функции. В результате расчета интеграла получаем единую числовую характеристику, показывающую комплексное состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период его работы. Рассчитав интегральные критерии для одного предприятия в течение ряда периодов, можно сделать вывод об улучшении или ухудшении работы хозяйствующего субъекта. Применяя данную методику в процессе анализа результатов деятельности различных предприятий возможно проведение их объективного сравнения с точки зрения эффективности управления.

Практический пример: оценка эффективности ОАО «КАМАЗ» в 2004-2008 гг.

Рассмотрим применение предлагаемой методики на конкретном примере. В качестве объекта исследования проанализируем деятельность крупнейшей автомобильной корпорации на российском рынке – ОАО «КАМАЗ» в 2004-2008 гг. Для формирования единого интегрального критерия необходимо рассчитать коэффициенты отношения показателей прибыли к выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг на основе данных бухгалтерской отчетности, публикуемой ОАО «КАМАЗ» [5]. Рассчитанные коэффициенты представлены в табл.

Таблица

Коэффициенты отношения показателей прибыли к выручке от продажи товаров, продукции и услуг ОАО «КАМАЗ» в 2004 – 2008 гг.

Коэффициенты отношения прибыли к выручке от продажи
ОАО "КАМАЗ"
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)/ Выручка от продажи
1,0000
1,0000
1,0000
1,0000
1,0000
Валовая прибыль/ Выручка от продажи
0,1565
0,1421
0,1451
0,1643
0,1151
Прибыль от реализации / Выручка от продажи
0,0788
0,0667
0,0851
0,1104
0,0523
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности / Выручка от продажи
0,0368
0,0101
0,0241
0,0650
0,0156
Балансовая прибыль / Выручка от продажи
0,0080
0,0082
0,0241
0,0650
0,0156
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода/ Выручка от продажи
0,0011
0,0026
0,0107
0,0528
0,0099

Анализ коэффициентов, представленных в таблице, позволяет судить о результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ» в 2004 – 2008 гг. Однако для более наглядного проведения сравнения результатов деятельности предприятия в течение ряда отчетных периодов построим график отношения показателей прибыли к выручке от продажи ОАО «КАМАЗ» (см. рис. 1).

Рис. График показателей нормированной относительной оценки эффективности управления ОАО «КАМАЗ» в 2004 - 2008 гг.

Полученный график позволяет объективно оценить эффективность управления деятельностью ОАО «КАМАЗ» в течение ряда исследуемых периодов. На рис. (см. на с. ???) видно, что наивысшего уровня показатели эффективности управления достигли в 2007 г., значительно «обгоняя» соответствующие показатели 2004, 2005, 2006 и 2008 гг. Связано это, в первую очередь, с разработкой аппаратом управления предприятия Программы стратегического развития ОАО «КАМАЗ» до 2010 г. – «МАСТЕР 270». Программа предусматривает сокращение расходов на закупки, энергосбережение, то есть минимизацию издержек, увеличение доли экспорта в общем объеме продаж, выход на новые зарубежные рынки, повышение производительности труда, расширение модельного ряда. Внедрение руководством предприятия данной программы дало значительные результаты – в 2007 г. рост объема продаж грузовых автомобилей составил порядка 20,2%. Увеличение объема продаж повлекло повышение уровня прибыли от продаж на 75%, уровня чистой прибыли в четыре раза. Минимального уровня по показателям отношения валовой прибыли и прибыли от реализации к выручке от продажи, судя по графику, предприятие достигло в 2008 г., когда на результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ» значительное влияние оказал мировой экономический кризис.

Преимущества методики

Использование предложенной методики позволяет руководству предприятия проводить комплексную оценку оптимальности принятия тактических и стратегических решений, ведь каждое управленческое решение оказывает непосредственное воздействие на улучшение или ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Расчет нескольких финансовых коэффициентов и формирование на их основе единого интегрального показателя позволяет однозначно оценить эффективность управления хозяйствующим субъектом. Полученная оценка заинтересует не только аппарат управления или собственников предприятия, но и других субъектов рыночных отношений. Например, инвесторы с помощью единого числового критерия эффективности управления могут определить целесообразность инвестирования средств в то или иное предприятие; поставщики и покупатели заинтересуются величиной интегрального показателя с точки зрения надежности организации и возможности успешного делового сотрудничества с ней; страховые компании на его основе могут рассчитать степень риска страхования предприятия и т.д. Преимущество предложенной методики заключается и в ее универсальности, позволяющей различным предприятиям применять рассчитанный на ее основе интегральный критерий для формирования объективной картины улучшения или ухудшения их работы за исследуемые периоды и делать выводы об эффективности управления предприятием.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 09:53:40