К вопросу о действительных масштабах государственного сбережения в России

Сухарев А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сухарев А.Н. К вопросу о действительных масштабах государственного сбережения в России // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 16-20.

Аннотация:
Государственные сбережения в России существенно превышают объемы средств, аккумулированных в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. В этой связи актуальной становится разработка имущественного баланса государственного сектора (с выделением его дебетовой и кредитовой частей) и механизма отнесения в Фонд национального благосостояния части государственной собственности, находящейся в бесфондовом управлении.

Ключевые слова: государственная собственность, государственные сбережения, фонд национального благосостояния, резервный фонд



В России с 2004 г. реализуется финансовая политика, направленная на формирование государственных сбережений. Сначала (2004–2007 гг.) средства аккумулировались в Стабилизационном фонде, а впоследствии (с 2008 г.) в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния (получивший вначале название Фонда будущих поколений).

С тех пор внимание общества приковано к данным фондам государственных сбережений, что вызывает порой острую критику в адрес правительства по поводу «замораживания» бюджетных средств и формирования так называемой «заначки» [1; 3].

Отсутствие общественного контроля за учетом госсбережений

Масштабы государственного сбережения в России существенно превышают размеры, аккумулированные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Так, например, в собственности Российской Федерации находятся 57,52% акций Сберегательного банка РФ, 77,5% акций ВТБ, 50,002% акций РАО «Газпром» и т.д.

Только рыночная цена пакета акций Российской Федерации в РАО «Газпром» до начала мирового финансового кризиса составляла 3,5–4 трлн руб.! Всего на 1 января 2008 г. в ее собственности находились акции 3674 акционерных обществ [2]. По российскому законодательству данные средства входят в казну Российской Федерации. Данное имущество находится под оперативным управлением Росимущества, а его общая его стоимостная оценка никогда не публиковалась.

По оценке автора рыночная стоимость акций, находящихся в собственности Российской Федерации на 1 сентября 2008 г., составляла 12–15 трлн руб. (500–600 млрд долл. США). По официальным же данным Минфина России на эту же дату объем средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния был равен 4289,13 млрд руб. (174,52 млрд долл. США) [4].

Вышесказанное означает, что в России в бесфондовом режиме управления (то есть не отраженном на счетах специально созданного фонда государственных сбережений) находится объем сбережений больший, чем в специально созданных структурах. На долю первых приходятся три четверти от объема совокупных сбережений Российской Федерации, а на долю вторых – только 25%. Иными словами, в объем государственных сбережений, находящихся в бесфондовой форме управления в России в 3 раза превышает объем средств, находящихся в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

Следует отметить, что акции, принадлежащие Российской Федерации и находящиеся в ведении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, не рассматриваются официальной статистикой в качестве элемента государственного сбережения. Соответственно не производится расчет их величины, а операции с ними широко не освещаются в средствах массовой информации. Это привело к отсутствию со стороны общества контроля данного элемента государственных сбережений.

Многовариантный баланс и инвентаризация имущества

По мнению автора, необходим отказ от практики безфондового управления государственными сбережениями. Все государственные сбережения Российской Федерации должны быть отражены в Фонде национального благосостояния и выведены из ведения Росимущества.

В целях оценки объема валового дохода и чистого государственного сбережения, а также в целях усиления контроля над государственной собственностью необходимы разработка и применение на практике имущественного баланса государственного сектора с использованием системы активов и пассивов данного сектора по типу бухгалтерского баланса с отражением всех операций по методу двойной записи на счетах. Данный баланс должен стать составной частью системы национальных счетов. В балансе необходимо отразить источники собственных средств государственного сектора, его обязательства и активов (см. табл.). Учет операций целесообразно возложить на Минфин России.

Введение имущественного баланса государственного сектора неизбежно столкнется с проблемами методологии учета. Главной из них может стать поиск цен отражения имущества в балансе. По мнению автора, отражение может быть осуществлено с использованием не единой оценочной цены (стоимости) объекта учета, а с использованием нескольких цен (цены приобретения, расчетной цены, рыночной цены и пр.). Это, в свою очередь, приводит к необходимости формирования многовариантного баланса, в котором в зависимости от количества видов оценки должно быть соответствующее количество значений показателей баланса.

Такой многовариантный баланс будет иметь большую информационность и обладать большей контрольной функцией. Реализация многовариантного баланса не представляет проблемы в условиях полной компьютеризации учетных операций.

Другой проблемой в реализации идеи имущественного баланса государственного сектора является то, что в современных условиях в России и в других странах большая часть государственной собственности не имеет вообще денежной оценки. Без соответствующей оценки данное имущество не может быть отражено в балансе государственного сектора. В связи с этим необходимо провести инвентаризацию государственного имущества.

Таблица

Имущественный баланс государственного сектора

Актив
Пассив
Раздел I. Нерыночные активы, в т.ч.:
– активы, обеспечивающие выполнение государственных функций;
– прочие активы
Раздел VI. Собственные средства государственного сектора, в том числе:
– финансовых властей (средства федерального бюджета, включая фонды государственных сбережений; средства бюджетов федерации и пр.);
– государственных внебюджетных фондов;
– денежных властей;
– государственных организаций;
– прочее
Раздел II. Квазирыночные активы
Раздел III. Рыночные капитальные активы
Раздел IV. Рыночные материальные активы
Раздел VII. Обязательства государственного сектора, в том числе:
– внутренние;
– внешние
Раздел V. Рыночные финансовые активы

Актив имущественного баланса

Актив баланса будет показывать размещение государственного имущества в различных формах, а пассив – источники их образования и целевое назначение. Целесообразно особо выделить четыре раздела:

1) нерыночные активы – активы, обеспечивающие выполнение государственных функций (государственное управление, здания и сооружения учреждений образования, здравоохранения и др., дороги, мосты, часть земель и пр.);

2) квазирыночные активы – активы, занимающие промежуточное положение между рыночными и нерыночными активами. К квазирыночным активам, в частности, могут быть отнесены государственные унитарные предприятия. Они, с одной стороны, являются коммерческими организациями и при определенных обстоятельствах могут быть реорганизованы в акционерные общества, а с другой стороны, выполняют специфические общественно полезные функции, не свойственные чисто коммерческим организациям;

3) рыночные материальные активы – запасы сырья, материалов, продукция в системе государственного резерва и пр. На уровне частных организаций эти элементы принято отражать в составе оборотного капитала;

4) рыночные финансовые активы – депозиты в банках, акции, облигации, иные ценные бумаги и пр. Сюда также может быть отнесен золотой запас государства.

В целях повышения эффективности и прозрачности (тем самым и степени контроля) управления государственной собственностью необходимо отнести («записать») на Фонд национального благосостояния России имущество, принадлежащее ей и находящееся в ведении Федерального агентства по управлению государственной собственностью. Это приведет к увеличению учетной величины государственных сбережений и повышению «прозрачности» управления ими.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:23:48