Коучинг как новая технология профессионального развития и его интеграция в профессиональную действительность

Рожкова А.В.1
1 Московский Педагогический Государственный Университет

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-Март 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36884564
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья представляет собой теоретико-методологический анализ популярной в последнее время технологии в сфере управлении персоналом – коучинга. Анализируются условия развития данной технологии в сфере менеджмента с точки зрения концепции управления персоналом Л.И. Евенко, которая представляет собой теорию о развитии отношений кадров и руководства в организациях (в формате сменяющих друг друга четырех концепций). Опираясь на данную теорию, популярность и активное развитие коучинга рассматривается как результат перехода от концепции управления человеческими ресурсами к концепции управления человеком. На основе проведенного анализа информационных источников были сформулирована сущность, основные особенности и отличия коучинга от других методов, применяемых для профессионального и личностного развития. Опираясь на теоретические знания и анализ работ об использовании коучинга, в статье формулируются проблемы стоящие перед коучингом в условиях российской действительности: незнание данной технологии, отсутствие адаптированных под российский менталитет программ коучинга, некомпетентность псевдо-коучей, а также вопросы, связанные с областью применения коучинга. Поднимается вопрос о необходимости внедрения данного направления как практикоориентированной дисциплины в образовательные программы высших учебных заведений.

Ключевые слова: коучинг, HR-менеджмент, профессиональное развитие, тренды в управлении персоналом

JEL-классификация: M12, M14

Источники:

Батырев М. 45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя. / 4-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с.
Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг. Культура личности менеджеров и руководителей. - СПб.: Издательство Вернера Регена, 2010. – 176 с.
3. Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям) (по результатам педагогических экспериментов) // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2015. – № 1. – С. 18-30.
Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала: Материалы конференции. Нижний Новгород, 1996. – С. 33-37.
Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. - СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
6. Никитина Т.А., Шаталина М.А. Коучинг как современная технология повышения мотивации персонала в организации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2007. – № 2. – С. 115-121.
7. Плотникова И.В., Редько Л.А. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – url: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17694 .
Уитмор Дж. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом. - М.: Альпина Паблишер, 2012. – 309 с.
9. Юстус Г.В. Актуальные проблемы краткосрочных форм обучения в России (на примере тренингов) // Педагогика и психология образования. – 2015. – № 2. – С. 27-29.

Страница обновлена: 13.09.2025 в 08:54:36

 

 

Coaching as a new technology of professional development and its integration into professional reality

Rozhkova A.V.

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 1 (January-March 2018)

Citation:

Abstract:
The article is a theoretical and methodological analysis of the popular technology in the field of personnel management in recent times - coaching. Here the conditions for the development of this technology in the sphere of management are analyzed from the point of view of the concept of personnel management (author – Evenko L.I.), which is a theory about the development of staff relations and leadership in organizations (in the format of successive four concepts). Based on this theory, the popularity and active development of coaching is seen as a result of the transition from the concept of human resource management to the concept of human management. Relying on the analysis of information sources, the essence, main features and differences of coaching from other methods used for professional and personal development were formulated. Based on theoretical knowledge and analysis of works on the use of coaching, the article formulates the problems facing coaching in the Russian reality: ignorance of this technology, the lack of coaching programs adapted to the Russian mentality, the incompetence of false-coaches, and questions related to the field of coaching. The article raises the question of the need to introduce this direction as a practical discipline in the educational programs of higher education institutions.

Keywords: coaching, HR-management, professional development, trends in personnel management

JEL-classification: M12, M14