Совершенствование системы организации муниципального управления

Бурова Л.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (143), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бурова Л.С. Совершенствование системы организации муниципального управления // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 156-160.

Аннотация:
В статье рассматриваются предпосылки внедрения международных стандартов управления качеством на муниципальном уровне для оптимального решения имеющихся проблем. Системное использование информационных технологий в муниципальной сфере позволит повысить эффективность органов власти.

Ключевые слова: информационные технологии, органы власти, электронные документы, тенденции развития



В современных условиях происходит перенос в практику муниципального управления многих принципов и методов, а также средств и форм современного менеджмента, показавших свою результативность в коммерческом секторе. Постепенно происходит изменение модели муниципального управления, развивается муниципальный менеджмент. Системный анализ задач и перспектив развития муниципального управления в России позволяет сформулировать основные тенденции его совершенствования.

1. Менеджмент качества

По мере вхождения России в мировую экономику кардинально меняется поведение элементов среды управления. Современный менеджмент предоставляет возможность повысить эффективность муниципального управления.

Так, на сегодняшний день одной из новых технологий современного управления, которая с успехом начинает применяться в муниципальном управлении, является менеджмент качества [1]. В свете этого в организации деятельности и управления местных органов власти актуальным становится внедрение методов управления, в основе которых – переход на международные стандарты системы управления качеством ISO 9001:2000.

В настоящее время тема качества в муниципальном управлении включает в себя такие понятия, как «управление качеством» и «обеспечение, улучшение качества», «политика в области качества» и «планирование качества». В современной версии стандартов ИСО 9000 система менеджмента качества включает три подсистемы: систему управления качеством, систему обеспечения качества и систему улучшения качества [2]. Муниципальное управление представляется в виде сети взаимодействующих между собой процессов и основывается на управлении сетью процессов, которые «формируют» качество конечной продукции.

Сложились следующие предпосылки внедрения международных стандартов управления качеством на муниципальном уровне:

1) необходимость инновационное обновление формы и содержания управления в исполнительных органах местного и государственного управления, детерминированного трансформацией местного управления от отраслевого подхода к территориальному на основе сочетания функционального и пространственного развития [3];

2) необходимость повышения эффективности работы органов местного самоуправления;

3) прямое влияние на качество жизни жителей путем формирования прозрачной власти органов местного управления; принятия обоснованных управленческих решений по интегрированному территориальному развитию; установления партнерских отношений власти и граждан;

4) переход на международные стандарты управления с целью интеграции в мировое сообщество.

Обращаясь к практике внедрения системы управления качеством ISO 9001:2000 на муниципальном уровне, можно отметить следующие положительные результаты:

– резкое снижение уровня бюрократизации;

– изменение мышления у жителей муниципального управления;

– рассмотрение каждого гражданина в виде клиента, что обеспечивает достижение более полного удовлетворения потребностей людей.

Таким образом, одно из направлений совершенствования системы муниципального управления – это внедрение системы менеджмента качества.

2. Интеграция информационных технологий

Следующим направлением совершенствования системы муниципального управления является, на взгляд автора, системная интеграция информационных технологий на муниципальном уровне, поддерживающих экономические процессы. Это позволит также решить задачу повышения информированности местных властей о состоянии и развитии социально-экономических процессов на подведомственной территории, о том, какова текущая и перспективная ситуации на хозяйственных субъектах, в том числе не относящихся к собственности муниципалитетов.

В последнее время ведущее положение в мировой шкале ценностей постепенно переходит к информации и информационным технологиям. Муниципальное управление в России представляет собой сегодня категорию формирующуюся, которой присуще еще наличие ряда нерешенных проблем конституционного, правового, судебного и иного социально значимого характера. Обозначив одним из направлений совершенствования муниципального управления внедрение информационных технологий в муниципальном управлении, сформулируем основные задачи, решение которых необходимо в данном контексте:

– создание методологии административного моделирования;

– совершенствование оформления механизмов сбора, переработки, хранения и передачи информации в электронном виде (учет и раскрытие информации, аудит информационных систем);

– создание «инфраструктуры доверия», обеспечивающей юридическую значимость электронного документооборота, доверие граждан к электронному взаимодействию при исполнении функций муниципального управления и предоставлении услуг;

– формирование системы стандартизации программного обеспечения, используемого в муниципальном управлении, обеспечивающей использование исключительно открытых и стандартных технологий.

3. Соответствие муниципального управления потребностям общества

Еще одним направлением совершенствования муниципального управления является его адекватность, соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий как в общероссийском, так и в международном контексте. На взгляд автора, это направление становится особенно актуальным в условиях кризиса. Проявляется это в следующем.

Основными задачами муниципальной экономики являются: поддержка предпринимательства, создание максимально благоприятных условий для бизнеса на своей территории; решение социальных проблем в сфере обеспечения жильем, коммунальными услугами, услугами в сфере образования, здравоохранения, культуры и других сферах деятельности органов местного самоуправления. В условиях кризиса все эти задачи обостряются.

Финансовый кризис и необходимость концентрации средств на приоритетных направлениях экономического и социального развития все настоятельнее требуют консолидации звеньев финансовой системы. Естественно предположить, что в условиях кризиса органы местного самоуправления, имея в своем распоряжении значительные материальные, финансовые, организационные, информационные и другие ресурсами, могут оказывать значительное влияние на способы реализации государственной антикризисной политики на их территории.

При этом задача органов местной власти состоит в выстраивании линии антикризисного управления муниципальным образованием. Это предполагает решение следующих задач:

– разработку пошагового алгоритма антикризисного управления;

– классифицирование кризисных ситуаций;

– разработку методов прогнозирования и диагностики кризиса, набора механизмов «расшивки» неплатежей;

– участие администрации в процедурах банкротства и другие специальные инструменты вывода территории из кризиса.

4. Повышение конкурентоспособности

Еще одним направлением совершенствования муниципального управления является повышение его конкурентоспособности. В качестве направлений повышения конкурентоспособности муниципального образования целесообразно выделить следующие:

– стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования, в рамках которого осуществляется принятие любых, в том числе и тактических текущих решений;

– ориентация всей системы власти и менеджмента на потребности целевых групп потребителей товаров и услуг территории муниципального образования;

– установление, создание, поддержание таких отношений с различными субъектами рынка, которые бы обеспечили выгодную позицию города в отношении ресурсов и целевых рынков и позволяли достигать удовлетворение целей участников этих отношений.

Таким образом, проведенный анализ проблем и перспектив развития муниципального управления в России позволяет сформулировать основные тенденции в его совершенствовании:

– внедрение системы менеджмента качества;

– системная интеграция информационных технологий на муниципальном уровне;

– качественное изменение состояния всей информационной среды, окружающей систему муниципального управления;

– обеспечение адекватности муниципального управления, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий как в общероссийском, так и в международном контексте;

– повышение конкурентоспособности муниципального образования.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:21:02