Формирование конкурентного электроэнергетического рынка в России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (137), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
По примеру большинства западных стран Россия встала на путь реформирования электроэнергетики. Однако вместо ожидаемых выгод либерализации, российские предприниматели столкнулись с существенным ростом розничных цен на электроэнергию. При этом у регулирующих органов не оказалось фактических рычагов воздействия на ситуацию. Что такое конкурентный рынок в теории и конкурентный электроэнергетический рынок в России – вот основные вопросы данной статьи.
Ключевые слова: конкуренция, электроэнергетика, реформирование, квазиконкуренция, олигополия
В последние годы в электроэнергетике большинства развитых стран происходят радикальные преобразования, связанные с переходом от регулируемых государством вертикально интегрированных компаний к конкурентным электроэнергетическим рынкам. По оценкам западных экспертов внедрение конкуренции способствует повышению эффективности использования электроэнергетических активов в долгосрочном периоде и снижению цен на электроэнергию для промышленных потребителей.
Россия встала на путь активной реструктуризации электроэнергетики в 2003 г. Однако вместо ожидаемых выгод произошел существенный рост розничных цен на электроэнергию. При этом у регулирующих органов не оказалось фактических рычагов воздействия, так как ценообразование происходило на «свободном» рынке.
Конкуренция и рынок
Первый вопрос, на который нам предстоит ответить в рамках данной статьи, – что такое «конкурентный рынок»?
В господствовавшей достаточно продолжительное время неоклассической парадигме рынок являлся универсальной абстракцией для анализа спроса и предложения.
Ограниченность предпосылок неоклассической теории привела к смещению вектора экономической мысли в сторону институциональной парадигмы, где рынок рассматривается в качестве альтернативы фирме (иерархии). При этом рыночная форма организации начинает трактоваться как общественное благо, требующее специфических инвестиций на ее поддержание и определенной защиты от «безбилетников», то есть лиц, нарушающих рыночные правила.
Таким образом, рынок – это саморегулирующаяся на основе ценового механизма структура управления неспецифическими трансакциями, требующая соответствующего институционального закрепления.
В свою очередь, под конкуренцией будем понимать особую форму взаимодействия фирм на рынке, которая выражается в соперничестве экономических субъектов и отсутствии согласованных действий, влияющих на уровень конкурентной цены с целью извлечения односторонней выгоды.
Условия существования конкурентного рынка можно свести к трем основным постулатам:
1) неспецифичность трансакций;
2) наличие конкуренции, как особого механизма ограничения действий рыночных агентов;
3) институциональное обеспечение функционирования рынка.
Олигополия
Второй важный вопрос: в какой мере условия, перечисленные выше, реально выполняются применительно к электроэнергетическому рынку России?
Условие неспецифичности рыночных трансакций является автоматически выполненным для любой энергосистемы, так как электроэнергия – в высшей степени стандартизированный товар.
Критерий наличия конкуренции проверяется несколько сложнее. Существование высоких входных барьеров в отрасль не позволяет применить к электроэнергетике положения теории квазиконкурентных рынков [1] [6], согласно которой даже при небольшом количестве крупных фирм развитие событий может происходить по конкурентному сценарию.
Таким образом, многочисленность и равновеликость участников является первым необходимым условием отраслевой конкуренции. Анализ фактической структуры российского рынка электроэнергии позволяет заключить, что в настоящее время в отрасли происходит процесс вторичной вертикальной интеграции (образования крупных холдингов, включающих генерирующие и сбытовые компании) на базе частной собственности.
Таким образом, уже сейчас мы имеем дело с рынком, близким к состоянию олигополии [2]. Переход от рыночных трансакций к внутрифирменной иерархии (в рамках интегрированных энергетических структур) косвенно свидетельствует об увеличении транзакционных издержек, которое происходит в результате реформирования.
Кроме этого мы отмечаем, что сложившееся в отрасли распределение сил позволяет генерирующим компаниям, подконтрольным крупнейшим производителям топлива, получить дополнительные конкурентные преимущества, связанные с льготным доступом к топливным ресурсам.
Барьеры, проблемы конкуренции и регуляторы, устанавливающие общие правила игры
Второй аспект, влияющий на развитие конкуренции, – величина входных барьеров в отрасль. Мы уже указывали, что в связи со спецификой производства электроэнергии она достаточно высока. Однако существуют и дополнительные препятствия административного и экономического плана.
Административные барьеры связаны с особенностями получения статуса субъекта оптового рынка и нюансами взаимодействия со смежными организациями, как правило, не заинтересованными в допуске на рынок компании-конкурента, а также с определенными пробелами в институциональной среде. При этом важнейшим вопросом является стоимость технологического присоединения к сети.
Третий аспект в рамках рассматриваемого критерия связан с определением собственно возможности конкуренции в электроэнергетике. На наш взгляд неоспоримым является утверждение, что эффективно конкурировать могут только равнозначные субъекты.
Особенностью производства и потребления электроэнергии является наличие в энергетической системе электростанций с различными технологическими характеристиками и в связи с этим — с различной режимной специализацией. Таким образом, равная конкуренция между разными типами станций (как, например, ГЭС, АЭС и ТЭЦ) в рамках централизованного аукциона объективно невозможна.
Институциональное обеспечение функционирования рынка реализуется через существование третьей стороны – регулятора, устанавливающего общие правила игры и контролирующего их исполнение всеми участниками рыночного процесса.
Конституция
Анализ содержания рыночных правил, а также самой институциональной конструкции рынка позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Сочетание принципов гарантированной оплаты мощности генерирующих компаний по регулируемым тарифам с возможностью заключения двусторонних договоров по более высокой свободной цене приводит к тому, что потребители оплачивают завышенную цену и на рынке электроэнергии в рамках маржинального аукциона, и на рынке мощности.
2. Имеет место частичная нефункциональность институтов, обусловленная незавершенностью системы формальных правил, устареванием нормативной базы отраслевого технического регулирования.
3. Мы отмечаем возникновение института отраслевого рынка, верхний уровень которого (оптовый рынок) конституируется гибкой системой рыночных регламентов, обрамляющих «жесткое ядро», состоящее из законов и подзаконных актов. Достоинством такой институциональной конституции является возможность ее оперативной корректировки, что особенно важно в связи с неизбежной неполнотой институтов. Минус – высокая частота изменений, непосредственно влияющих на финансовый результат рыночных субъектов.
4. Институциональная конструкция розничного рынка образована нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Различие механизмов конституирования правил для взаимозависимых оптового и розничного рынков может привести к разрыву в нормативном обеспечении различных уровней одной рыночной модели, что, в свою очередь, негативно повлияет на эффективность функционирования энергосбытовых и генерирующих компаний.
Учитывая вышеизложенное, мы приходим к выводу, что полноценный конкурентный рынок электроэнергии в России пока не создан. Сочетание уже внедренных конкурентных механизмов с принципами регулируемого ценообразования приводит к необоснованному удорожанию электрической энергии для конечного потребителя и запуску механизма инфляции издержек.
Препятствием для развития конкуренции являются технологические особенности производства электроэнергии и узость сегментов конкуренции, высокие экономические и административные барьеры доступа в отрасль, а также пробелы в институциональном обеспечении функционирования рыночного механизма.
[1] Квазиконкурентный рынок — рынок, на котором действует крупная фирма, обладающая всеми признаками доминирующей, но, вместе с тем, она в силу особого характера рынка (отсутствие барьеров входа-выхода) по своему стратегическому поведению не является доминирующей компанией — прим. ред.
[2] Олигополия (от греч. oligos — малочисленный и pōléф — продаю, торгую) — господство небольшого количества фирм и компаний на рынке определенных товаров или услуг — прим. ред.
Страница обновлена: 01.10.2024 в 00:22:23