Системы обеспечения управления качеством продукции

Смолянкин Г.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (24), Декабрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Смолянкин Г.В. Системы обеспечения управления качеством продукции // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 12. – С. 62-65.

Аннотация:
Управление качеством продукции - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемые путем систематического контроля и целенаправленного воздействия различных условий и факторов.

Ключевые слова: управление качеством, этапы ЖЦП



Управление качеством продукции - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемые путем систематического контроля и целенаправленного воздействия различных условий и факторов.

В международном стандарте (МС) ИСО 8402 "Качество. Словарь" применяются два понятия: “управление качеством” и “обеспечение качества”.

Обеспечение качества - это совокупность планируемых и систематических мероприятий по приведению продукции на уровень самых высоких потребительских требований. Таким образом, "управление качеством" более емкое понятие, нежели “обеспечение качества”, которое является его составной частью на уровне предприятия на этапе производства.

Под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Система качества функционирует одновременно со всеми остальными видами деятельности организации и взаимодействует с ними. Ее действие распространяется на все этапы: от первоначального определения потребностей рынка и до конечного удовлетворения требований потребителя. Также система включает в себя весь жизненный цикл продукции (ЖЦП), этапы которого перечислены ниже и схематично представлены на рис. 1.

Этапы жизненного цикла продукции

  • Маркетинг и изучение рынка.
  • Проектирование и разработка продукции.
  • Проектирование и разработка процессов.
  • Закупки.
  • Производство или предоставление услуги.
  • Проверки.
  • Упаковка и хранение.
  • Реализация и распределение.
  • Монтаж и ввод в эксплуатацию.
  • Техническая помощь и обслуживание.
  • Послепродажная деятельность.
  • Утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.
  • Рис.1. Схема этапов жизненного цикла продукции

    Этапы ЖЦП, замыкаясь, образуют петлю (или спираль) качества, поскольку после этапа утилизации старой модели условно начинается этап изучения рынка для новой модели продукции на другом уровне развития организации. Все этапы ЖЦП можно разделить на три больших периода: допроизводственный период, когда качество продукции закладывается, производственный, когда оно обеспечивается, и послепроизводственный, когда качество реализуется.

    Для создания продукции требуемого качества необходимо контролировать все этапы и элементы ЖЦП (оборудование, инструменты, технологический процесс, материалы и комплектующие, документацию и пр.). Такой тотальный контроль непременно приводит к увеличению себестоимости и цены продукции, что является причиной снижения ее конкурентоспособности на рынке. Мечтой организаторов производства продукции было создание на промышленном предприятии такой системы, которая сама обеспечивала бы требуемый проектом уровень качества с минимальными затратами.

    Современная история создания такой системы включает следующие этапы:

    1. Система обеспечения качества продукции производственными рабочими. В нашей стране это, так называемая, Саратовская система бездефектного изготовления продукции и сдачи её с первого предъявления (50-е годы). В основе системы были мероприятия по повышению ответственности рабочих за изготовление продукции в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и их стимулированию за сдачу продукции с первого предъявления. Эта система была большим достижением, но имела серьезный недостаток - она не выходила за рамки конкретного рабочего места. Однако качество продукции как комплексная проблема зависит не только от мастерства и ответственности производственных рабочих, но и от деятельности инженеров, техников и других специалистов.

    2. Система обеспечения качества продукции всеми работниками предприятия. Это так называемая "Система бездефектного труда" (г. Львов), которая основывалась на оценке качества труда всех участников создания продукции и экономическом воздействии на них с целью обеспечения требуемого уровня качества. Основой для оценки качества труда являлась нормативно- техническая документация предприятия и методика расчета коэффициента качества труда с учетом упущений и достижений работников за определенный период времени.

    Обе системы не выходили за рамки такого этапа жизненного цикла продукции, как производство. Однако на этапе проектирования изделия качество закладывается, при производстве обеспечивается, при эксплуатации реализуется и дает информацию процессу проектирования новой модели изделия. Таким образом, система качества должна охватывать все этапы жизненного цикла изделия.

    3. Система управления качеством продукции, охватывающая определенные этапы жизненного цикла продукции. Например, основными этапами системы КАНАРСПИ были этапы проектирования и производства, системы НОРМ - проектирование производства и эксплуатация.

    4. Система управления качеством продукции, охватывающая все этапы жизненного цикла продукции (ЖЦП). В нашей стране примером такой системы может служить комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), внедренная в начале 70-х годов.

    Недостатком всех этих систем было отсутствие комплекта нормативно-технической и методической документации, который бы служил для них научной и практической базой, а также отсутствие комплексного подхода к проблеме управления качеством продукции.

    Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) - совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством на уровне организации. Целью создания такой системы являлось установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции на всех стадиях её жизненного цикла при разработке, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации.

    Основным регламентирующим элементом комплексной системы, её методической, организационно-технической и правовой основой являлись стандарты предприятия (СТП). Они регламентировали проведение всех мероприятий, направленных на повышение качества продукции, устанавливали порядок действия и ответственность каждого исполнителя. Срок действия СТП ‑ один год, а затем они подлежали пересмотру.

    Развитием комплексной системы управления качеством промышленной продукции стала система управления качеством на основе международных стандартов (МС) ИСО серии 9000. Ее цель ‑ создание универсальной системы управления качеством продукции, которая максимально гарантировала бы потребителю полное соответствие выпускаемой продукции требованиям организационных, методических и технических стандартов.

    Для выработки единообразного подхода к решению вопросов качества продукции через системы качества технический комитет ИСО/ТК 176 "Общее руководство качеством и обеспечение качества" отразил в стандартах обобщенный национальный опыт стран в этой области. Были разработаны и в 1987 г. опубликованы международные стандарты ИС0 серии 9000 по управлению качеством продукции.

    МС ИС0 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".

    МС ИС0 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качеством при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

    МС ИС0 9002 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".

    МС ИС0 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

    МС ИС0 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

    Кроме того, ранее был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества продукции МС ИСО 8402. Таким образом, о системе качества продукции и об управлении качеством стали говорить как бы на одном международном языке. Проблема перешла с уровня рабочего на участке на уровень межгосударственных отношений.

    Соответствие системы качества стандартам ИС0 рассматривается как гарантия того, что поставщик способен выполнить требования контракта и обеспечить стабильное качество продукции.

    Учитывая прогрессивный характер стандартов ИС0 серии 9000, их влияние на существенное повышения качества продукции и внешнеторговый баланс, они были по решению Госстандарта введены в действие на территории нашей страны с 1 января 1989 г.

    В системе стандартов серии ИСО 9000 в силу особенностей управления качеством продукция классифицирована на 4 категории: технические средства, программные средства, перерабатываемые материалы и услуги. Поэтому кроме МС ИСО 9000-9004, которые относятся к техническим средствам, в последующие годы были опубликованы стандарты серии 9000, конкретизирующие положения по обеспечению качества для таких результатов деятельности, как услуги (МС ИС0 9004-2), программное обеспечение (МС ИС0 9000-3), перерабатываемые материалы (МС ИСО 9004-3).


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:22