Аутсорсинг как новая форма международной бизнес-деятельности

Алексеев С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Алексеев С.А. Аутсорсинг как новая форма международной бизнес-деятельности // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 37-42.

Аннотация:
В жестких условиях обострения конкуренции европейские компании стали мировыми лидерами по использованию аутсорсинга. Статья посвящена развитию популярной на Западе формы ведения бизнеса.

Ключевые слова: информационные технологии, конкуренция, Европа, аутсорсинг, бизнес-процессы, телекоммуникации, мультисорсинг



В начале XXI столетия широкое развитие в Европе получила такая форма хозяйственной деятельности, как аутсорсинг – использование материальных средств и интеллектуального капитала сторонних компаний для получения услуг, ранее оказываемых внутренними подразделениями организации.

В настоящее время в условиях бурного развития информационных технологий (ИТ) и усиления глобализации возрастают масштабы этой деятельности, расширяется спектр бизнес-процессов, передаваемых на аутсорсинг. Сегодня множество европейских компаний связали свою деятельность с аутсорсингом. Более того, они сформировали определенную, характерную для региона модель его использования.

Масштабы аутсорсинга

В основе быстрого распространения аутсорсинга лежит обострение конкуренции на внутренних и международных рынках. Реалии сегодняшнего дня подталкивают компании к достижению конкурентного преимущества не только в профилирующем виде деятельности, но и в непрофилирующих, внутренних бизнес-процессах и функциях. Речь, прежде всего, идет об обслуживании и поддержке системы информационно-коммуникационных технологий, управлении человеческими ресурсами и логистикой, о бухгалтерском и финансовом учете, проведении маркетинговых исследований.

Ключевыми преимуществами применения аутсорсинга являются снижение себестоимости и улучшение качества выполнения бизнес-процесса, разгрузка организационной структуры, увеличение гибкости компании в затратах на текущие потребности бизнеса.

Кроме решения задач повышения уровня конкурентоспособности и оптимизации бизнеса, для многих средних и крупных организаций аутсорсинг становится эффективным средством противодействия экономическому спаду и нестабильности. Использование этого инструмента посредством сокращения активов и связанных с ними расходов может способствовать финансовому оздоровлению компаний.

В зависимости от расположения поставщика услуг по отношению к заказчику аутсорсинг в Европе можно разделить:

– на национальный (в этом случае поставщик и заказчик работают в пределах одного европейского государства);

– европейский (поставщик и заказчик работают в разных странах Европы)

– глобальный, или офшорный (поставщик располагается в другом регионе мира: например, в Индии).

Перевод рабочих мест в другие страны и регионы, как правило, преследует цель извлечения выгоды от найма работников с более низкой оплатой труда путем заключения договора с иностранным поставщиком либо открытия собственного дочернего предприятия в принимающей стране.

Бум аутсорсинга в Европе

Бум аутсорсинга в Европе начался в 2003 г. Он совпал с подъемом в экономике. Доля этого региона на мировом рынке аутсорсинговых услуг повысилась с 12% в 2002 г. до 41% в 2003 г. Рост был вызван увеличившимся интересом европейских компаний к аутсорсингу в сфере программных разработок и телекоммуникаций.

В следующем году позиции Европы еще более укрепились. Сумма заключенных аутсорсинговых сделок в регионе (40,5 млрд евро) удвоилась по сравнению с 2002 г. К 2004 г. по этому показателю Европа обогнала США (соответственно 49% и 44%). Основная причина – быстрое увеличение спроса на информационные технологии.

Европейские компании осознали, что они не могут продолжать эффективно конкурировать в глобальном масштабе без использования аутсорсинга. В последующий период Европа сохраняла свое лидерство. 2005 год был отмечен концентрацией аутсорсинговых контрактов стоимостью свыше 800 млн евро. При этом 4 из 5 из них относились к сфере аутсорсинга обеспечения и обслуживания инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий.

В 2007 г. в регионе было заключено аутсорсинговых сделок на сумму 41,6 млрд долл., а его доля в мире достигла 49,5% (США – 34,6%). При этом Европа обогнала США не только по общей сумме сделок, но и по количеству контрактов. Этот год стал определенной вехой в развитии аутсорсинга в ЕС. К лидерам в регионе – Германии, Франции и Нидерландам примкнули такие страны, как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Италия, в каждой из которых объем совершенных сделок по аутсорсингу превысил 1% от мировой величины.

По итогам трех кварталов 2008 г. сумма аутсортинговых сделок в Европе вдвое превысила соответствующий показатель США.

Причины распространения аутсорсинга

Важным побудительным мотивом к использованию аутсорсинга стала сложность организационной структуры, свойственная современным европейским компаниям. Крупнейшие европейские ТНК все активнее проявляют себя на мировой арене: расширяются, сливаются и поглощают другие компании. Это приводит к увеличению штата работников, а также к расширению инфраструктуры ИТ [1] и телекоммуникаций. Поэтому многие функции по их обслуживанию становятся трудновыполнимыми внутри организации без отвлечения от основной деятельности.

Укрупнение масштабов и глобальное распространение побуждают компании к сотрудничеству с крупными поставщиками аутсорсинговых услуг.

Важная особенность ведущих европейских компаний вытекает из того, что уровень транснационализации их деятельности выше американских. Выходя на заграничные рынки, они сталкиваются с проблемами правовых, культурных и рыночных различий. Данное обстоятельство существенно затрудняет для них обеспечение и обслуживание инфраструктуры ИТ и коммуникаций, а также выполнение операционно-учетных и клиентских функций. Решение этих проблем европейские компании находят в сотрудничестве с региональными и глобальными поставщиками аутсорсинговых услуг, которые обладают для этого необходимыми материальными, трудовыми и интеллектуальными ресурсами.

Распространение аутсорсинга во многих странах Европы вызвано проблемами компаний с укомплектованием штата специалистов в области информационных технологий. По данным опроса Евростата [4], в котором приняли участие более 100 тыс. различных компаний из 27 стран ЕС, 37% крупных компаний испытывали нехватку работников в данной области.

Развитию аутсорсинга в регионе помогло также положительное отношение к нему со стороны ряда профсоюзных организаций. По их мнению, региональный аутсорсинг уменьшает вероятность перемещения рабочих мест за пределы Европы. К тому же во многих контрактах персонал компаний переходит в штат аутсорсинговой компании на лучших условиях.

И, наконец, распространению этого вида хозяйственной деятельности способствовало совершенствование методологии и практики аутсорсинга в Европе. За последние годы европейские компании накопили большой опыт в этой сфере. Кроме того, многие фирмы выработали методику выбора процессов, передаваемых на аутсорсинг, подходящего партнера для сделки, а также методику конечной оценки проекта.

Стандартизированный вид

Опыт показал, что аутсорсинговые мегасделки не всегда являются наиболее эффективным решением проблем бизнеса. Поэтому в настоящее время в Европе широкое развитие получает альтернативный вариант – мультисорсинг, когда один заказчик предпочитает разбивать большой аутсорсинговый проект на части, выполняемые разными поставщиками. Такого рода сделки характеризуются снижением рисков и ужесточением требований со стороны клиента к скорости реагирования поставщиков на изменения его потребностей.

Примером мультисорсинга в Европе может служить сделка британо-нидерландской нефтяной ТНК Royal Dutch Shell, которая заключила договор на мультисорсинг в 2008 г. с четырьмя аутсорсинговыми компаниями. Основными подрядчиками четырехмиллиардного контракта были крупнейшие европейские поставщики. Из крупной нефтяной организации было переведено более 3200 рабочих мест в компании поставщиков услуг. По утверждениям первых лиц корпорации, основным преимуществом от заключения этой сделки стало приобретение гибкости, соответствующей требованиям современного высокодинамичного рынка.

За годы подъема услуги аутсорсинга в Европе приобрели стандартизированный вид, в котором четко определены входные и выходные параметры, ответственность сторон, критерии эффективности. Европейский рынок аутсорсинга подошел к потреблению типовых услуг, – когда на обслуживание передается типовая функция, выполняемая по стандартной модели. Крупнейшие европейские поставщики аутсорсинговых услуг ATOS Origin, Capgemini, BT, T-System, Equant, Capita стали высококлассными региональными лидерами и на равных соперничают с филиалами американских конкурентов.

[1] ИТ — сокращение от «информационные технологии» (от англ. IT, information technology) — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:25:00