Возможности и ограничения различных инструментов диверсификации в региональной экономической системе
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-1 (144), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Болтава А.Л. Возможности и ограничения различных инструментов диверсификации в региональной экономической системе // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 150-154.
Аннотация:
Особенность инструментов, которые обеспечивают стратегию диверсификации, состоит в том, что они призваны оценивать и практически обеспечивать экономическую эффективность от стратегии диверсификации, цель которой – ускорение развития бизнеса, снижение совокупных рисков и издержек.
Ключевые слова: аутсорсинг, инструменты диверсификации, региональная система
Диверсификация экономики является основной из движущих сил ее развития. Эффективность диверсификации определяется корректным выбором инструментов ее осуществления.
Необходимо разграничить следующие основные инструменты диверсификации в региональной системе:
– создание новых видов бизнеса;
– реструктуризация;
– демонополизация и развитие конкуренции;
– диффузия технологий и способов управления;
– разделение функций или ресурсов;
– аутсорсинг.
Возможности и ограничения инструментов диверсификации
А. Создание новых видов бизнеса в портфеле бизнесов корпораций. В данном случае предполагается создание новой компании в выбранной отрасли под общим управлением материнской компании. Вновь созданная фирма должна не только преодолеть входные барьеры, но и осуществлять инвестиции в новые производственные мощности, проводить работу по развитию источников сырья, найму и обучению персонала, созданию каналов сбыта, формированию потребительской базы [1].
Создание новой компании является наиболее привлекательным вариантом в следующих случаях:
1) наличие ресурсов;
2) слабая реакция конкурентов;
3) когда соотношение покупки другой компании и создание новой является более выгодным;
4) наличие достаточного опыта для эффективного управления вновь созданной компании;
5) образование новых производственных мощностей не будет негативно воздействовать на соотношение спроса и предложения в отрасли.
Возможности стратегии: дополнительная эмиссия акций; повышение прибыльности компании.
Ограничения стратегии: временные и финансовые затраты на вхождение в отрасль, для того чтобы занять сильную позицию.
Б. Реструктуризация крупных хозяйственных организаций, которая предполагает радикальный пересмотр состава и процентных соотношений в деловом портфеле фирмы.
Потребность в реструктуризации может возникнуть в следующих случаях:
1) долгосрочные перспективы корпорации утратили свою привлекательность в результате наличия в портфеле большого количества медленно развивающихся, убыточных или слабых с точки зрения конкуренции предприятий (на основании стратегического анализа);
2) одно или несколько основных направлений бизнеса переживают трудности развития;
3) на рынке появляются новые технологии или продукты, и требуется изменение структуры портфеля для завоевания позиций в новой и перспективной отрасли.
Возможности стратегии: она востребована в условиях кризиса; позволяет преобразовать структуру диверсифицированной корпорации.
Ограничения стратегии: необходимость согласования интересов выделяемой организации.
В. Демонополизация и развитие конкурентной среды, осуществляемая региональными властями с целью снижения цен и ослабления монопольного контроля.
Следует отметить, что в настоящее время в законодательных актах Российской Федерации отсутствует нормативная база для развития процесса диверсификации.
Возможности стратегии: развитие конкурентной среды; снижение издержек.
Ограничения стратегии: требуется административный ресурс.
Г. Диффузия технологий и способов управления между различными зонами бизнеса в регионе. Новые технологии являются основой экономического роста экономики, но чтобы они приобрели экономическое значение, необходимо время. Сначала технология должна быть привнесена в экономику (инновация). Затем она постепенно принимается многими реципиентами (диффузия). Однако, диффузия столь же важна, как и инновация: новые технологии не будут иметь экономического воздействия, пока они не станут широко распространенными [2].
Посредством диффузии определенные технологии и способы управления распространяются по коммуникационным каналам во времени и в пространстве социально-экономической системы. На процесс диффузии инноваций воздействует множество факторов, важнейшими из которых являются качество инновации, маркетинг инновации, природа системы, в которую инновация вводится [3].
Возможности стратегии: ускорение освоения новых технологий и структур управления. Ограничения стратегии: дефицит квалифицированных субъектов, занимающихся распределением.
Д. Разделение функций или ресурсов между экономическими субъектами при условии использования общей инфраструктуры, каналов распространения и др.
Данный инструмент диверсификации подразумевает создание совместных предприятий, что может дать полезный эффект в следующих случаях:
– когда рискованно заниматься реализацией выгодного проекта в одиночку;
– когда объединение ресурсов двух или более независимых организаций создает структуру с более значительными конкурентными преимуществами, необходимыми для достижения успеха. В этих случаях каждый из партнеров вносит в общее дело свою долю специфических знаний и ресурсов, которых нет у другого участника;
– когда создание совместного предприятия, например, с иностранными партнерами являются единственной возможностью преодолеть импортные квоты, национальные политические интересы и культурные барьеры.
Возможности стратегии: экономия затрат на использовании общей инфраструктуры и каналов распределения.
Ограничения стратегии: крупные капитальные затраты и согласование интересов пользователей общей инфраструктуры.
Е. Выделение из состава экономического субъекта отдельных бизнес-процессов и передача их на контактной основе другим субъектам, специализирующимся в этой области (аутсорсинг).
Аутсорсинг – это передача на контрактной основе своих непрофильных функций сторонней организации, которая специализируется в конкретной области и обладает соответствующими знаниями, техническими средствами и опытом.
Экономическая сущность аутсорсинга состоит в передаче компании-аутсорсеру помимо непрофильных функций и бизнес-процессов еще и определенные полномочия, ответственность, риск.
Потенциал функциональных направлений применения аутсорсинга
Использование аутсорсинга функций управления связано с повышением требований к квалификации управляющего звена, а также с широким использованием информационных технологий управления.
Аутсорсинг сферы управления организацией, способствует широкому распространению новых методов, инструментов и технологий управления, повышению квалификации менеджеров среднего звена.
Аутсорсинг человеческих ресурсов приобретает для организации первостепенное значение в связи с распространением современных технологий менеджмента человеческих ресурсов [4]. Наряду с расширением спектра услуг кадровых агентств, необходимость в эффективном управлении человеческими ресурсами сформировала новые предложения на рынке аутсорсинга: привлечение персонала (человеческих ресурсов) внешней организации. Эта технология менеджмента человеческих ресурсов получила название «аутстаффинг»).
Производственный аутсорсинг применяется в тех случаях, когда компания-производитель решает передать отдельный процесс по изготовлению промежуточного продукта внешнему производителю. Помимо этого, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшего взаимодействия с ними уже по договору аутсорсинга.
Аутсорсинг информационных технологий (IТ – аутсорсинг) – заключается в передаче специализированным компаниям полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями [5]. IТ – аутсорсинг обслуживает информационные потребности организации: охватывает разнообразные по форме и содержанию виды деятельности, связанной с получением, обработкой, хранением, передачей информации, а также спектр сопутствующих консалтинговых услуг.
Аутсорсинг бизнес-процессов представляет собой передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, например, бухгалтерский учет, логистика, управление персоналом, маркетинг.
Возможности и ограничения аутсорсинга
Возможности стратегии:
– снижение совокупных издержек ведения бизнеса;
– приобретение комплектующие или услуги выше качеством и/или дешевле;
– улучшение инновационных возможностей компании;
– обеспечение большей гибкости компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений;
– ускорение приобретения ресурсов и навыков; сосредоточение компании на ключевых видах бизнеса.
Ограничения стратегии:
– недостаточная оперативность в предоставлении необходимых сведений для управления организацией;
– дефицит доверия;
– отсутствие квалифицированных специалистов в области аутсорсинга;
– слабость механизмов контроля над деятельностью организаций, которые предоставляют аутсорсинговые услуги;
– недостаточность законодательной базы по аутсорсингу.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:19:57