Сравнительный анализ зарубежного опыта регулирования слияний и поглощений

Попов В.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Попов В.Г. Сравнительный анализ зарубежного опыта регулирования слияний и поглощений // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 48-51.

Аннотация:
В статье представлен институциональный срез зарубежного регулирования рынка корпоративного контроля на основе опыта стран ЕС и США. Проанализированы существующие в этих странах правовые основы, на которые должен опираться корпоративный сектор при осуществлении слияний и поглощений.

Ключевые слова: слияния и поглощения, антимонопольное регулирование, модели корпоративного управления, акционерный капитал, рынок корпоративного контроля



Детальная проработка правовой инфраструктуры, регулирующей переход и перераспределение корпоративного контроля, получила широкое распространение в США и Великобритании. Этому способствовало колоссальное развитие фондового рынка, распыленность акционерного капитала, развитие корпоративного управления, культурные традиции стран.

Модели корпоративного управления имеют фундаментальные различия в исторически сложившихся культурных парадигмах Европы и США, влияющих на развитие перехода и перераспределения корпоративного контроля. Именно слияния и поглощения в странах англосаксонской модели корпоративного управления являются механизмом перехода и перераспределения корпоративного контроля.

Европейская модель корпоративного управления

Европейская модель корпоративного управления характеризуется отношением к акционерному обществу как к социальному институту, позволяя концентрировать контрольные пакеты акций предприятия среди стратегических инвесторов. Особенностью данной модели корпоративного управления в частности является осуждение недружественных поглощений общественным мнением. В частности, рынок слияний и поглощений в Великобритании характеризуется саморегулированием. В английской практике можно выделить два направления разрабатываемых и публикуемых правительством и другими негосударственными организациями документов, регулирующих слияния и поглощения и корпоративный сектор — это документы правительственных комитетов и неправительственных организаций [1]. Большая часть документов корпоративного законодательства Великобритании носит рекомендательный характер, что обуславливает появление различных кодексов, регулирующих взаимоотношения среди принципалов и агентов, и носящих в большей степени рекомендательный характер. Регулирование рынка слияний и поглощений в Евросоюзе осуществляется на основе регламентов Европейского парламента, в частности Деректив Совета ЕС и др. В основе Директив совета ЕС, регулирующих M&A (mergers & acquisitions), лежит Кодекс Сити по слияниям и поглощениям (City Code on Takeovers and Mergers) – незаконодательный свод правил по слияниям и поглощениям, разработанный в 1968 г. Банком Англии. Кодекс Сити по слияниям и поглощениям позволяет снизить оппортунизм менеджеров, создает все институциональные условия, наделяя равными правами всех акционеров компании. В основном Кодекс Сити по слияниям и поглощениям применяется локально. Регулятором сделок слияний и поглощений выступает Комитет по слияниям и поглощениям (Panel on Takeovers and Mergers), состоящий из представителей центрального банка Англии, Лондонской валютной биржи и лиц, представленных другими финансовыми учреждениями страны.

Страны континентальной Европы используют не саморегулирование, а законодательно оформленные принципы и правила по проведению слияний и поглощений. Ярким примером служит Швейцария, трансформировавшая добровольный кодекс поглощений бирж 1989 г. в положения Закона о биржах и фондовой торговле 1995 г.

В некоторых европейских государствах, в частности в Германии и Нидерландах, прослеживается усиленный контроль со стороны государства за приобретениями предприятий, развито картельное законодательство, есть четкие принципы и процедуры согласования поглощений с работниками предприятий. Модель корпоративного управления в Германии характеризуется высоким участием в деятельности акционерного общества компаний-партнеров, ядром такой корпоративной модели выступают в основном банки, корпоративный контроль осуществляют в основном инсайдеры.

Структура собственности акционерного капитала сконцентрирована у институциональных игроков. Акционеры инициируют стратегию своей компании на долгосрочную перспективу. В связи с этим, многие экономисты придерживаются мнения, что рынок корпоративного контроля в Германии относительно пассивен [2].

Смешанное регулирование сделок слияний и поглощений происходит во Франции, Испании и Бельгии.

Принципы 13-й Директивы Совета и Парламента ЕС

В Европе регулирование сделок слияний и поглощений осуществляется не только на национальном уровне, весомый вклад в это регулирование вносят Директивы Совета и Парламента ЕС, которые определяют общие принципы и минимальные стандарты для государств – членов ЕС. В связи с этим, следует отметить, что принятие такой Директивы не означает, что на территории ЕС «действуют единые законы, регулирующие процесс поглощения компаний…. Однако национальные законодательные акты государств-членов Евросоюза должны быть приведены в соответствии с требованиями 13-й Директивы, в основу которой легли общие для всех принципы» [3].

Основные задачи Директивы Совета ЕС:

– pащита интересов акционеров;

– cоздание правовой европейской инфраструктуры способной разрешить конфликты, возникающие при поглощении;

– гармонизация корпоративного законодательства стран Евросоюза в области слияний и поглощений;

– возможность предоставления любой компании приобретать контрольные пакеты акций других компаний;

– ограничение используемых средств защиты поглощаемой компанией.

Контроль за соблюдением установленных в Директиве норм и правил осуществляют независимые органы государственной власти, общественные объединения и частные организации, наделенные функциями контроля.

Американская модель корпоративного управления

Американская модель корпоративного управления характеризуется большим количеством акционеров, а корпоративный контроль за деятельностью компании и ее менеджмента, осуществляется через фондовый рынок. Государство выступает разработчиком правил для всех игроков рынка корпоративного контроля с помощью следующего законодательства [4]:

– федеральное законодательство о ценных бумагах (закон о ценных бумагах 1933 г., закон о ценных бумагах и биржах 1934 г., закон Уильямсона 1968 г.);

– федеральное антимонопольное законодательство (закон Шермана 1890 г, закон Клейтона 1914 г, закон Селлера-Кефовера 1950 г., закон о совершенствовании антимонопольного законодательства Харта-Скотта-Родино 1976 г.);

– законодательство штатов против захвата компаний;

– антимонопольное законодательство Штатов;

– специфические отраслевые правила;

– природоохранное законодательство;

– трудовое и пенсионное законодательство;

– соответствующее иностранное законодательство.

Органами регулирования слияний и поглощений в США выступают антитрестовский отдел Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия США, несущие ответственность за исполнение антимонопольного законодательства США. Регулирование слияний и поглощений осуществляется не только на федеральном уровне, но и с помощью локальных законов отдельных штатов США.

Рассмотрение зарубежного опыта регулирования перехода корпоративного контроля, позволяет выстроить четкие институциональные правила взаимодействия игроков на рынке. В свою очередь, данный срез зарубежного опыта, показывает различные подходы к регулированию сделок слияний и поглощений с учетом разных правовых систем и традиций, что в свою очередь, должно найти свое место при дальнейшем совершенствовании отечественного законодательства.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:20:53