Основные тенденции реформирования пенсионных систем в современном мире

Бурлака Н.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бурлака Н.П. Основные тенденции реформирования пенсионных систем в современном мире // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 25-30.

Аннотация:
В статье рассматриваются причины кризиса пенсионных систем и основные направления их трансформирования в различных странах мира, а также проблемы, возникающие в результате осуществления пенсионных реформ, и пути их решения.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная реформа, пенсионное обеспечение, зарубежный опыт, увеличение доли пожилых людей, демографическая проблема, система частного страхования



В 1980-х годах ХХ века пенсионные системы практически всех стран вступили в новый этап своего развития, который связан с происходящими в мире макроэкономическими, социально-политическими, а также демографическими сдвигами.

Наиболее значимой объективной причиной, которая обусловила необходимость проведения пенсионных реформ в мировой практике, был демографический фактор, приведший к быстрому увеличению доли пожилых людей в общей численности населения. Этот процесс затрагивает все мировое сообщество, и в первую очередь развитые государства.

Для понимания остроты демографической проблемы, степени её влияния на пенсионные системы необходимо отметить следующее.

При введении Бисмарком пенсионного обеспечения в конце ХIХ века средняя продолжительность жизни составляла около 40 лет (данные 1889 года) и лишь 25% населения доживала до 70 лет. По данным Всемирного банка средняя продолжительность жизни европейцев в 2003 году составляла 77 лет.

Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения

В настоящее время, по данным Международной организации труда, в государствах Евросоюза насчитывается почти 100 миллионов лиц пожилого возраста, в то время как общая численность населения равна 321 млн чел. Аналитики прогнозируют, что к 2025 году количество граждан, перешагнувших 65-летний рубеж, увеличится на 21 млн. чел., при этом численность активного населения в трудоспособном возрасте уменьшится на 15 млн. чел.

Особенно негативное влияние на пенсионные системы тенденция старения населения оказывала в Европе, где распределительные пенсионные системы давно и успешно действовали и где пенсионеры получали солидные пенсии, которые складывались из текущих отчислений работающих граждан.

По данным МВФ, в большинстве развитых стран на одного человека старше 65 лет приходится 4-5 человек трудоспособного возраста (за трудоспособный принимается возраст от 15 до 64 лет). Если установить нижний возраст трудоспособности 20-25 лет, то это соотношение составит по странам Европы 1:2, по США – 1:3,5. В России это соотношение равняется 1:1,7,а по некоторым оценкам 1:1,3. Налицо увеличение пенсионной нагрузки на работающее население и усиление давления пенсионной системы на экономику всех стран.

В специальном докладе ООН говорится, что к 2050 году на планете будет жить больше людей старше 60 лет, чем тех, кто старше 15 лет. Следовательно, тенденция увеличения доли пожилых людей в общей численности населения имеет устойчивый и долгосрочный характер.

Однако необходимость пенсионных реформ была обусловлена не только демографическим фактором, но также изменением экономических, социальных и политических условий в мире.

Рассмотрение различных направлений трансформации пенсионных систем в зарубежных странах позволяет отметить несколько закономерностей, общих для всех пенсионных реформ.

Закономерности, общие для пенсионных реформ всех стран

1. Практически все реформы связаны с созданием добровольных накопительных систем, при этом сохраняется государственная распределительная система. Здесь действует стратегия дополнения системы «PAYG», когда пенсии выплачиваются за счет взносов работающего населения при наличии элементов финансирования со стороны рыночных механизмов (Швеция, Италия, Венгрия, Польша, ряд стран Латинской Америки).

Здесь очень важно изменение психологии работника, который должен осознавать необходимость отчисления в период своей трудовой деятельности взносов в накопительную систему. Предусматривалось, что пенсионная система из бремени для экономики превратится в рычаг ее развития в связи с появлением значительного объема «длинных» пенсионных денег [1], которые можно использовать в качестве инвестиций. В тех странах, которые ввели накопительные пенсионные системы, значительно возросли частные пенсионные средства в национальном акционерном капитале. Например, в Великобритании данный показатель достиг 34%; Ирландии – 29%, Голландии – 13%, Дании – 11%.

Ослабление первой составляющей национальных систем при укреплении и усилении второй при активном содействии развитию добровольного страхования являлось стратегическим направлением реформирования и трансформации пенсионных систем в большинстве европейский стран. Почти половина из них сократили свои национальные государственные пенсионные программы и заменили их индивидуальными сберегательными счетами, регулируемыми коммерческими методами и рыночными механизмами.

2. Происходит пересмотр основных параметров пенсионного обеспечения – пенсионный возраст, размеры страховых взносов, порядок индексации пенсий. Таким образом, поступили в Германии и Швеции, где пенсионный возраст увеличился до 65 лет. В Польше пенсионный возраст для мужчин составил 65 лет, для женщин 60 лет, а в Венгрии установили единый возрастной порог в 62 года для всех пенсионеров. При этом изменяются механизмы и принципы индексации пенсий в зависимости от инфляции. В Японии и Швеции индексацию пенсий проводят в соответствии с изменением роста потребительских цен, а в Германии и Австрии такая индексация осуществляется на основе индекса чистых доходов. Во Франции пенсии индексируют с учетом сложного индекса, в котором учитываются оба этих показателя.

3. Происходит фактически полная замена государственной пенсионной системы на систему частного страхования. При этом наблюдается переход от распределительной к накопительной пенсионной системе в рамках бывшей государственной пенсионной системы. Пример такого реформирования — Чили, затем идут Аргентина, Колумбия, Перу, Уругвай, а на постсоветском пространстве — Казахстан.

4. Реформирование налоговой системы, налогового регулирования и тарифной политики. Государство путем предоставлением серьезных налоговых льгот и постепенной передачей ответственности за пенсию от государства гражданам включает работающих в систему добровольных накопительных пенсионных взносов. Это характерно для таких стран, как Швейцария и США.

5. Реформирование пенсионной системы в связи с изменениями в макроэкономической политике и политике в сфере труда. При этом основные усилия направляются на изменение доли занятых в общественном производстве в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни и трудовую миграцию. Примером здесь служат скандинавские страны, где приняты государственные программы, направленные на стимулирование трудовой занятости лиц пенсионного возраста.

6. Пенсионные активы освобождаются от ограничений при инвестировании, например в Бельгии отменен порядок обязательного инвестирования 15% совокупных активов в государственные ценные бумаги и разрешено привлечение банков всех европейский стран для депозитарных услуг. В результате Бельгии заняла лидирующее положение среди других европейских стран по доходам пенсионных активов.

Личная финансовая ответственность будущих пенсионеров

Следует отметить, что реформы в различных странах достигались комбинациями вышеуказанных направлений.

Реформирование национальных пенсионных систем почти всегда вызывает социальное напряжение в обществе, поэтому развитые страны подходят к этому вопросу крайне осторожно. Страны с переходной экономикой действуют более радикально. Венгрия, Польша, Хорватия и Латвия перешли на обязательную накопительную систему в качестве второго уровня пенсионного обеспечения.

При всем многообразии проводимых в мире пенсионных реформ их общее направление – это переход от государственных уравнительных принципов к индивидуально-накопительным, то есть к личной финансовой ответственности людей за свое материальное обеспечение в старости. Важно учитывать и капитализацию средств, которые гражданин вносит на индивидуальные пенсионные счета.

[1] Имеются в виду пенсионные финансовые накопления, которые будут востребованы их владельцами в далеком будущем — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:14:33