Инновации в предпринимательских структурах как фактор конкурентоспособности экономики

Каюченко А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Современные экономические тенденции приводят к усложнению и росту количества экономических связей, в результате, условия для успешной конкуренции становятся более жесткими. По мнению автора, выработка наиболее эффективных путей и способов создания здоровой конкурентной среды связана, в первую очередь, с внутренним инновационным развитием субъектов конкуренции, а также с переносом акцента на развитие конкуренции на уровне предприятий и предпринимательских структур.

Ключевые слова: инновации, конкурентные преимущества, инновационное развитие, конкуренция, предпринимательская структура, конкурентоспособность предприятия, субъект конкуренции



Интеграционные процессы в мире происходят на фоне ужесточающегося всеобщего соперничества, усиления конкуренции. Этот процесс идет на уровне товаров, фирм, стран и их объединений.

Особенностью конкуренции является ее сложная системная организация. Однако в конечном итоге вся конкурентная система и каждый ее элемент могут быть разложены до отдельного субъекта. Он представляет собой минимальную единицу, формирующую конкурентные системы.

В зависимости от уровня исследования обычно выделяют три типа субъектов: товар, предпринимательская структура, а также отдельная отрасль, экономика или государство.

Вне зависимости от типа субъекта, его конкурентоспособность как относительная величина может быть рассмотрена с двух сторон:

– как внутренняя конкурентоспособность, характеризующая сам объект: то, насколько он конкурентоспособен по отношению к средней или абстрактной величине;

– как внешняя конкурентоспособность – характеристика того, насколько остальные объекты рассматриваемой конкурентной системы конкурентоспособны по отношению к рассматриваемому объекту.

Изменение этих факторов также влияет на уровень конкурентоспособности объекта и обуславливает уровень конкуренции в системе. Внутренний аспект конкурентоспособности связан с улучшением собственных преимуществ объекта, а внешний – с изменением преимуществ конкурентов. В реальной жизни, конечно же, преобладает смешанная динамика, когда изменению подвергаются одновременно оба фактора.

Укрепление преимуществ

В последнее время по мере развертывания процессов глобализации границы между конкурентными кластерами стираются. Усиливается пространственная, геополитическая, информационная, экономическая интеграция. Барьеры между отдельными обособленными системами размываются, становятся менее четкими и начинают носить условный характер [1].

Ввиду данной тенденции возрастает роль внутренней конкурентоспособности в противовес внешней. По мере того как в процессе интеграции системы становятся более крупными и глобальными, воздействие на внешнюю составляющую конкурентоспособности для улучшения конкурентных позиций оказывается всё более дорогостоящим «удовольствием».

Любое изменение (внутренних) конкурентных преимуществ возможно благодаря обновлениям и позитивным преобразованиям самого объекта конкуренции: совершенствование продукта, повышение эффективности работы компании, улучшение системы распределения национального богатства и т.п. Таким образом, развитие конкурентных преимуществ связано с обновлением и позитивными преобразованиями, то есть с инновациями в различных областях.

Инновации как осмысленный процесс (равно как и другая экономическая и интеллектуальная деятельность) позволяют увеличить вероятность положительных изменений и приблизить их наступление, задавая последовательность и позволяя управлять развитием объекта и его конкурентоспособностью.

Путь укрепления (приобретения) конкурентных преимуществ за счет инноваций ведет к усилению конкуренции и повышению эффективности. Путь снижения внешнего конкурентного давления ведет к ослаблению конкуренции в системе, торможению развития или даже регрессии [2].

Исходя из этого, развитие конкуренции за счет управления инновациями в области конкурентных преимуществ гораздо более эффективно позволяет создать здоровые конкурентные условия в системе, чем ограничительные действия по отношению самым конкурентоспособным объектам.

Инновационное воздействие на конкурентоспособность

Воздействуя на внешнюю составляющую конкуренции, предел достигается там, где у всех конкурентный уровень равен минимальному уровню конкурентоспособности. Это уровень, соответствующий самому неконкурентоспособному объекту, абстрактному нулю.

С другой стороны, предела для роста конкуренции путем повышения внутренних преимуществ отдельно взятых объектов не существует, максимального уровня инноваций, и развития конкурентных преимуществ не существует (всегда что-то можно улучшить).

С точки зрения повышения конкурентоспособности существует несколько путей инновационного воздействия:

– воздействие на конкурентоспособность товаров, то есть на технологии и качество;

– с помощью реформ, социальной, культурной и экономической инженерии изменение конкурентоспособности на макроуровне, что ведет к развитию преимущества государства и экономики в целом;

– воздействие на экономическую конкурентоспособность и повышение конкуренции на уровне предприятий (мезоуровне) [3].

В аналитической таблице сопоставлены процессы инновационного повышения конкурентных преимуществ на различных уровнях конкуренции по 5-и ключевым параметрам.

Таблица

Эмпирическая оценка инновационного процесса на различных уровнях конкуренции


Микроуровень
Мезоуровень
Макроуровень
1. Скорость внедрения инновации
Мгновенные или быстрые изменения, в зависимости от рынка
Средняя или высокая скорость внедрения в зависимости от отрасли
Медленное обновление, инновации трудно поддаются внедрению
2. Сложность распространения и легкость воспроизведения
Инновации легко или очень легко копируются
Копируются не очень просто, зачастую требуется много времени и ресурсов для точного воспроизведения
Трудно воспроизводятся (копируются) в силу социокультурных, географических и исторических различий
3. Доступность информации для инноваций
Защищены патентами или авторскими правами, держатся в секрете, информация в открытом доступе отсутствует
Информация редко защищена, обычно может быть получена вместе с работниками компаний, передовой опыт в свободном доступе
Информация и статистика в открытом доступе, учебниках, исторических материалах и архивах
4. Возможность оценки эффекта от инноваций
Можно легко и точно оценить эффект
Можно достаточно точно спрогнозировать эффект и оценить результаты
Трудно спрогнозировать конечный итог преобразований
5. Срок наступления позитивных изменений
1 день – 1 месяц
(в среднем; иногда до 1 года)
1 месяц – 1 год
(в среднем; иногда до нескольких лет)
1 год – десятилетия
(в среднем; иногда до столетий)

Мезоуровень

Именно воздействие на конкуренцию на мезоуровне оказывается наиболее эффективным способом повышения конкурентоспособности экономики. Данный подход имеет ряд преимуществ:

– средняя скорость инноваций позволяет одновременно оперативно реагировать на изменения, а так же создать задел конкурентных преимуществ;

– трудность копирования конкурентами средняя: проведение инновации не так легко как на микроуровне, но и не так тяжело как на макроуровне;

– эффект от инноваций наступает относительно быстро и длится достаточно долго;

– объективные обстоятельства (условия игры) не успевают так резко поменяться, как на микроуровне, что позволяет оценить и спрогнозировать эффект, реализации программных мер или выбранной стратегии;

– передовые методы и информация, необходимая для инноваций, находится в относительно свободном доступе в виде business-case или опыта профессионалов (head-hunt).

Для усиления конкуренции можно улучшать конкурентные позиции, а можно развивать конкурентные преимущества. В ситуации усложнения экономических связей, роста их количества и разнообразия, развитие конкурентных преимуществ становится наиболее эффективным способом. Оно связано с обновлением и позитивными преобразованиями, то есть с инновациями в различных областях.

Инновационное развитие на уровне предприятий и отдельных предпринимательских структур является наиболее эффективным путем обеспечения конкурентоспособности, сохранения существующих и выработки новых конкурентных преимуществ.

es.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:14:38