Инновации в предпринимательских структурах как фактор конкурентоспособности экономики
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Каюченко А.В. Инновации в предпринимательских структурах как фактор конкурентоспособности экономики // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 71-76.
Аннотация:
Современные экономические тенденции приводят к усложнению и росту количества экономических связей, в результате, условия для успешной конкуренции становятся более жесткими. По мнению автора, выработка наиболее эффективных путей и способов создания здоровой конкурентной среды связана, в первую очередь, с внутренним инновационным развитием субъектов конкуренции, а также с переносом акцента на развитие конкуренции на уровне предприятий и предпринимательских структур.
Ключевые слова: инновации, конкурентные преимущества, инновационное развитие, конкуренция, предпринимательская структура, конкурентоспособность предприятия, субъект конкуренции
Интеграционные процессы в мире происходят на фоне ужесточающегося всеобщего соперничества, усиления конкуренции. Этот процесс идет на уровне товаров, фирм, стран и их объединений.
Особенностью конкуренции является ее сложная системная организация. Однако в конечном итоге вся конкурентная система и каждый ее элемент могут быть разложены до отдельного субъекта. Он представляет собой минимальную единицу, формирующую конкурентные системы.
В зависимости от уровня исследования обычно выделяют три типа субъектов: товар, предпринимательская структура, а также отдельная отрасль, экономика или государство.
Вне зависимости от типа субъекта, его конкурентоспособность как относительная величина может быть рассмотрена с двух сторон:
– как внутренняя конкурентоспособность, характеризующая сам объект: то, насколько он конкурентоспособен по отношению к средней или абстрактной величине;
– как внешняя конкурентоспособность – характеристика того, насколько остальные объекты рассматриваемой конкурентной системы конкурентоспособны по отношению к рассматриваемому объекту.
Изменение этих факторов также влияет на уровень конкурентоспособности объекта и обуславливает уровень конкуренции в системе. Внутренний аспект конкурентоспособности связан с улучшением собственных преимуществ объекта, а внешний – с изменением преимуществ конкурентов. В реальной жизни, конечно же, преобладает смешанная динамика, когда изменению подвергаются одновременно оба фактора.
Укрепление преимуществ
В последнее время по мере развертывания процессов глобализации границы между конкурентными кластерами стираются. Усиливается пространственная, геополитическая, информационная, экономическая интеграция. Барьеры между отдельными обособленными системами размываются, становятся менее четкими и начинают носить условный характер [1].
Ввиду данной тенденции возрастает роль внутренней конкурентоспособности в противовес внешней. По мере того как в процессе интеграции системы становятся более крупными и глобальными, воздействие на внешнюю составляющую конкурентоспособности для улучшения конкурентных позиций оказывается всё более дорогостоящим «удовольствием».
Любое изменение (внутренних) конкурентных преимуществ возможно благодаря обновлениям и позитивным преобразованиям самого объекта конкуренции: совершенствование продукта, повышение эффективности работы компании, улучшение системы распределения национального богатства и т.п. Таким образом, развитие конкурентных преимуществ связано с обновлением и позитивными преобразованиями, то есть с инновациями в различных областях.
Инновации как осмысленный процесс (равно как и другая экономическая и интеллектуальная деятельность) позволяют увеличить вероятность положительных изменений и приблизить их наступление, задавая последовательность и позволяя управлять развитием объекта и его конкурентоспособностью.
Путь укрепления (приобретения) конкурентных преимуществ за счет инноваций ведет к усилению конкуренции и повышению эффективности. Путь снижения внешнего конкурентного давления ведет к ослаблению конкуренции в системе, торможению развития или даже регрессии [2].
Исходя из этого, развитие конкуренции за счет управления инновациями в области конкурентных преимуществ гораздо более эффективно позволяет создать здоровые конкурентные условия в системе, чем ограничительные действия по отношению самым конкурентоспособным объектам.
Инновационное воздействие на конкурентоспособность
Воздействуя на внешнюю составляющую конкуренции, предел достигается там, где у всех конкурентный уровень равен минимальному уровню конкурентоспособности. Это уровень, соответствующий самому неконкурентоспособному объекту, абстрактному нулю.
С другой стороны, предела для роста конкуренции путем повышения внутренних преимуществ отдельно взятых объектов не существует, максимального уровня инноваций, и развития конкурентных преимуществ не существует (всегда что-то можно улучшить).
С точки зрения повышения конкурентоспособности существует несколько путей инновационного воздействия:
– воздействие на конкурентоспособность товаров, то есть на технологии и качество;
– с помощью реформ, социальной, культурной и экономической инженерии изменение конкурентоспособности на макроуровне, что ведет к развитию преимущества государства и экономики в целом;
– воздействие на экономическую конкурентоспособность и повышение конкуренции на уровне предприятий (мезоуровне) [3].
В аналитической таблице сопоставлены процессы инновационного повышения конкурентных преимуществ на различных уровнях конкуренции по 5-и ключевым параметрам.
Таблица
Эмпирическая оценка инновационного процесса на различных уровнях конкуренции
|
Микроуровень
|
Мезоуровень
|
Макроуровень
|
1. Скорость внедрения инновации
|
Мгновенные или быстрые изменения, в зависимости от рынка
|
Средняя или высокая скорость внедрения в зависимости от
отрасли
|
Медленное обновление, инновации трудно поддаются внедрению
|
2. Сложность распространения и легкость воспроизведения
|
Инновации легко или очень легко копируются
|
Копируются не очень просто, зачастую требуется много
времени и ресурсов для точного воспроизведения
|
Трудно воспроизводятся (копируются) в силу
социокультурных, географических и исторических различий
|
3. Доступность информации для инноваций
|
Защищены патентами или авторскими правами, держатся в
секрете, информация в открытом доступе отсутствует
|
Информация редко защищена, обычно может быть получена
вместе с работниками компаний, передовой опыт в свободном доступе
|
Информация и статистика в открытом доступе, учебниках, исторических
материалах и архивах
|
4. Возможность оценки эффекта от инноваций
|
Можно легко и точно оценить эффект
|
Можно достаточно точно спрогнозировать эффект и оценить
результаты
|
Трудно спрогнозировать конечный итог преобразований
|
5. Срок наступления позитивных изменений
|
1 день – 1 месяц
(в среднем; иногда до 1 года) |
1 месяц – 1 год
(в среднем; иногда до нескольких лет) |
1 год – десятилетия
(в среднем; иногда до столетий) |
Мезоуровень
Именно воздействие на конкуренцию на мезоуровне оказывается наиболее эффективным способом повышения конкурентоспособности экономики. Данный подход имеет ряд преимуществ:
– средняя скорость инноваций позволяет одновременно оперативно реагировать на изменения, а так же создать задел конкурентных преимуществ;
– трудность копирования конкурентами средняя: проведение инновации не так легко как на микроуровне, но и не так тяжело как на макроуровне;
– эффект от инноваций наступает относительно быстро и длится достаточно долго;
– объективные обстоятельства (условия игры) не успевают так резко поменяться, как на микроуровне, что позволяет оценить и спрогнозировать эффект, реализации программных мер или выбранной стратегии;
– передовые методы и информация, необходимая для инноваций, находится в относительно свободном доступе в виде business-case или опыта профессионалов (head-hunt).
Для усиления конкуренции можно улучшать конкурентные позиции, а можно развивать конкурентные преимущества. В ситуации усложнения экономических связей, роста их количества и разнообразия, развитие конкурентных преимуществ становится наиболее эффективным способом. Оно связано с обновлением и позитивными преобразованиями, то есть с инновациями в различных областях.
Инновационное развитие на уровне предприятий и отдельных предпринимательских структур является наиболее эффективным путем обеспечения конкурентоспособности, сохранения существующих и выработки новых конкурентных преимуществ.
es.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:14:38