Теоретические предпосылки формирования приоритетных национальных проектов в социальной сфере

Фахрутдинова Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Фахрутдинова Е.В. Теоретические предпосылки формирования приоритетных национальных проектов в социальной сфере // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 16-22.

Аннотация:
Проблемы обеспечения социальной сферы находятся в фокусе экономических дискуссий последних лет. Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Концентрированным выражением целей развития страны является повышение конкурентоспособности национальной экономики. Для современных условий – это выход на передовые технологические рубежи, развитие наукоемких, высокотехнологичных производств, повышение образовательного и квалификационного уровня рабочей силы. Это невозможно без осуществления инвестиций в человеческий капитал и развития социальной сферы.

Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, качество жизни, благосостояние, национальные приоритеты, государственные программы



В настоящее время Россия перешла на международную хозяйственную классификацию всех видов экономической деятельности, на основе которой был введен в действие общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства. В нем все отрасли подразделяются на материальное производство и сферу услуг, причем последняя намного шире по составу, если сравнивать ее с непроизводственной сферой в советской классификации и вышеприведенном определении. Поэтому отрасли социальной сферы оказались объединенными в составе сферы услуг с такими разнородными, не имеющими с ними внутреннего функционального единства секторами экономики, как транспорт (грузовой и пассажирский), связь (в части обслуживания как производства, так и населения), торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и др.

Таким образом, отсутствие четкого критерия выделения социальной сферы приводит к многозначной трактовке ее экономического содержания и состава, терминологической омонимии. В то же время необходимо подчеркнуть, что речь идет не только и не столько о терминологии, хотя и наведение «терминологического порядка» является немаловажной задачей экономической теории, показателем ее зрелости как науки. Необходимость научного критерия социальной сферы с теоретической точки зрения обусловлена потребностью в точном определении ее экономического содержания, отраслевого состава, места и роли в системе отношений национального воспроизводства, разработке подходов к оценке эффективности вложений в эту сферу, результатов ее функционирования и т.п. С позиций практики хозяйствования и управления такой критерий необходим для разработки и реализации социальной политики государства, определения ее приоритетов, научно обоснованного установления доли ресурсов общества, выделяемых для развития социальной сферы, построения и отладки механизма ее финансирования.

Совокупный фонд нематериального богатства общества

С учетом этих требований, на наш взгляд, содержательным критерием выделения социальной сферы, задающим ее границы, состав и структуру, является ее функциональное назначение в системе национального общественного воспроизводства. Будучи подсистемой последнего, социальная сфера выполняет особую экономическую функцию: она обеспечивает накопление и расширенное воспроизводство индивидуального человеческого капитала и совокупного человеческого потенциала общества как специфической формы его нематериального богатства. В соответствии с этим критерием в состав социальной сферы должны входить, прежде всего, отрасли, непосредственно участвующие в выполнении этой функции: образование, наука, культурно-рекреационный комплекс и здравоохранение. И хотя результаты деятельности отраслей социальной сферы имеют, как правило, форму нематериальных услуг (с учетом отмеченной выше определенной условности этого понятия), критерий материализации результатов труда, на наш взгляд, не имеет первостепенного значения.

Совокупный общественный человеческий потенциал представляет собой не просто механическую сумму индивидуальных человеческих капиталов. Его можно определить как особую форму нематериального богатства общества, накопленный им за всю историю совокупный фонд (запас) знаний, умений, навыков, здоровья, культурных достижений и духовных ценностей. Совокупный человеческий потенциал общества является долговременным результатом тесного взаимодействия различных сфер национального воспроизводства, развития всего социального уклада жизни людей данной страны. Однако центральную роль в этом взаимодействии и, соответственно, в накоплении и расширенном воспроизводстве человеческого потенциала общества, играет именно социальная сфера.

Входящие в эту сферу отрасли образования, здравоохранения, науки и культуры обеспечивают приращение и умножение совокупного фонда нематериального богатства общества. В отличие от них такие секторы экономики, как производство потребительских благ, торговля и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный пассажирский транспорт, бытовое обслуживание населения и некоторые другие, обеспечивают по преимуществу лишь текущее личное потребление. Хотя их деятельность объективно и способствует формированию общих условий воспроизводства человеческого потенциала, тем не менее, роль их ограничена удовлетворением текущих личных потребностей людей. Выполняя свою воспроизводственную функцию, социальная сфера тем самым вносит свой вклад в достижение устойчивого социально-экономического развития общества.

Принципиально важно при рассмотрении экономической политики исходить из конкретно-исторического подхода к её изучению на разных этапах общественного развития.

Социальная политика и ее задачи

Политика, как научная категория, имеет в качестве объекта воздействия социальные группы и (или) отношения внутри и между социальными группами по поводу реализации их интересов, а в качестве субъекта – институционально оформленные социальные группы, осуществляющие это воздействие: в первую очередь — это государство, а также конкретные институты гражданского общества.

Представляется, что обязательными атрибутами развитой и институционально оформленной политики является наличие официальной государственной идеологии (целей, принципов, приоритетов), а также мер и механизмов её реализации (законодательных, институциональных, финансовых, информационных, пропагандистских, научных, кадровых и других).

Не стоит забывать, что главной задачей социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения за счет поэтапного решения социальных проблем, выработки механизмов эффективного использования бюджетных средств при согласовании обязательств Правительства и реальных возможностей финансирования.

Составной частью экономической социальной работы является здравоохранение. Медико-социальная помощь рассматривается как один из основных механизмов реализации на практике государственной политики в области социальной защиты и поддержки населения. Здоровье рассматривается как экономическая категория. Общественное здоровье — это макроэкономический показатель, непосредственно влияющий на расширенное воспроизводство рабочей силы и, следовательно, на процесс материального производства общественного богатства государства и благосостояния человека как объекта социальной работы.

Образование и социальная защита

Одним из субъектов экономического пространства социальной работы является система образования. Образование выполняет, по меньшей мере, две важнейшие функции. Первая, в широком смысле — развитие личности, включая ее социализацию, а также духовное, нравственное развитие. Вторая — экономическая функция, подчиненная требованию воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Предпосылкой общественного прогресса является взаимосвязь этих функций. А условием реализации этой взаимосвязи является создание соответствующих ресурсных условий. Совершенствование экономического пространства образования должно продолжаться в направлении сохранения основных фондов учреждений образования, их экономического обеспечения как за счет государственного бюджета, так и за счет привлечения дополнительных источников и перехода на многоканальную модель финансирования. В перспективе предполагается обеспечить реализацию гарантий на получение бесплатного образования, но в то же время продолжится создание и расширение рынка платных образовательных услуг.

Определенное место в экономическом пространстве социальной работы занимает система социальной защиты населения, включающая комплекс разнообразных целевых услуг различным слоям населения. Эта сфера находится в государственном ведении и ограничивается категориями населения, находящимися в трудной жизненной ситуации.

На федеральном уровне в Российской Федерации эта сфера предоставляет минимальные социальные гарантии в виде пенсий, пособий, льгот и услуг в соответствии с законодательно установленными социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий обеспечивается социально-экономическая поддержка сверх государственного уровня. Происходит профессионализация благотворительных организаций, накапливается опыт экономического взаимодействия с другими субъектами пространства социальной работы.

Культура, искусство и социальное страхование

Составной частью экономического пространства являются культура и искусство. В перспективе предусматривается обеспечить экономические условия для более широкого применения нетрадиционных форм поддержки отечественной культуры и искусства, которые пока существенно сдерживаются из-за отсутствия нескольких факторов и в том числе из-за замедленных темпов структурных преобразований в социально-культурной сфере. Важное место в экономическом пространстве социальной работы занимает сфера труда и быта. Один из основных аспектов регулирования экономического пространства социальной защиты в трудовой сфере – социальное страхование. Необходимо повышать ставки страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются условия труда и не снижается вредность производства.

Преобразования в социальной сфере сосредоточены на решении следующих основных задач:

— создание условий для всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших материальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское и социальное обслуживание, общее образование;

— создание условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

— обеспечение адресной социальной помощи малоимущим гражданам и улучшения социального обслуживания нуждающихся граждан.

Более значимое место в экономике социальной работы занимают благотворительные фонды, общественные организации. По-прежнему приоритетными остаются программы помощи незащищенным слоям населения, поддержка здравоохранения, образования, физической культуры, культуры и искусства.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:12:58