Межрегиональная инновационная система – эффективный механизм перевода региональных экономик на инновационный путь развития
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (95), Ноябрь 2014
Цитировать:
Савзиханова С.Э. Межрегиональная инновационная система – эффективный механизм перевода региональных экономик на инновационный путь развития // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 11. – С. 46-52.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22616217
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Межрегиональная инновационная система, являясь основой национальной инновационной системы, формируется на основе инновационной стратегии, политики и потенциала регионов. Автором предложен инновационный механизм, способствующий развитию технологической базы региона и повышению конкурентоспособности. Обоснована необходимость создания Северо-Кавказской инновационной системы, имеющей распределенную структуру и предусматривающей создание условий для формирования инновационной прорывной экономики в каждом регионе Северо-Кавказского федерального округа.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, человеческий капитал, производство, интеграция, информационное пространство, кластер, модернизация, инновационный процесс, межрегиональная инновационная система, сетевая интеграция, коммуникационное пространство
Принятие страной инновационной модели развития создает ситуацию, где центры управления инновационными процессами получают основную долю добавленной стоимости. Следовательно, наиболее прибыльная деятельность, финансовый и человеческий капитал концентрируются в небольшом количестве мест (центрах развития), где скапливаются основные мощности инновационного характера – центры принятия решений, информационные технологии, базы знаний.
Остальные территории автоматически превращаются в сырьевую и технологическую периферию, поставщиков необходимых ресурсов и зоны для сброса устаревших технологий, в производственные цеха – фактические центры затрат, несущие на себе еще и экологические, и социальные риски [1, 2]. Это в большей степени относится к регионам Северо-Кавказского федерального округа (CКФО), где только Ставропольский край и Республика Дагестан обладают чуть большим, чем другие республики, инновационным потенциалом.
По сетевому пути
Если отдельно рассматривать потенциал каждой республики Северо-Кавказского региона, то можно заметить, что у них нет достаточных возможностей для создания полноценной региональной инновационной системы. В этих республиках слабо развита академическая наука и вузы не имеют соответствующей материально-технической базы для организации научной и инновационной деятельности на должном уровне.
Однако в настоящее время нет больше необходимости в концентрации инноваций в одном месте. Современные телекоммуникационные технологии сегодня могут обеспечить совместную коллективную работу в режиме удаленного доступа. Сформированные группы, проводящие исследования, занимающиеся разработкой или развитием каких-либо проектов, могут быть укомплектованы работниками из различных офисов, каждый из которых будет вносить свой вклад в проект.
Зарубежные ученые еще в 1995 г. отметили, что больше нет необходимости в том, чтобы новые идеи разрабатывались штатом сотрудников, посвятивших себя исследованиям и работающих полный рабочий день [3]. Взамен можно сформировать гибкие группы из сотрудников разных организаций для совместной работы над проектами и распускать их, следовательно, после завершения работы. Такая виртуальная работа намного облегчит процесс формирования групп и сделает ее легкой и эффективной.
Вследствие того, что далеко не все регионы обладают необходимым потенциалом и условиями по формированию на их территории технополисов, развитие региональных инновационных систем во всех субъектах Российской Федерации является затруднительным. Таким образом, в настоящее время целесообразно создавать межрегиональные инновационные системы на основе сетевой интеграции всех участников. Решение этих задач позволит создать эффективные механизмы перевода региональных экономик на инновационный путь развития.
В этой ситуации считаем целесообразным создание межрегиональной инновационной системы под названием «Северо-Кавказская инновационная система», имеющей распределенную структуру и предусматривающей формирование, в первую очередь, тех организационных элементов, создание которых в каждом отдельном регионе в настоящее время нецелесообразно по экономическим соображениям. Кроме того, эта система даст возможность создания необходимой межрегиональной институциональной и инновационной инфраструктуры Северо-Кавказского региона на основе взаимовыгодной кооперации на уровне инфраструктурных элементов регионов. Таким образом, кооперация имеющихся элементов и создание недостающих звеньев – наиболее оптимальный способ решения данной проблемы.
Основной целью создания Северо-Кавказской инновационной системы должно стать формирование межрегиональной институциональной и информационной инфраструктуры инновационной деятельности в виде единого организационно-экономического комплекса, предусматривающего создание условий для формирования инновационной прорывной экономики в каждом регионе СКФО.
Для обеспечения функционирования Северо-Кавказской инновационной системы как единого организационно-экономического комплекса необходимо создать единое сетевое пространство, образовав комплексную интерактивную информационную систему.
Единое информационное пространство является одним из системообразующих принципов сетевой организации и сетевой межфирменной интеграции. Поэтому для того, чтобы создать сетевую среду развития инновационной системы на основе формирования инфраструктуры сетевого взаимодействия и управления, необходимо создать единое информационно-коммуникационное пространство.
Необходимо обратить внимание на то, что при этом это не только единое информационное пространство, но и единое коммуникационное пространство. То есть система образует единое пространство как для передачи, обмена, хранения информации, так и для осуществления управленческой, образовательной, научной, инновационной и других видов деятельности непосредственно на этой площадке в интерактивном режиме, создавая различные структуры и используя имеющиеся коммуникации для осуществления взаимодействия и управления.
…и кластеризация всей страны…
Многие авторы предлагают кластерный подход для формирования и развития региональной инновационной системы. Кластерную концепцию региональной инновационной системы развивают С.В. Матвиенко, Н.В. Лисовская, Л.С. Марков, М.А. Ягольницер, Г.А. Яшева и др. В частности, Лисовская Н.В. кластеры инновационно-активных предприятий выделяет в качестве основных субъектов развития региональной инновационной системы [4]. В процессе формирования Северо-Кавказской инновационной системы достаточное внимание необходимо уделить созданию сетевых распределенных кластеров и особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов как институциональных звеньев инфраструктуры этой инновационной системы.
Создание межрегиональных распределенных кластеров и технопарков в сфере высоких технологий, которые в современных условиях вызывают большой интерес, – эффективный механизм развития высокотехнологичных отраслей.
Минэкономразвития РФ в 2008 г. разработало Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ. В этом документе предусматривается, что кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ, а также указывается, что кластеры смешанных типов могут сочетать признаки нескольких типов кластеров. Эти два момента очень актуальны для регионов СКФО. Учитывая экономическую ситуацию в этом округе, представляется, что для некоторых регионов целесообразно создавать межрегиональные смешанные кластеры.
Одной из серьезных задач для СКФО является развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности на основе межрегионального сотрудничества. Для этого целесообразно создать Северо-Кавказский межрегиональный распределенный кластер малых и средних предприятий, имеющий необходимую инфраструктуру общественного доступа к современным технологиям и оборудованию.
В условиях СКФО обеспечение малых предприятий современным производственным оборудованием достаточно осложнено, так как незначительные объемы производства не способствуют эффективному его использованию. Эффективную эксплуатацию такого оборудования может себе позволить только крупные предприятия. Следовательно, малые и средние предприятия в регионах СКФО оказываются не в состоянии использовать новые технологии в производстве. Решение данной проблемы, как показывает зарубежный опыт, видится в создании центров услуг для коллективного использования оборудования, что дает хорошие результаты. Во всем мире предприниматель, чтобы начать производство продукции, размещает заказы на изготовление деталей, напыление, гальваническую обработку и т.п. и, организовав сборку, начинает производить эту продукцию, т.е. там имеется инфраструктура доступа к технологиям и оборудованию и, чтобы обрабатывать деталь, не нужно приобретать оборудование.
Чтобы реально обеспечить в СКФО развитие предпринимательства в сфере производства, необходимо в рамках этого кластера создать распределенный межрегиональный центр общественного доступа к современному оборудованию и технологиям. Кроме того, большое значение для СКФО имеет развитие малого предпринимательства в сфере производства на основе использования субконтрактации.
При реализации данного межрегионального проекта регионы СКФО будут в одинаково выигрышной ситуации. Данный проект целесообразно реализовать на основе государственно-частного партнерства, где участие государства может заключаться в предоставлении гарантий для получения кредитов и субсидирования части банковской процентной ставки в течение 3–5 лет. Данный проект позволит создать в СКФО дополнительно более 80 тысяч рабочих мест.
За последние годы в России укрупнение высших учебных заведений происходит на основе «физического» слияния нескольких вузов (даже непрофильных). Однако зарубежный и отечественный опыт показывает, что такое слияние эффекта не дает. Приходится тратить несколько лет на то, чтобы создать единый эффективно функционирующий механизм и единую систему управления. Зачастую такое укрупнение не позволяет создать эффективную систему управления. Следует учитывать и то, что «физическое» слияние вузов – это движение против рыночной экономики и, кроме того, согласно теории управления, можно эффективно управлять лишь сорока объектами. Если их больше, то менеджмент выходит из-под контроля.
В развитых странах вузы достаточно крупные, где численность студентов не менее 20 тысяч. Рост численности студентов в этих вузах происходил в течение нескольких десятилетий, структура вуза и система управления также формировались постепенно. В настоящее время во многих странах, испытывая сложности в эффективном управлении, крупные вузы нашли выход в сетевой форме организации своей деятельности.
А в России еще имеются политики уверенные в том, что российские вузы должны быть крупными, как и зарубежные, и предлагают достичь этого путем их «физического» слияния. Такое мнение является ошибочным и может нанести большой вред развитию системы высшего образования.
Интеграция вузов путем «физического» слияния была целесообразна в начале ХХ века. Уже в середине более интересной считалась интеграция вузов на основе формирования ассоциативных структур, а в конце ХХ века приоритет получила сетевая форма интеграции.
Выводы
В настоящее время наиболее актуальной для СКФО является сетевая форма интеграции вузов на межрегиональном уровне. В современных условиях для СКФО в процессе формирования Северо-Кавказской инновационной системы целесообразно создать межрегиональный распределенный инновационно-образовательный кластер. Это позволит объединить ресурсы вузов всех регионов СКФО и создать реальные условия для модернизации всей сферы образования.
Источники:
2. Липинский С.В. Конкурентные стратегии и особенности позиционирования корпораций-нерезидентов на региональном рынке инновационных товаров и услуг: Диссертация кандидата экон. наук. – Ростов на Дону: 2008.
3. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации новая форма ведения бизнеса в XXI веке. – М.: Добрая книга, 2005 г.
4. Палкина, М.В. Инновационный базис развития экономики региона. – Киров: Изд-во ВятГУ, 2009.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:01:12