Переход к инновационному типу воспроизводства: обоснование необходимости
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (26), Февраль 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11701938
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Задача перевода российской экономики на инновационный путь развития относится к разряду стратегически важных, так как возможности иных факторов увеличения производства практически исчерпаны. Инновации становятся ключевым фактором современного социально-экономического развития и технологической модернизации производства.
Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, промышленные предприятия, модернизация, инновационный путь развития
Задача перевода российской экономики на инновационный путь развития относится к разряду стратегически важных, так как возможности иных факторов увеличения производства практически исчерпаны. Инновации становятся ключевым фактором современного социально-экономического развития и технологической модернизации производства.
По различным оценкам, от 70 до 100% прироста производства продукции промышленно развитых стран обеспечивается именно за счет использования инноваций, высокой инновационной активности предприятий. За 2004 - 2007 гг. удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, составил от 33 до 66 %, удельный вес их продукции - 62,5 – 88 %. В объеме экспорта на долю этих организаций приходилось 86 – 96 %. В промышленности продукция, новая для таких организаций, но не новая для рынка, составила соответственно от 16 до 40 % и от 7 до 10 %. В сфере услуг доли аналогичных частей услуг равнялись 16 – 24 % и 3 – 8 % (табл. 1) [1].
Таблица 1.
Основные индикаторы деятельности предприятий промышленности и сферы услуг в области технологических инноваций
Страны мира
|
Доля промышленных предприятий, осуществлявших технологические инновации
|
Доля новой продукции
| |||||
промышленности
|
сферы услуг
| ||||||
в общем числе предприятий
|
в продукции промышленности
|
в экспорте страны
|
для организации
|
для рынка
|
для организации
|
для рынка
| |
Германия
Великобритания Япония Франция Бельгия Россия |
65,8
39,0 33,0 45,5 58,7 9,3 |
86,9
62,5 - 78,4 86,9 41,3 |
94,3
- - 86,3 89,8 48,5 |
40,3
- - 17,5 15,8 1,9 |
7,1
9,5 - 9,5 6,9 0,5 |
16,4
- - 17,1 23,5 8,1 |
3,7
- - 5,5 7,4 0,5 |
В развитых странах 25 % трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий. В США 8 % населения создают свыше 20 % ВВП, а страна расходует на научные исследования и разработки около 40 % от общемировых затрат, около 60 % работающих имеют высшее или незаконченное высшее образование [2].
В России, к сожалению, ситуация в области инноваций много хуже и величины показателей существенно ниже. Так, в промышленности технологические инновации в 2005 г. осуществляли всего 9,3 % предприятий, однако удельный вес их продукции равнялся 41,3 %, а в объеме экспорта доля их продукции составляла 48,5 %. В структуре продукции промышленности продукция, новая для организаций, осуществлявших технологические инновации, но не новая для рынка, и продукция, новая для рынка, составили соответственно 1,9 и 0,5 %. В сфере услуг - 8,1 и 0,5 % [3]. Технологическим инновациям препятствуют недостаток свободных средств, высокие стоимость нововведений и уровень экономического риска.
Но хотя Россия пока проигрывает в инновационной гонке, она обладает значительным инновационным потенциалом, достаточным для осуществления серьезного инновационного рывка и решения масштабных задач. Проблема лишь в том, чтобы правильно сформулировать такие задачи и найти оптимальные пути их решения.
В июле 2007 г. Минэкономразвития РФ впервые за годы реформ представил на публичном правительственном сайте проект долгосрочной концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Затем в этот документ вносились изменения, вместо трех сценариев предложен трехэтапный переход к «модели инновационного социально-ориентированного развития»: 2008-2012 гг.; 2013-2017 гг.; 2018-2020 гг.
Первые шаги, направленные на перевод российской экономики на инновационный путь развития, уже сделаны. Утверждены «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.», в которых предусмотрено, во-первых, объединение усилий всех уровней власти на формирование инновационной системы и ее эффективное функционирование; во-вторых, объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для активизации инновационных процессов, наконец, в-третьих, объединение всех звеньев инновационной системы в единый механизм в интересах формирования инновационного источника экономического развития России и ее регионов.
Учитывая масштабы нашей страны и существенное различие ее регионов по уровню и возможностям социально-экономического развития, а также состоянию научного потенциала, эффективно решить проблему построения в России инновационной системы только из центра практически невозможно. Необходимо активное участие регионов в данном процессе. Особенностью России является неравномерность социально-экономического, в том числе инновационного развития ее регионов. В РФ 89 субъектов Федерации, однако в число лидеров по уровню инновационного развития входит порядка десяти регионов (табл. 2) [4].
Таблица 2.
Регионы-лидеры по инновационному потенциалу
Регион
|
Федеральный округ
|
Ранг региона
| |
Инновационный
потенциал |
Инвестиционный потенциал
| ||
Москва
|
Центральный
|
1
|
1
|
Московская обл.
|
Центральный
|
2
|
3
|
Санкт- Петербург
|
Северо-Западный
|
3
|
2
|
Нижегородская обл.
|
Приволжский
|
4
|
6
|
Свердловская обл.
|
Уральский
|
5
|
4
|
Ленинградская обл.
|
Северо-Западный
|
6
|
21
|
Самарская обл.
|
Приволжский
|
7
|
8
|
Новосибирская обл.
|
Сибирский
|
8
|
18
|
Челябинская обл.
|
Уральский
|
9
|
14
|
Республика Татарстан
|
Приволжский
|
10
|
9
|
Неравномерность российских регионов по уровню инновационного развития требует дифференцированного подхода при разработке и реализации стратегии построения региональных инновационных систем. Условно субъекты Федерации можно разделить на две группы [5]:
Регионы — генераторы инноваций, где имеется высокая концентрация научно-технического потенциала, инновационно-активных предприятий и достаточно развитая сеть объектов инновационной инфраструктуры (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская, Челябинская области и ряд других).
Регионы — доноры инноваций, которые испытывают потребность в инновационном преобразовании экономики, но не имеют для этого достаточного собственного научно-технического и инновационного потенциала (это преимущественно промышленные и сельскохозяйственные территории: Вологодская, Курганская и Тюменская области, ХМАО и ЯНАО и др.).
Совершенно очевидно, что стратегия инновационного развития различных регионов должна быть различной. Так, государственная инновационная политика в регионах-генераторах инноваций должна строиться, в основном, на создании благоприятных правовых, финансово-экономических и организационных условий для активизации инновационных процессов и укрепления взаимосвязей между имеющимися и вновь создаваемыми элементами инновационной системы: наукой, производством, сферой образования.
Для регионов-доноров инноваций главный акцент государственной инновационной политики должен быть сделан на стимулирование процессов модернизации и диверсификации производства, а также расширение и укрепление научных и деловых связей этих регионов с регионами-генераторами инноваций.
Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях мировой конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве.
Источники:
2. Экономика знаний и факторы ее реализации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. – М. : Аналитическое управление аппарата Совета Федерации, 2005.
3. Дубровка А. Проблемы инвестирования передовых производств // Экономист. – 2008. – № 10. – С. 46-49.
4. Тихомиров С.А. Инновационное направление регионального развития // Инновации. – 2005. – № 7.
5. Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Построение инновационной экономики в РФ: проблемы и перспективы // Инновации. – 2007. – №7
(105). – С. 11-15.
Страница обновлена: 24.10.2024 в 20:58:48