Переход к инновационному типу воспроизводства: обоснование необходимости

Никонова Я.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (26), Февраль 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11701938
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Задача перевода российской экономики на инновационный путь развития относится к разряду стратегически важных, так как возможности иных факторов увеличения производства практически исчерпаны. Инновации становятся ключевым фактором современного социально-экономического развития и технологической модернизации производства.

Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, промышленные предприятия, модернизация, инновационный путь развития



Задача перевода российской экономики на инновационный путь развития относится к разряду стратегически важных, так как возможности иных факторов увеличения производства практически исчерпаны. Инновации становятся ключевым фактором современного социально-экономического развития и технологической модернизации производства.

По различным оценкам, от 70 до 100% прироста производства продукции промышленно развитых стран обеспечивается именно за счет использования инноваций, высокой инновационной активности предприятий. За 2004 - 2007 гг. удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, составил от 33 до 66 %, удельный вес их продукции - 62,5 – 88 %. В объеме экспорта на долю этих организаций приходилось 86 – 96 %. В промышленности продукция, новая для таких организаций, но не новая для рынка, составила соответственно от 16 до 40 % и от 7 до 10 %. В сфере услуг доли аналогичных частей услуг равнялись 16 – 24 % и 3 – 8 % (табл. 1) [1].

Таблица 1.

Основные индикаторы деятельности предприятий промышленности и сферы услуг в области технологических инноваций

Страны мира
Доля промышленных предприятий, осуществлявших технологические инновации
Доля новой продукции
промышленности
сферы услуг
в общем числе предприятий
в продукции промышленности
в экспорте страны
для организации
для рынка
для организации
для рынка
Германия
Великобритания
Япония
Франция
Бельгия
Россия
65,8
39,0
33,0
45,5
58,7
9,3
86,9
62,5
-
78,4
86,9
41,3
94,3
-
-
86,3
89,8
48,5
40,3
-
-
17,5
15,8
1,9
7,1
9,5
-
9,5
6,9
0,5
16,4
-
-
17,1
23,5
8,1
3,7
-
-
5,5
7,4
0,5

В развитых странах 25 % трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий. В США 8 % населения создают свыше 20 % ВВП, а страна расходует на научные исследования и разработки около 40 % от общемировых затрат, около 60 % работающих имеют высшее или незаконченное высшее образование [2].

В России, к сожалению, ситуация в области инноваций много хуже и величины показателей существенно ниже. Так, в промышленности технологические инновации в 2005 г. осуществляли всего 9,3 % предприятий, однако удельный вес их продукции равнялся 41,3 %, а в объеме экспорта доля их продукции составляла 48,5 %. В структуре продукции промышленности продукция, новая для организаций, осуществлявших технологические инновации, но не новая для рынка, и продукция, новая для рынка, составили соответственно 1,9 и 0,5 %. В сфере услуг - 8,1 и 0,5 % [3]. Технологическим инновациям препятствуют недостаток свободных средств, высокие стоимость нововведений и уровень экономического риска.

Но хотя Россия пока проигрывает в инновационной гонке, она обладает значительным инновационным потенциалом, достаточным для осуществления серьезного инновационного рывка и решения масштабных задач. Проблема лишь в том, чтобы правильно сформулировать такие задачи и найти оптимальные пути их решения.

В июле 2007 г. Минэкономразвития РФ впервые за годы реформ представил на публичном правительственном сайте проект долгосрочной концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Затем в этот документ вносились изменения, вместо трех сценариев предложен трехэтапный переход к «модели инновационного социально-ориентированного развития»: 2008-2012 гг.; 2013-2017 гг.; 2018-2020 гг.

Первые шаги, направленные на перевод российской экономики на инновационный путь развития, уже сделаны. Утверждены «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.», в которых предусмотрено, во-первых, объединение усилий всех уровней власти на формирование инновационной системы и ее эффективное функционирование; во-вторых, объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для активизации инновационных процессов, наконец, в-третьих, объединение всех звеньев инновационной системы в единый механизм в интересах формирования инновационного источника экономического развития России и ее регионов.

Учитывая масштабы нашей страны и существенное различие ее регионов по уровню и возможностям социально-экономического развития, а также состоянию научного потенциала, эффективно решить проблему построения в России инновационной системы только из центра практически невозможно. Необходимо активное участие регионов в данном процессе. Особенностью России является неравномерность социально-экономического, в том числе инновационного развития ее регионов. В РФ 89 субъектов Федерации, однако в число лидеров по уровню инновационного развития входит порядка десяти регионов (табл. 2) [4].

Таблица 2.

Регионы-лидеры по инновационному потенциалу

Регион
Федеральный округ
Ранг региона
Инновационный
потенциал
Инвестиционный потенциал
Москва
Центральный
1
1
Московская обл.
Центральный
2
3
Санкт- Петербург
Северо-Западный
3
2
Нижегородская обл.
Приволжский
4
6
Свердловская обл.
Уральский
5
4
Ленинградская обл.
Северо-Западный
6
21
Самарская обл.
Приволжский
7
8
Новосибирская обл.
Сибирский
8
18
Челябинская обл.
Уральский
9
14
Республика Татарстан
Приволжский
10
9

Неравномерность российских регионов по уровню инновационного развития требует дифференцированного подхода при разработке и реализации стратегии построения региональных инновационных систем. Условно субъекты Федерации можно разделить на две группы [5]:

Регионы — генераторы инноваций, где имеется высокая концентрация научно-технического потенциала, инновационно-активных предприятий и достаточно развитая сеть объектов инновационной инфраструктуры (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская, Челябинская области и ряд других).

Регионы — доноры инноваций, которые испытывают потребность в инновационном преобразовании экономики, но не имеют для этого достаточного собственного научно-технического и инновационного потенциала (это преимущественно промышленные и сельскохозяйственные территории: Вологодская, Курганская и Тюменская области, ХМАО и ЯНАО и др.).

Совершенно очевидно, что стратегия инновационного развития различных регионов должна быть различной. Так, государственная инновационная политика в регионах-генераторах инноваций должна строиться, в основном, на создании благоприятных правовых, финансово-экономических и организационных условий для активизации инновационных процессов и укрепления взаимосвязей между имеющимися и вновь создаваемыми элементами инновационной системы: наукой, производством, сферой образования.

Для регионов-доноров инноваций главный акцент государственной инновационной политики должен быть сделан на стимулирование процессов модернизации и диверсификации производства, а также расширение и укрепление научных и деловых связей этих регионов с регионами-генераторами инноваций.

Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях мировой конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве.


Источники:

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2007 : Стат. сборник. – М. : ГУ-ВШЭ, 2007. – С. 342, 348, 351, 354.
2. Экономика знаний и факторы ее реализации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. – М. : Аналитическое управление аппарата Совета Федерации, 2005.
3. Дубровка А. Проблемы инвестирования передовых производств // Экономист. – 2008. – № 10. – С. 46-49.
4. Тихомиров С.А. Инновационное направление регионального развития // Инновации. – 2005. – № 7.
5. Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Построение инновационной экономики в РФ: проблемы и перспективы // Инновации. – 2007. – №7
(105). – С. 11-15.

Страница обновлена: 24.10.2024 в 20:58:48