Разработка механизма взаимодействия вузов и машиностроительных предприятий региона в интересах инновационного развития

Лысенко А.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (87), Март 2014

Цитировать:
Лысенко А.Н. Разработка механизма взаимодействия вузов и машиностроительных предприятий региона в интересах инновационного развития // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 3. – С. 80-87.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21357318
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются основные направления взаимодействия вузов и машиностроительных предприятий региона в целях эффективного использования человеческого капитала выпускников, что способствует ускоренному инновационному развитию предприятий машиностроения. Также в статье выделены основные направления развития человеческого капитала машиностроительных предприятий.

Ключевые слова: инновационное развитие, человеческий капитал, регион, машиностроительное предприятие



Возможности государства использовать в своей деятельности достижения науки и техники в настоящее время становятся определяющими на пути перехода экономики на инновационный путь развития. Увеличение объема научных исследований на машиностроительных предприятиях, дальнейшее внедрение их результатов в практическую деятельность ведет к росту спроса на квалифицированные кадры.

Потребность в специалистах-инноваторах

Во многих развитых странах мира накопление и развитие человеческого капитала давно стало важным национальным приоритетом. В связи с этим особую актуальность приобретает обеспечение машиностроительных предприятий работниками высокой квалификации в сфере инновационной деятельности, а также изучение механизма взаимодействия высших учебных заведений и машиностроительных предприятий региона в области подготовки кадров и проведения учебной деятельности.

Квалифицированные специалисты обладают большим уровнем развития человеческого капитал в сравнении с остальными работниками, что в свою очередь приводит их к более эффективной деятельности, внедрению новых технологий, разработке новых продуктов и т.д.

В настоящее время существуют следующие основные проблемы инновационного развития машиностроительных предприятий:

1) нехватка квалифицированных кадров для разработки инноваций;

2) нехватка специалистов, способных реализовать разработанные идеи;

3) недостаток персонала, способного внедрить инновации в производство.

Увеличивающаяся потребность в специалистах новых профессий с новыми знаниями тесно связана с:

– процессами модернизации в машиностроении оборудования, технологий;

– расширением номенклатуры выпускаемых товаров;

– освоением новых рынков сбыта;

– необходимостью поддержания конкурентоспособности производимой продукции и т.д.

Кроме того, машиностроительным предприятиям требуются квалифицированные работники, способные обслуживать новое оборудование [1].

Сегодня машиностроительным предприятиям не только Брянской области, но и других регионов стало не выгодно содержать в своей структуре конструкторские бюро. Сначала отделы «research-and-development» сокращались, затем и вовсе исчезли. Исходя из этого, инновационный процесс в настоящее время происходит стихийно, под влиянием случайных факторов.

Даже уже разработанные инновации в машиностроительной отрасли не всегда получается реализовать на практике, т.к. персонал обладает недостаточным уровнем знаний и квалификацией для этого. Неспособность персонала внедрить инновации в производство порождает необходимость покупки оборудования за границей, но и это не является выходом из сложившейся ситуации. Работники не всегда обладают достаточным уровнем квалификации, чтобы работать на таком оборудовании.

Процесс определения основных направлений развития человеческого капитала машиностроительного предприятия в целях развития инновационной деятельности представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Процесс определения основных направлений развития человеческого капитала машиностроительного предприятия в целях развития инновационной деятельности

Чем выше уровень развития человеческого капитала, тем быстрее происходит освоение работниками необходимых компетенций для практической деятельности на предприятии, а также развитие инновационной деятельности. Следовательно, для эффективной практической и инновационной деятельности нужно получить достаточную квалификацию в процессе обучения в вузе, для чего необходимо сотрудничество предприятий и учебных заведений в сфере подготовки работников.

Вузы и предприятия

Важным условием развития человеческого капитала и его накопления работниками машиностроительных предприятий является образование. Данный процесс будет более эффективным, если учебные заведения будут готовить выпускников в соответствии с требованиями предприятий. Это уменьшит затраты средств и времени на подготовку работников при принятии на работу [2].

При этом процесс формирования необходимого уровня развития человеческого капитала для разработки инноваций в вузе обобщенно представлен на рисунке 2. На входе отражен первоначальный уровень человеческого капитала, а на выходе из системы – конечный результат его формирования – инновационный человеческий капитал.

Рис. 2. Обобщенная схема процесса управления человеческим капиталом во время обучения в вузе

Процесс формирования человеческого капитала в интересах инновационного развития машиностроительного предприятия не должен происходить стихийно, следовательно, им необходимо управлять. В результате управления формируется основа для инновационного развития. В настоящее время отсутствует механизм взаимодействия в процессе от разработки инноваций (вузы, НИИ и т.д.) до конечного внедрения (машиностроительные предприятия). Для решения этой проблемы государству необходимо способствовать укреплению взаимоотношений между вузами и машиностроительными предприятиями, которые строятся по следующим основным направлениям:

– прохождение производственных и преддипломных практик на машиностроительных предприятиях студентами вуза с целью знакомства с имеющимися инновационными и передовыми технологиями;

– периодическое прохождение курсов повышения квалификации работниками машиностроительных предприятий в вузах;

– участие студентов в опытах, исследованиях на предприятии;

– стажировка преподавателей вуза на машиностроительных предприятиях с целью знакомства с имеющимися инновационными и передовыми технологиями;

– преподавательская деятельность сотрудников машиностроительного предприятия в вузах;

– создание малых инновационных предприятий при вузах и другие.

Механизм взаимодействия между вузами и машиностроительными предприятиями в процессе разработки инноваций представлен на рисунке 3.

® повышение квалификации работниками машиностроительных предприятий;
® преподавание сотрудников предприятия в вузах;
® создание МИП при вузах;
® целевая подготовка специалистов в области инновационной деятельности для машиностроительных предприятий.

® прохождение практик на машиностроительных предприятиях студентами вузов;
® участие студентов в опытах, экспериментах на предприятии;
® стажировка преподавателей вуза на машиностроительных предприятиях с целью знакомства с имеющимися передовыми и инновационными технологиями.

Рис. 3. Механизм взаимодействия между вузами и машиностроительными предприятиями в интересах инновационного развития

Представленный механизм взаимодействия вузов и машиностроительных предприятий в интересах инновационного развития способствует не только появлению инновационных продуктов, но и более быстрому развитию человеческого капитала, т.е. его перехода от потенциального и реального уровня к инновационному.

Таким образом, за период обучения в вузе студент получает не только знания по специальности, но и практический опыт применения передовых и инновационных технологий на предприятии, что сокращает период его подготовки к деятельности на машиностроительном предприятии и разработке инноваций.

Что сдерживает абитуриентов

Сегодня основным фактором, сдерживающим подготовку кадров для промышленных предприятий, является нежелание абитуриентов поступать на технические специальности в вузы.

Это связано с рядом факторов:

– низкий уровень оплаты труда будущих специалистов;

– сложность работы;

– невостребованность на рынке труда;

– низкий уровень полученных знаний в школе по физико-математическим предметам;

– необходимость усилий и понимания в процессе обучения.

Для привлечения абитуриентов на технические специальности в вузы Министерство образования и науки Российской Федерации на 2014 г. обозначило следующие направления.

Во-первых, увеличение мест в магистратуре и прикладном бакалавриате и сокращение мест по невостребованным на рынке труда направлениям подготовки. Во-вторых, перенос акцента на те направления подготовки, которые отвечают государственным приоритетам. В-третьих, учет при распределении бюджетных мест уровня минимальных проходных баллов, устанавливаемых вузами для приема студентов [4].

Вывод

Таким образом, именно высококвалифицированный персонал на современном этапе развития общества позволяет машиностроительным предприятиям занимать ведущие позиции на рынке. Высокий уровень образования работников способствует ускоренному решению задач, быстрой адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, активной инновационной деятельности, продуктивной работе и т.д.

Наилучших результатов при получении образования можно достичь при взаимодействии вузов и машиностроительных предприятий региона. Данный механизм способствует не только получению высокой квалификации работниками, но и переходу на инновационный путь развития экономики региона.


Источники:

1. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике [Текст]. В 5 т. – Т.3. – М.: Научный эксперт, 2008. – 648 с.
2. Зубарев В. Инновациям необходимо сообщество людей, аккумулирующих нематериальный капитал страны [Текст] // Российская Бизнес-газета – Инновации. – №798 (16) . – 17.05.2011 г.
3. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? [Текст] – Воронеж: ЦИРЭ, 2005.
4. Официальный сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3663.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:08:21