Паттерны сервитизации в машиностроительном секторе: влияние финансового состояния и размера компании на стратегии оказания услуг
Двоянов С.В.1, Кельчевская Н.Р.2
1 Среднеуральский медеплавильный завод
2 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 7 (Июль 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310333
Аннотация:
Сервитизация является важной стратегией расширения потока доходов машиностроительных предприятий путем оказания базовых, промежуточных и продвинутых услуг по консультированию, поддержке и ремонту, сопровождающих технически сложную продукцию. Целью данной статьи является исследование паттернов сервитизации – закономерностей в подходах к оказанию услуг в машиностроении, которые свойственны компаниям в зависимости от их размера и финансовой результативности. Для исследования были использованы данные отчетности 98 российских предприятий, которые составляют около трети национального рынка машиностроения по объему выручки в 2021 году. С помощью кластерного анализа и сравнения различий в средних значениях индикаторов сервитизации на основе критерия Манна-Уитни были определены различия в характере и глубине услуг, оказываемых производственными предприятиями. Результаты исследования показали, что на практике подтверждается парадокс сервитизации – с увеличением объема инвестиций в инфраструктуру и процессы оказания услуг, общая рентабельность компании сначала растет, а затем снижается по достижении определенного уровня. Результаты могут быть применены на практике работы компаний для определения спектра оказываемых услуг и выработки сервисных стратегий, позволяющих повысить лояльность клиентов и расширить потоки генерируемых бизнес-моделью доходов.
Ключевые слова: сервитизация, промышленные услуги, ремонт, машиностроение, финансовая результативность, кластерный анализ, сравнение средних
JEL-классификация: L51, L52, O25, M11, M21
Источники:
2. Vandermerwe S., Rada J. Servitization of business: Adding value by adding services // European Management Journal. – 1988. – № 4. – p. 314-324. – doi: 10.1016/0263-2373(88)90033-3.
3. Chase R.B., Erikson W.J. The Service Factory // Academy of Management Perspectives. – 1988. – № 3. – p. 191-196. – doi: 10.5465/ame.1988.4277252.
4. Miles I. Services in the new industrial economy // Futures. – 1993. – № 6. – p. 653-672. – doi: 10.1016/0016-3287(93)90106-4.
5. Kowalkowski C., Gebauer H., Oliva R. Service growth in product firms: Past, present, and future // Industrial Marketing Management. – 2017. – p. 82-88. – doi: 10.1016/j.indmarman.2016.10.015.
6. Георгиевский А.Б. Переход компании от продажи товаров к продаже решений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2021. – № 2. – c. 216-241. – doi: 10.21638/11701/spbu08.2021.204.
7. Hyun M., Kim J. Challenge or opportunity? A case of tire rental servitization from financial and channel perspectives // Service Business. – 2021. – № 1. – p. 1-17. – doi: 10.1007/s11628-020-00433-6.
8. Szász L., Demeter K., Boer H., Cheng Y. Servitization of manufacturing: the effect of economic context // Journal of Manufacturing Technology Management. – 2017. – № 8. – p. 1011-1034. – doi: 10.1108/JMTM-11-2016-0166.
9. Lee J., Shin H.-D.,Hong S. Servitization of Global Manufacturing Business // Journal of Industry, Competition and Trade. – 2021. – № 4. – p. 565-584. – doi: 10.1007/s10842-021-00367-3.
10. Brax S.A., Calabrese A., Levialdi Ghiron N., Tiburzi L., Grönroos C. Explaining the servitization paradox: a configurational theory and a performance measurement framework // International Journal of Operations and Production Management. – 2021. – № 5. – p. 517-546. – doi: 10.1108/IJOPM-08-2020-0535.
11. Двоянов С.В., Кельчевская Н.Р. Финансовая результативность сервитизации производственного бизнеса: случай российской промышленной компании // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2311-2328. – doi: 10.18334/epp.11.10.113743.
12. Шкодинский С.В., Кушнир А.М., Продченко И.А. Влияние санкций на технологический суверенитет России // Проблемы рыночной экономики. – 2022. – № 1. – c. 75-96. – doi: 10.33051/2500-2325-2022-2-75-96.
13. Turovets Y., Vishnevskiy K. Patterns of digitalisation in machinery-building industries: Evidence from Russia // Engineering Management in Production and Services. – 2019. – № 4. – p. 7-22. – doi: 10.2478/emj-2019-0029.
14. Dubrovskaya J.V., Kozonogova E.V. The impact of digitalization on the demand for labor in the context of working specialties: Spatial analysis // St Petersburg University Journal of Economic Studies. – 2021. – № 3. – p. 395-412. – doi: 10.21638/spbu05.2021.302.
15. Ani M.N.C., Kamaruddin S., Azid I.A. Factory-in-factory concept as a new business model for automotive production system // International Journal of Six Sigma and Competitive Advantage. – 2019. – № 2-3. – p. 157-158. – doi: 10.1504/IJSSCA.2019.101407.
16. Favoretto C., Mendes G.H.S., Oliveira M.G., Cauchick-Miguel P.A., Coreynen W. From servitization to digital servitization: How digitalization transforms companies’ transition towards services // Industrial Marketing Management. – 2022. – p. 104-121. – doi: 10.1016/j.indmarman.2022.01.003.
17. Kozłowska J. Servitization of manufacturing: Survey in the Polish machinery sector // Engineering Management in Production and Services. – 2020. – № 1. – p. 20-33. – doi: 10.2478/emj-2020-0002.
18. Lightfoot H., Baines T., Smart P. The servitization of manufacturing: A systematic literature review of interdependent trends // International Journal of Operations and Production Management. – 2013. – № 11. – p. 1408-1434. – doi: 10.1108/IJOPM-07-2010-0196.
19. Neely A. Exploring the financial consequences of the servitization of manufacturing // Operations Management Research. – 2008. – № 2. – p. 103-118. – doi: 10.1007/s12063-009-0015-5.
20. Zhang W., Banerji S. Challenges of servitization: A systematic literature review // Industrial Marketing Management. – 2017. – p. 217-227. – doi: 10.1016/j.indmarman.2017.06.003.
21. Dmitrijeva J., Schroeder A., Ziaee Bigdeli A., Baines T. Paradoxes in servitization: A processual perspective // Industrial Marketing Management. – 2022. – p. 141-152. – doi: 10.1016/j.indmarman.2021.12.007.
22. Baines T., Ziaee Bigdeli A., Bustinza O.F., Shi V.G., Baldwin J., Ridgway K. Servitization: revisiting the state-of-the-art and research priorities // International Journal of Operations & Production Management. – 2017. – № 2. – p. 256-278. – doi: 10.1108/IJOPM-06-2015-0312.
23. Kapoor K., Bigdeli A.Z., Schroeder A., Baines T. A platform ecosystem view of servitization in manufacturing // Technovation. – 2022. – p. 102248. – doi: 10.1016/j.technovation.2021.102248.
24. Shah S.A.A., Jajja M.S.S., Chatha K.A., Farooq S. Servitization and supply chain integration: An empirical analysis // International Journal of Production Economics. – 2020. – p. 107765. – doi: 10.1016/j.ijpe.2020.107765.
25. Marcon É., Marcon A., Ayala N.F., Frank A.G., Story V., Burton J., Raddats C., Zolkiewski J. Capabilities supporting digital servitization: A multi-actor perspective // Industrial Marketing Management. – 2022. – p. 97-116. – doi: 10.1016/j.indmarman.2022.03.003.
26. Yuan X., Ma R., Zuo J., Mu R. Towards a sustainable society: the status and future of energy performance contracting in China // Journal of Cleaner Production. – 2016. – p. 1608-1618. – doi: 10.1016/j.jclepro.2015.07.057.
27. Friesenbichler K. S., Kügler A. Servitization across countries and sectors: Evidence from world input-output data // Economic Systems. – 2022. – № 3. – p. 101014. – doi: 10.1016/j.ecosys.2022.101014.
28. Mastrogiacomo L., Barravecchia F., Franceschini F. A worldwide survey on manufacturing servitization // International Journal of Advanced Manufacturing Technology. – 2019. – № 9-12. – p. 3927-3942. – doi: 10.1007/s00170-019-03740-z.
29. Marjanovic U., Lalic B., Medic N., Prester J., Palcic I. Servitization in manufacturing: role of antecedents and firm characteristics // International Journal of Industrial Engineering and Management. – 2020. – № 2. – p. 133-144. – doi: 10.24867/IJIEM-2020-2-259.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:14