Изобретательство как особый вид экономической деятельности

Слюсаренко К.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (79), Июль 2013

Цитировать:
Слюсаренко К.С. Изобретательство как особый вид экономической деятельности // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 7. – С. 94-101.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20180192
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются специфические черты изобретательства как элемента цикла «наука-производство» и одного из ключевых источников экономического роста в постиндустриальном обществе. Выделены основные подходы к возможности развития творческих способностей изобретателя.

Ключевые слова: творческая энергия, образование, инновационный процесс, изобретательство, развитие творческих способностей



Перевод экономики на инновационные рельсы стал для большинства экономически развитых и развивающихся стран знамением времени: достигнутый уровень производительных сил обнаружил появление серьезных причин и факторов, свидетельствующих об ограниченности дальнейшего прогресса индустриальной экономики и общества. Глубинное осмысление хода социально-экономических процессов привело к обоснованию неизбежности перехода к новой стадии развития капиталистической экономики с условным названием «постиндустриальная», или иначе, экономика знаний. В основании такой экономики в качестве главного фактора развития лежит научно-технологический прогресс, который в свою очередь зависит от уровня изобретательской активности.

В творчестве решаются задачи

Для понимания сути изобретательства необходимо, прежде всего, очертить его контуры и место в цикле «наука-производство». Данная формула выражает структурные элементы указанного цикла, к которым относятся фундаментальные и прикладные исследования, отраслевые научно-исследовательские подразделения, опытно-конструкторские звенья и внедренческие организации.

В формуле «наука-производство» присутствует цикличность, что по определению свидетельствует о том, что каждая стадия цикла имеет свое органичное место, предполагающее наличие в этом цикле начала и конца, то есть от фундаментальных исследований до внедрения в производство. Для наших целей неизбежен вопрос о том, где начинается изобретательство, каков продукт последнего, где оно завершается (то есть угасает).

Изобретательство может иметь место на любой стадии рассматриваемого цикла, но чаще всего в тех его звеньях, продукт которых тяготеет к развитию производства.

Чтобы изобретение стало возможным, необходимо наличие ряда объективных и субъективных предпосылок. Объективные предпосылки отражают наличие необходимого уровня технологического и технического развития. Во избежание путаницы надлежит соотнести науку и изобретательство, подчеркнув, прежде всего, их нетождественность.

Наука – это не изобретательство, предмет научной деятельности не обязательно выражается в изобретениях, равно как и наоборот, изобретательство может иметь место даже за пределами рассматриваемого цикла или же возникает как независимый процесс вне связи как с предыдущими, так и с последующими стадиями цикла.

С момента возникновения научной идеи до практической реализации в виде изобретения может пройти не один год. В качестве примера можно привести изобретение обычной электрической лампочки.

Хотя А.Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накаливания еще в 1874 году [4.], лишь в 1878 Т. Эдисон сумел создать долговечную и недорогую лампочку, которую стало возможным запустить в массовое производство.

Согласно БСЭ подлинное изобретательство – это «творческий процесс, приводящий к новому решению задачи в любой области техники, культуры, здравоохранения или обороны, дающий положительный эффект» [4]. Общая оценка изобретения как результата творческого труда связана с выделением двух качественных характеристик: новизны и положительного эффекта. Новое решение, не дающее положительного эффекта, не может считаться изобретением, точно так же как и очевидное решение, например, повышающее эффективность труда, не может являться изобретением.

Под новым понимается то изобретение, которое явным образом не следует из общедоступных сведений. Иными словами, для любого специалиста, разбирающегося в отрасли, связанной с изобретением, оно само по себе не должно быть очевидным из доступной информации, и чтобы прийти к такой же идее необходимо получение дополнительных данных. Что касается положительного эффекта, то в широком смысле этот эффект заключается в повышении конкурентоспособности продукции.

Достигаться это может несколькими способами.

Например, использование новой технологии в производстве может привести к снижению себестоимости и повышению качества продукции. Также изобретение может улучшить условия труда персонала, что приведет к росту производительности работников и снижению доли брака в производстве. Еще в 1965 Г.С. Альтшуллер отмечал, что изобретения становятся ценнейшим товаром, внедрение которых дает экономию от 50 до 60 тыс. советских рублей в год (относительно 1960-х гг.) [1].

В качестве более емкого определения положительного эффекта можно привести слова А. Эйнштейна: «Сделать изобретение – это значит увеличить числитель или уменьшить знаменатель в дроби: произведенные товары затраченный труд » [1].

И взмываем ввысь в творческом полете…

Как уже было сказано выше, чтобы изобретение состоялось, необходимо наличие не только объективных, но и субъективных предпосылок. Под субъективными предпосылками, главным образом, понимается способность человека к творчеству. Зачастую можно слышать, что изобретать может только человек с особым «творческим складом ума» и такие способности есть не у каждого. Такой точки зрения придерживался Й. Шумпетер в своей работе «Капитализм, социализм, демократия», в которой он выделяет особый вид людей создающих инновации – «предпринимателей», которые должны обладать особым интеллектом и иметь развитую интуицию [7].

В 20-е годы XX века значительное хождение имели взгляды, согласно которым способность изобретать носит генетический характер. Так, по мнению биолога Н.К. Кольцова, изобретатели имеют особый химический состав крови, который и наделяет их способностями изобретательской деятельности, а психиатр В.А. Гиляровский считал, что подобная деятельность является патологией, неким видом «болезни» вызывающим появление изобретений [3].

Кроме того, в начале XX века существовала идея о том, что проблема изобретательства и вовсе не поддается исследованию. Высказывания о том, что способности к изобретательству являются наследуемыми, появляются и в наше время. Например, патентный поверенный Ю.В. Григорьев считает, что техническое творчество может передаваться к детям, как и способности к искусству, при этом шанс появления выдающегося изобретателя еще меньше чем знаменитого композитора, так как требует больше усилий и денежных затрат [5].

В качестве примера наследования склонности к изобретательству можно привести семью Дерби Авраама, в которой отец, сын и внук трудились над проблемой улучшения качества выплавки чугуна для массового производства [6]. И также семью нобелевского лауреата по физике А. Беккереля, в которой отец, сын и внук последовательно занимались исследованием люминесценции [5].

Противоположным является утверждение, что научиться мыслить творчески может каждый, более того это умение можно совершенствовать. В 1928 году уже были отдельные высказывания, согласно которым изучение истории изобретательства позволило бы избежать многих ошибок и тем самым повысить эффективность изобретательской деятельности. Даже те исследователи, которые внесли крупный вклад в развитие науки и техники, зачастую изобретали с помощью метода проб и ошибок, не делая выводов из своего прошлого опыта.

Так, Т. Эдисон утверждал, что над одним изобретением он в среднем работал семь лет, из них как минимум треть уходила на поиски идеи. Н. Тесла, бывавший в лаборатории Эдисона, говорил, что «его методы крайне неэффективны,…, небольшие творческие знания и вычисления сэкономили бы ему 30% труда» [2].

Для решения подобной проблемы неэффективности Г.С. Альтшуллером была создана Теория Решения Изобретательских Задач («ТРИЗ»), которая призвана изменить сам подход к творческому процессу изобретательства. Согласно ТРИЗ технические системы возникают и развиваются по определенным законам, а значит, можно познать специальный алгоритм, который помогает избежать многих типичных ошибок и проблем.

Изобретатель знает, что ему нужно, но ему неизвестно как этого достичь. Он не ждет озарения, а, действуя по алгоритму, пользуется известными приемами, которые подходят для большинства случаев. Задач может быть бесконечно много, но технических противоречий сравнительно немного.

К примеру, при проектировании автомобилей или самолетов, конструкторы вынуждены действовать в рамках взаимопротиворечащих параметров. Так, увеличивая мощность двигателя, мы снижаем его экономичность, и только изобретательство способно улучшить один показатель, не ухудшая другие.

Существуют «типичные технические противоречия и типовые приемы их устранения» [1], а значит, задачи с одинаковыми техническими противоречиями должны иметь похожие решения. Главное, что подобным навыкам можно обучить любого изобретателя и тем самым повысить его изобретательскую активность.

Одному хорошо, а всем вместе лучше

Важным условием развертывания массового изобретательства является создание развитой инфраструктуры, которая обеспечивала бы комфортные условия для творческой работы изобретателя и внедрение в производство новых идей и разработок. Только при этих условиях, то есть при формировании социальной среды, можно добиться существенных сдвигов по развертыванию массового изобретательства.

Большую роль на способность изобретать оказывает внешняя среда. Например, ученые из Института Санта-Фе (SFI) выяснили, что лишь переезд из маленького города в город с большим в два раза населением приводит к тому, что изобретатели начинают патентовать в среднем на 15% больше изобретений [8]. Крупные города предоставляют больше возможностей для изобретательства.

Прежде всего это связано с наличием в крупных городах более обширной технической базы для осуществления изобретений, хороших условий для удовлетворения социальных и естественных потребностей человека. Адаптация же к высокому темпу жизни увеличивает производительность труда.

Можно выделить три главных источника изобретательства.

Во-первых, это научно-исследовательские организации, то есть учреждения, целью которых непосредственно является развитие науки и технологий.

Во-вторых, изобретения могут возникать в ходе производственной деятельности компаний, когда сотрудник работает над решением производственной задачи.

В-третьих, идея изобретения может появиться в результате «озарения» у независимых изобретателей, которые действуют самостоятельно, но число таких людей невелико.

Если раньше для того чтобы сделать крупное изобретение, требовалось наличие не только благоприятных условий для изобретательства но и выдающихся способностей у самого изобретателя, то теперь все большую роль играют совместные усилия участников массового изобретательского движения. Значимость вклада отдельного человека в крупное изобретение принижается, и изобретения все больше начинают ассоциироваться с создавшими их лабораториями или корпорациями.

Характерной чертой изобретательства, является то, что для создаваемого экономического продукта крайне сложно оценить будущий рыночный спрос.

Развивая технические системы, изобретатель может автоматически решать еще не возникшие задачи.

Действительно у развития различных технологий есть общие черты.

Во-первых, многие из них сталкиваются с трудностями при решении вопроса о возможности создания изобретения. Новые идеи, ставшие впоследствии значительными изобретениями, могут подвергаться критике научного сообщества или даже осмеиванию. Так, в 1934 английское правительство утверждало, что исследование реактивных двигателей неперспективно, так как они не могут быть серьезными конкурентами для винтового двигателя [2.].

При внедрении изобретенные технологии оказываются зачастую недооцененными даже самим изобретателем. Так, Г. Герц, доказавший существование электромагнитных волн, отрицал возможность осуществления беспроводной связи, а через несколько лет А.С. Попов изобрел радио, тем самым доказав техническую возможность такой связи.

Во-вторых, изучая развитие техники можно отметить то, что более совершенная технология не может сразу же заменить полностью старую.

Существует промежуточный период времени, когда они сосуществуют или даже используются друг с другом одновременно. В качестве примера сосуществования можно привести первые попытки использования парового двигателя на судах: какое-то время пароходы большую часть времени шли под парусами и лишь при штиле использовался паровой двигатель, который имелся на борту. Примером одновременного использования технологий служат первые электродвигатели. Несмотря на то, что они функционировали по совершенно другому принципу, по своей форме они сначала воспроизводили паровые машины.

Вышеупомянутые черты приводят к выводу, что относительно внедрения изобретения не следует оценивать лишь то, что изобретение представляет собой сейчас. Надо так же учитывать его потенциал, то к чему оно может привести в будущем, а также его стоимость. Следует рассмотреть непосредственно и вопрос удобства использования при массовом производстве. Несмотря на то, что изобретение может повысить качество продукта, его внедрение в массовое производство может быть экономически нецелесообразным. Кроме того, сама технология может быть и вовсе неприменима в массовом производстве. Также при подобной оценке не стоит забывать, что другие технологии тоже не будут стоять в это время на месте, а могут продолжить развитие.

Вывод

Учитывая все обозначенные выше особенности изобретательства, можно заключить, что изобретательство – это особый творческий процесс, приводящий к новому решению задач в любой области техники, производственных процессов, а также в новых продуктах и дающий положительный эффект для потребителей. Результатом подобной деятельности является созданный экономический продукт в виде изобретения, который можно использовать в производстве.

Развитие машиностроения и создание необходимой инфраструктуры обеспечивают условия для возникновения изобретательства. В свою очередь наличие эффективной системы образования, нацеленной на развитие творческих способностей учащихся, способствует росту числа потенциальных изобретателей.


Источники:

1. Альтшуллер Г.С. Внимание: алгоритм изобретения! // Приложение к «Экономической газете», 1965, № 27.
2. Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961.
3. Альтшуллер Г.С., Фильковский Г.Л. Современное состояние изобретательских задач [Электронный ресурс]. – URL: http://www.altshuller.ru/triz/triz2.asp.
4. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: http://bse.slovaronline.com.
5. Григорьев Ю.В. Выявление и индивидуальное обучение молодежи со склонностью к техническому творчеству [Электронный ресурс]. – URL: http://rbis.su/article.php?article=744.
6. Орлов В.И. Секрет изобретателя. – М.: Молодая Гвардия, 1946.
7. Шумпеттер Й. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. – М.: Экономика,1995.
8. Lehner J. How to be creative [Электронный ресурс]. – URL: http://online.wsj.com/home-page.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:51:10