Межведомственное взаимодействие и цифровые технологии: взаимные детерминанты развития качества медицинской помощи и реабилитации населения

Сертакова О.В.1, Дзюба Н.А.2, Сухинина И.В.3
1 Министерство здравоохранения Московской области, Россия, Москва
2 Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, Россия, Москва
3 ГКУЗ «ЦМИ МЗ МО», Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 11, Номер 1 (Январь-март 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46338267

Аннотация:
Сфера здравоохранения является одной из наиболее сложных, но в то же время и перспективных направлений кооперации цифровых технологий и традиционных механизмов и практик работы. Современный мир и стиль жизни индивида все больше ускоряется, а возникающие новые болезни и последующие пандемии показывают неготовность отражения угроз здоровью за счет традиционных механизмов здравоохранения. Целью данной статьи является исследование вопросов обеспечения качества медицинской помощи и реабилитации населения в контексте развития цифровых технологий и межфирменной кооперации. Предметом исследования являются вопросы использование цифровых технологий для развития цифровой системы развития качества медицинской помощи и реабилитации населения. Результаты. В рамках исследования проведен обзор мирового рынка цифровой медицины, проблем и решений цифровизации сферы здравоохранения в мире и РФ, а также проведена оценка достижений и перспектив развития цифровизации данной отрасли в России на 2020 – 2024 гг. Выводы. Проведенное научное исследование по вопросу кооперации и цифровых технологий в сфере оказания медицинской помощи и реабилитации населения показало, что в России, по сравнению с зарубежными странами имеется ряд организационно-правовых и регулятивных проблем, которые значительно сокращают потенциал телемедицины как новой формы организации медицинской помощи. Однако уже сегодня благодаря развитию межфирменной кооперации, компании различных форм собственности показывают высокий рост качества медицинской помощи населению и устойчивый спрос со стороны клиентов на услуги цифрового медицинского обслуживания.

Ключевые слова: медицина, цифровизация, e-health care, удаленные сервисы помощи, эффективность, инфраструктурное обеспечение, дистанционная диагностика

JEL-классификация: I10, I18, O31, O33



Введение. Идея создания удаленной системы медицинской помощи всегда занимала умы человечества, т.к. в жизни человека часто бывали случаи, когда физический контакт медицинского работника и пациента по определенным причинам невозможен [1; 3].

Первые попытки оказания удаленной медицинской помощи исторически совпали с изобретением средств передачи данных на расстояние без физического присутствия человека, а именно телеграф, который был впервые использован во время Гражданской войны в США, а после изобретения радио телемедицина получила новый драйвер для роста и качественной трансформации. [16; 17].

Основные вехи развития телемедицины от середины XIX века до наших дней приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные этапы развития телемедицины в мире

Хронологический этап
Характеристика состояния развития телемедицины
1. ? – сер. XIX в.
Технология реализации: почта, личные отправления через курьера или фельдъегеря.
Характеристика телемедицины: передача письменных жалоб пациента врачу, рекомендаций, рецептов, лекарств.
Преимущества / недостатки: преимуществ не отмечено; недостатки заключаются в субъективности оценки пациентом своего состояния, высокая вероятность врачебной ошибки, фактор риска длительности доставки письменных отправлений или их кражи или иного умышленного или случайного уничтожения, порчи.
2. 1835 г.
Технология реализации: Телеграф.
Характеристика телемедицины: передача информации между врачом и пациентом с помощью телетайпа, что значительно ускорило обмен информацией.
Преимущества / недостатки:
– скорость обмена информацией стала гораздо выше;
Хронологический этап
Характеристика состояния развития телемедицины

– возможность оперативно задать уточняющие вопросы; – раскрытие врачебной тайны;
– публичность переписки;
– привязанность врача и пациента к публичной точке телеграфного сервиса.
3. 1906 г.
Технология реализации: Телефон.
Характеристика телемедицины: прямая связь врача и пациента с помощью телефона. Передача электрокардиограмм по телефонным сетям.
Преимущества / недостатки:
– обмен информацией в формате живого общения;
– повышение точности диагностирования заболевания или проблемы;
– возможность неотложной помощи;
– низкая приватность бесед;
– сложность ведения медицинских записей.
4. 1920 г.
Технология реализации: Радио.
Характеристика телемедицины: оказание медицинской помощи с помощью радио путем трансляции указаний от врача конкретным пациентам или группе лиц.
Создание Института Церкви моряков Нью-Йорка (Seaman’s Church Institute of New York) – первой в истории специализированной организации по оказанию удаленной медицинской помощи корабельным командам в независимости от их удаленности от места локации церкви.
Преимущества / недостатки:
– масштабируемость охвата пациентов;
– развитие системы превентивного предупреждения заболеваний путем информирования общественности о неблагоприятных явлениях, наличии угрозы заражения;
– сложность оказания индивидуальной помощи;
– сложность оценки медицинского эффекта;
– высокая вероятность врачебной ошибки
4. 1950 – 1960 гг.
Технология реализации: Телевидение.
Характеристика телемедицины: развитие революционной идеи трансляции медицинских передач для обучения врачей или оказания самопомощи пациентам с помощью телевидения, в дальнейшем развитие индивидуальных TV-каналов связи между медицинскими учреждениями для оказания помощи коллегам.
Преимущества / недостатки:
– масштабируемость охвата пациентов;
– развитие системы превентивного предупреждения заболеваний путем информирования общественности о неблагоприятных явлениях, наличии угрозы заражения;
– развитие идеи видеосвязи;
– высокая стоимость и техническая сложность реализации.
5. 1967 – 1980 гг.
Технология реализации: Видеоконференции.
Характеристика телемедицины: оказание групповой и индивидуальной помощи с помощью сеансов видеосвязи.
Хронологический этап
Характеристика состояния развития телемедицины

Возможность реализации индивидуальных сеансов видеосвязи.
Преимущества / недостатки:
– масштабируемость охвата пациентов;
– развитие системы превентивного предупреждения заболеваний путем информирования общественности о неблагоприятных явлениях, наличии угрозы заражения;
– развитие идеи видеосвязи;
– высокая стоимость оказания услуг;
– доступность такого сервиса была только в крупных городах.
6. 1990 – наст. вр.
Технология реализации: Интернет.
Характеристика телемедицины: мультифункциональные комплексы индивидуальной и групповой медицинской помощи через инфраструктурные сервисы, платформы, индивидуальные гаджеты по широкому (более 20 направлений) кругу врачебной специализации.
Преимущества / недостатки:
– масштабируемость охвата пациентов;
– развитие системы превентивного предупреждения заболеваний путем информирования общественности о неблагоприятных явлениях, наличии угрозы заражения;
– низкая стоимость оказания услуг;
– повсеместная доступность сервиса;
– сокращение риска распространения заболеваний из‑за физической изоляции пациента.
Примечание – Источник: составлено автором по данным [9, c. 32 -33].

Результаты исследований. Несмотря на достаточно долгий исторический путь, рождение современной цифровой медицины связано с принятием в мае 2005 г. на заседании Пятьдесят восьмой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения резолюции WHA58.28 по электронному здравоохранению (eHealth) [10]. Именно данным документом открывается новая эра организации системы здравоохранения в мире через масштабное внедрение информационно-компьютерных технологий и сервисов в операционные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, оказанию комплекса медицинских и санитарных услуг, а также методологическому реформированию всего комплекса системы здравоохранения как в мире, так и в странах, подписавших данную резолюцию.

Вторым значимым этапом, подтвердившим решительность намерений Всемирной организации здравоохранения, является выпуск в 2013 г. совместно со специалистами Международного союза электросвязи Методического руководства по национальной стратегии в области электронного здравоохранения, целью которого является консультация при разработке национальных программ электронного здравоохранения, включая механизмы мониторинга эпидемиологических угроз и развития системы раннего реагирования на биологические и техногенные угрозы здоровью нации [2, c. 111].

Третьей вехой, подтвердившей важность развития цифровой медицины как нового формата сферы здравоохранения, является пандемия коронавируса SARS-CoV-2 (COVID-19), который обострил проблему физического контакта пациентов и врачей, а также ввиду масштабности и скорости распространения обнажил проблемы кадрового дефицита и недостаточности медицинской инфраструктуры даже в развитых странах.

Очевидным примером успеха развития цифровой медицины является скорость диагностики и раннего предупреждения об угрозе здоровью: так, в 2002 г. Китаю понадобилось примерно 8 месяцев для подтверждения эпидемии (а это целый комплекс работ, включающий анализы, диагностику, построение сценариев развития болезни) атипичной пневмонии, вызванной вирусом SARS; в 2019 г. информация о вспышке эпидемии коронавирусной инфекции стала известна специалистам ВОЗ уже через 7 дней [3, c. 68-69].

Интерес к развитию цифровой медицины базируется не только на возрастающих угрозах пандемии различных вирусов, ухудшении экологической обстановки. В данном вопросе есть и положительные мотиваторы, связанные с растущей ответственностью индивидов за свое здоровье и здоровье своих близких и детей. Согласно данным исследования по операциям Клинической и климатологической ассоциации Америки [1] основными драйверами спроса на цифровую медицину являются:

– стремительно развитие базы научных и практических знаний в области медицинской помощи, которые необходимо масштабировать и сделать общедоступными для всех стран;

– рост мобильности пациентов, связанных с их активной миграцией по планете, а значит, рост угроз привнесения в национальную среду инородных заболеваний и вирусов;

– развитие систем мобильного сбора данных (мобильные устройства для диагностики и мониторинга становятся новыми источниками статистических медицинских данных);

– рост продолжительности жизни населения, развитие механизмов поддержания жизненной активности у индивидов пенсионного возраста, увеличение числа «стареющих пациентов»;

– повышение сознательности молодежи в вопросах здоровьесбережения, популяризация идей здорового образа жизни, активное вовлечение пациентов в систему превентивной медицины [11; 12].

На следующем этапе рассмотрим мировой опыт развития цифровой медицины в разрезе наиболее развитых стран и дадим критический обзор приоритетам в данной сфере (таблица 2).

Таблица 2 – Мировой опыт развития цифровой медицины в разрезе наиболее развитых стран

Страна
Характеристика государственной программы развития цифровой медицины
1.США
Наименование государственной программы: Электронное правительство, субпрограмма – Единая информационная система в области здравоохранения.
Объем финансирования: 21,6 – 43,2 млрд долл. США.
Срок реализации программы: 2016 – 2020 гг., возможно продолжение до 2022 г.
Приоритеты программы:
– виртуальный паспорт состояния здоровья пациента (EHR);
– развитие облачной инфраструктуры обмена данными о пациентах между штатами, а также региональная интеграция центров медицинской информации (RHIOs);
– создание единой федеральной базы знаний по наиболее острым хроническим болезням, а также эпидемиям (например, база знаний по COVID-19);
Страна
Характеристика государственной программы развития цифровой медицины

– электронный обмен данными при формировании справок и медицинских заключений (например, трудоустройство, получение водительского удостоверения).
2. Великобритания
Наименование государственной программы: NHS Connecting for Health.
Объем финансирования: 25 млрд долл. США.
Срок реализации программы: 2012 – 2015 гг. (1-ый этап); 2016 – 2020 гг. (второй этап); 2021 –? (третий этап).
Приоритеты программы:
– развитие электронного документооборота госпиталей со страховыми компаниями;
– разработка систем искусственного интеллекта для мониторинга состояния здоровья и биоритмов лиц, чьи профессии сопряжены с повышенным риском (полиция, пожарно-спасательные службы, врачи);
– система удаленной диагностики состояния здоровья лиц с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями.
3. ЕС
Наименование государственной программы: NHS E-health Care
Объем финансирования: 317 млн EUR.
Срок реализации программы: 2014 – 2020 гг. (1-ый этап); 2021 – 2023 гг. (второй этап).
4. Китай
Наименование государственной программы: Здоровый Китай 2030.
Объем финансирования: 4250 млн долл. США
Срок реализации программы: 2020 – 2025 гг. (1-ый этап); 2026 – 2030 гг. (второй этап).
Приоритеты программы:
– развитие системы цифровых датчиков диагностики состояния заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей;
– льготная продажа систем диагностики сердечно-сосудистых заболеваний у лиц в возрасте 30 – 40 лет;
– развитие системы электронных амбулаторных карт;
– развитие системы цифровых страховых полисов.
Примечание – Источник: составлено автором по данным [11 – 13].

По данным аналитических исследований, проведенных специалистами Forrester Research и MarketsandMarkets [2] объем мирового рынка цифровой медицины в начале 2020 года оценивался в $25,4 млрд долл. США, а к 2025 году ожидается увеличение до рекордных $55,6 млрд долл. США. (рисунок 1).

Рисунок 1 – Объем мирового рынка цифровой медицины, млрд долл. США

Примечание – Источник: составлено автором по данным [11 – 13].

Сегодня мировое сообщество наметило в качестве приоритетов технической коллаборации медицинской сферы и информационных технологий следующие векторы (рисунок 2).

Рисунок 2 – Мировые приоритеты развития цифровой медицины

Примечание – Источник: составлено автором по данным [14].

Рассмотрим более подробно достижения мирового сообщества в вопросе инструментального обеспечения цифровой медицины и конкретных разработок, которые применяются сегодня в сфере здравоохранения.

1. Цифровые платформы формата «Врач – Пациент» (Doctor on Dema-nd, YourDoctor,)

[Ведущие компании-разработчики в мире: Activbody; Akili; Rx. Характеристика продуктов: облачные платформы для организации онлайн связи врача с пациентом. Сервис поддерживает 37 направлений специализации врачей, имеется опция кросс-консультаций с 5 врачами одновременно, доступна функция онлайн записи, а также back-office для консультаций врачей между собой без прекращения приема пациента. Начиная с 2021 г. планируется синхронизация страховых полисов и банковских карт для оплаты отдельных медуслуг.]

2. Цифровые платформы «Врач – Врач» (OnDoc, Double Mind)

[Ведущие компании-разработчики в мире: Care Innovations (США); Cerner Corporation (США). Характеристика продуктов: профильные социальные сети или интернет-группы для врачей всех направлений для проведения совместных консультаций, организации корпоративного обучения, обмена информацией и данными, участия в режиме онлайн в медицинских операциях. Вся система строится с учетом 128-битного шифрования данных, все файлы хранятся в облачных хранилищах с применением блокчейн-технологии, что делает их практически неуязвимыми для возможных атак.]

3. Профилактика заболеваний и дистанционный мониторинг (PulseCare, SugarLife)

[Ведущие компании-разработчики в мире: Medvivo Group (Великобритания); GlobalMedia Group (СЩА); Aerotel Medical Systems (Израиль). Характеристика продуктов: реализация диалоговых площадок людей, страдающих хроническими заболеваниями (астма, сахарный диабет, онкологические заболевания, высокое артериальное давление), через систему удаленного мониторинга маркеров с помощью встроенных датчиков (глюкометры) или носимых трекеров (фитнес-часы). Система является бесплатной, но доступа только по регистрации врача. Имеется опция связи с экстренной медицинской помощью.]

4. Системы электронного документооборота

[Ведущие компании-разработчики в мире: AMD Global Telemedicine (США); American Well (США). Характеристика продуктов: разработка индивидуальных или типовых решений в части автоматизации документооборота в рамках медицинского учреждения или между ними с целью сокращения рутинной работы медперсонала. Типовой набор включает в себя эклектронную регистрацию пациента, электронную мелицинскую карту, электронный рецепт с контролем использования, аналитику эффективности врачебных решений.]

Что касается развития цифровой медицины в России, то следует начать с вопроса государственного регулирования данной сферы. Официальный старт для развития телемедицины как нового вида оказания медицинской помощи начинается с принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" от 29.07.2017 N 242-ФЗ [3]. Такое хронологическое отставание России от мировых практик объясняется следующими причинами:

– сравнительно низкий уровень качества жизни и благосостояния населения (по данным агентства Legatum Prosperity Index Россия занимает 61 место среди стран мира по уровню благосостояния населения) [4];

– географически широкая область, где затруднен доступ или полностью недоступны средства мобильной связи и интернет, при этом востребованность в таких инструментах является очевидной, т.к. физическое медицинское обслуживание возможно только ограниченное время (например, регионы крайнего севера, населенные пункты в тайге и тундре). По данным Росстата только 56 % процентов населения страны использует мобильные устройства для получения медицинских услуг, а 20 % вообще не пользуются интернетом);

– наличие бесплатного медицинского сервиса, достаточно широкий круг льготных и бесплатных услуг в т.ч. в области хирургии и протезирования;

– консервативность менеджмента медицинских учреждений и низкая техническая оснащенность самих медучреждений.

В настоящее время в России реализуется проект «Создание единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ», который является частью общенационального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. 28.07.2017 г. за № 1632-р) [5]. Сегодня в состав рабочей группы входят более 135 экспертов, включая такие персоналии, как М.Ю. Самсонов (директор медицинского департамента АО «Р-Фарм»), О.Э. Карпов (генеральный директор Пировговского центра ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова», Министерство здравоохранения РФ); О.В. Симаков (генеральный директор ООО «Технологии моделирования здоровья») [6]. Несмотря на объективное отставание во времени на территории РФ уже действуют ряд медицинских сервисов, которые де-факто и являются инструментами телемедицины, хотя по юридическим причинам и не могут быть признаны таковыми в полной мере (рисунок 3).

Рисунок 3 – География телемедицины в РФ (2020 г.)

Примечание – Источник: [15].

На следующем этапе рассмотрим динамику развития рынка телемедицины в России на интервале 2019 – 2025 гг. Фактической точкой отсчета берется 2019 г., т.к. ранее официального рынка телемедицины просто не существовало, а прогноз был построен с применением скользящей средней (таблица 3).

Таблица 3 – Объем рынка телемедицины России в 2017 – 2025 гг.

Показатели
Фактические данные
Прогнозные данные
2017-2018 г. (оценка)
2019 г.
2021 г.
2023 г.
2025 г.
1. Количество услуг рынка, тыс. ед.
290
650,0
1459
1660
1872
2 Объем инвестиций, млрд руб.
2,4
1,5
6
24
96
Примечание – Источник: [11; 13].

Согласно данным VEB Ventures (дочерней компании ВЭБ.РФ) рынок телемедицины РФ ожидает бурный рост и к 2025 г. его совокупный объем вырастет с 2,4 млрд руб. инвестиций в 2017 – 2018 гг. до 96,0 млрд руб. в 2025 г. [7]

В заключение рассмотрим ключевые сервисы телемедицины, доступные гражданам РФ уже сегодня, и дадим их характеристику функциональному наполнению (таблица 4).

Таблица 4 – Ключевые сервисы телемедицины РФ и характеристика их функционала

Наименование сервисного продукта
Характеристика сервиса телемедицины
1. OnDoc
Дата запуска сервиса: март 2015 г.
Администратор сервиса: А. Константинов, облачный сервис Apple Health.
Характеристика сервиса: электронный менеджер обращений пациента к врачу с функциями ведения электронной медицинской карты, возможностью онлайн записи, пакетом для формирования выписок.
Охват медицинских учреждений – более 150 клиник и медицинских центров, в т.ч. 12 – клиники-партнеры с прямой передачей данных в облако для хранения данных о пациентах.
2. Яндекс. Здоровье
Дата запуска сервиса: 7 ноября 2016 г.
Администратор сервиса: Яндекс.
Характеристика сервиса: полнофункциональный сервис для онлайн консультаций врачей с пациентами. доступно ведение медицинской карты, онлайн расшифровка анализов, формы для выгрузки выписок, служба экстренного вызова медицинской помощи. Опция навигации пациентов по
Наименование сервисного продукта
Характеристика сервиса телемедицины

специализации врачей, поддержка медперсонала при нахождении пациента за рубежом или при транспортировке тяжелобольных пациентов.
Охват медицинских учреждений – более 1750 клиник и медицинских центров, в т.ч. 612 – клиники-партнеры с прямой передачей данных в облако для хранения данных о пациентах.
3. Сберздоровье
Дата запуска сервиса: 17.06.2020 г.
Администратор сервиса: Сбермед ИИ, лаборатория ИИ Сбера.
Характеристика сервиса: федеральный онлайн сервис телемедицины с дифференцированными пакетами услуг: «Диагностика», «Лечение», «Услуги медицинского транспорта», «Биологическая опасность», «Ветеринарные услуги», включающий более 4000 клиник и 1980 ветеринарных центров по всей России. Имеется личный кабинет пациента с возможность импорта /экспорта медицинской информации, вызова экстренной медицинской помощи и онланй страхования, в т.ч. при нахождении за рубежом.
Охват медицинских учреждений – 4157 клиник и медицинских центров, в т.ч. 2879 – клиники-партнеры с прямой передачей данных в облако для хранения данных о пациентах.
4. Доктор рядом
Дата запуска сервиса: 10.04.2018 г.
Администратор сервиса: сеть клиник в г. Москва «Доктор рядом».
Характеристика сервиса: ведение в цифровом формате Карты здоровья – подробный отчет о диагностике здоровья пациента с указанием подробных рекомендаций, разработкой индивидуального плана корректирующих мероприятий, плана питания, режима дня.
В рамках сервиса доступны узконаправленные пакеты «Мои дети», «Управление стрессом», «Здоровая еда», «Женское здоровье». С 2020 г. реализуется специальная медицинская программа «Золотой возраст» для лиц пенсионного возраста и старше. Имеется личный кабинет пациента с возможность импорта /экспорта медицинской информации, вызова экстренной медицинской помощи и онланй страхования, в т.ч. при нахождении за рубежом.
Охват медицинских учреждений – 129 ед. в г. Москва и Санкт-Петербург, в т.ч. 46 ед. клиники-партнеры с прямой передачей данных в облако для хранения данных о пациентах.
Примечание – Источник: [15].

Как видно из представленного обзора практически все сервисы ориентированы преимущественно на консультационные услуги, и только Доктор Рядом, Яндек. Здоровье, Сберздоровье обладают более развитыми решениями в части объединения физических сервисов оказания медицинской помощи и виртуального консультирования. Вместе с тем, успех телемедицины подтверждается ростом спроса и клиентских баз виртуальных платформ, особенно с учетом пандемии коронавирусной инфекции, приведшей к определенному локдауну плановой медицинской помощи, что говорит в пользу данного вектора развития и роста его актуальности в ближайшие годы.

Второй существенной проблемой развития телемедицины является законодательная неурегулированность вопроса о возможности оказания полноценной медицинской помощи через цифровые продукты и платформы. Практически все расширенные сервисы из представленного выше списка используют неоднозначности в трактовке Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 08.12.2020 N 429-ФЗ) [8] и таким образом расширяют свои функциональные возможности, добавляя смежные медицинские услуги в цифровой портфель (например, онлайн расшифровка анализов) [4; 6].

Третьей существенной проблемой является инфраструктурная слабость сервисов телемедицины: по данным аналитиков EverCare [9] более 90,0 % всех цифровых платформ не могут реализовать механизм ведения пациента полного цикла несмотря на то, что в последней версии закона целью телемедицины является именно постановка диагноза и назначение соответствующего лечения [5; 7].

Причина лежит в отсутствии у большинства сервисов собственной материально-технической базы для проведения лабораторных исследований, оказания профильной медицинской помощи и диагностических услуг. Их деятельность больше носит посреднический характер и базируется на заключенных долгосрочных контрактах с профильными медицинскими учреждениями [7; 8].

Заключение.

Проведенное научное исследование по вопросу кооперации и цифровых технологий в сфере оказания медицинской помощи и реабилитации населения показало, что в России, по сравнению с зарубежными странами имеется ряд организационно-правовых и регулятивных проблем, которые значительно сокращают потенциал телемедицины как новой формы организации медицинской помощи.

Вместе с тем объективные причины в лице пандемии коронавируса, географически сложной территории страны и социальных процессов в части старения и ухудшения общего благополучия населения позволяет сделать вывод, что вопрос развития телемедицины будет оставаться злободневным и актуальным на самом высоком уровне. И уже сегодня, несмотря на сложности и барьеры бюрократического аппарата сферы здравоохранения, частные компании показывают отличный рост и устойчивый спрос со стороны клиентов на услуги цифрового медицинского обслуживания.

[1]Challenges and Opportunities Facing Medical Education –https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC3116346/

[2] iDoctor на связи: телемедицина завоевывает мир – https://smart-lab.ru/blog/638124.php

[3] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221184/

[4] История и дальнейшее развитие телемедицины – https://vc.ru/flood/40404-istoriya-i-dalneyshee-razvitie-telemediciny

[5] http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

[6] https://www.kmis.ru/blog/o-proekte-tsifrovoe-zdravookhranenie/

[7] Перехожу на прием: Российская телемедицина начала развиваться гигантским темпами на фоне пандемии – https://rg.ru/2020/09/07/kak-razvivaetsia-rynok-telemediciny-v-rossii.html

[8] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

[9] Телемедицинские сервисы в России – https://evercare.ru/sites/default/files/2020-09/2_544505578434 3832629.pdf


Источники:

1. Борисов Д.Н., Иванов В.В. Организационная телемедицина // Врач и информационные технологии. – 2017. – № 3. – c. 112-120.
2. Владзимирский А.В. Первичная телемедицинская консультация «Пациент-врач»: первая систематизация методологии // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. – 2017. – № 2(4). – c. 109-121.
3. Зингерман Б.В. и др. О телемедицине «пациент-врач» // Врач и информационные технологии. – 2017. – № 1. – c. 61-79.
4. Лямина Л.П. и др. Информационно-коммуникативные технологии как основа персонализированной терапии // Международный журнал сердца и сосудистых заболеваний. – 2015. – № 7. – c. 23-31.
5. Мелекин В.Л. Социальные инновации: сущностное содержание и формы проявления в посткоронавирусную эпоху // Экономика и экология территориальных образований. – 2020. – № 2. – c. 43-49. – doi: 10.23947/2413-1474-2020-4-2-43-49 .
6. Мелик-Гусейнов Д.В. и др. Телемедицина: нормативно-правовое обеспечение, реалии и перспективы применения в отечественном здравоохранении // Экспериментальная и клиническая урология. – 2019. – № 1. – c. 4-10. – doi: 10.29188/2222-8543-2019-11-1-4-10 .
7. Федоров В.Ф., Столяр В.Л. Персональная телемедицина. перспективы внедрения // Врач и информационные технологии. – 2020. – № 2. – c. 36-44. – doi: 10.37690/1811-0193-2020-2-36-44 .
8. Федоров В.Ф. Телемедицина: кого, чему и как учить // Врач и информационные технологии. – 2018. – № 4. – c. 34-45.
9. Kim J., Alanazi H., Daim Т. Prospects for Telemedicine Adoption: Prognostic Modeling as Exemplified by Rural Areas of USA // Foresight and STI Governance. – 2015. – № 4. – p. 32-41. – doi: 10.17323/1995-459X.2015.4.32.41.
10. Электронное здравоохранение как фактор повышения качества и доступности медицинского обслуживания населения. Дом прессы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dompressy.by/2014/11/20/elektronnoe-zdravooxranenie-kak-faktor-povysheniya-kachestva-i-dostupnosti-medicinskogo-obsluzhivaniya-naseleniya (дата обращения: 09.12.2020).
11. Цифровизация сделает здравоохранение эффективным. Рбк+. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/issue/5f71819e7a8aa9e638b31c48 (дата обращения: 11.12.2020).
12. Перекопская В. Цифровизация здравоохранения: основные тренды. VC.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/future/159546-cifrovizaciya-zdravoohraneniya-osnovnye-trendy (дата обращения: 10.12.2020).
13. Глобальная информатика в здравоохранении: облачные технологии. Блог компании RUVDS.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/486804 (дата обращения: 12.12.2020).
14. 5 главных тенденций технологий цифровой медицины: аналитический обзор. EverCare. [Электронный ресурс]. URL: https://evercare.ru/news/5-glavnykh-tendenciy-tekhnologiy-cifrovoy-mediciny (дата обращения: 07.12.2020).
15. Телемедицинские сервисы в России: аналитический обзор. EverCare. [Электронный ресурс]. URL: https://evercare.ru/sites/default/files/2020-9/2_5445055784343832629.pdf (дата обращения: 13.12.2020).
16. Dudin M.N., Sertakova O.V., Frolova Е.Е., Katsarskiy M. I., Voykova N.A. Methodological approaches to examination of public health based on the «National Health Quality Indicator» model // Quality – Access to Success. – 2017. – № 159. – p. 71-79.
17. Dudin M.N., Sertakova O.V., Frolova Е.Е., Artemieva J.A., Galkina M.V. Development of methodological approaches to assessing the quality of healthcare services // Quality – Access to Success. – 2017. – № 158. – p. 71-78.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:16