Структурный анализ субъектов и объектов арт-рынка в контексте современных реалий

Ветрова А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (74), Февраль 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18900953
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Охарактеризованы субъекты и объекты достаточно нового с точки зрения объекта исследования в экономическом контексте понятия «арт-рынок». В нашей стране до сих пор многие институции функционируют без четкого представления структуры арт-рынка и его компонентов. Раскрывается сущность полуфункцианализма арт-рынка, значение и функционал основных участников процесса от музейных институций до художников и арт-дилеров. Также выведены основные определения арт-рынка как общие художественные тенденции и предпочтения, распространенные в определенном временном отрезке с одной стороны, и отрасль экономики, способная формировать национальную идентичность – с другой.

Ключевые слова: маркетинг, конкурентоспособность, инвестиции, брендинг, арт-рынок, первичный и вторичный рынок, субъекты и объекты рынка искусства, средства продвижения товара



Арт-рынок – это один из наиболее привлекательных предметов междисциплинарного исследования, но чаще его других его анализируют экономисты. У него достаточно большая история и очень бурное современное развитие. Что касается нашей страны, то этот феномен до последнего времени мало кем изучался, хотя аспектов и подходов можно назвать много. В российской действительности арт-рынок находится в стадии становления, но его потенциал достаточно велик. Известно, что русское искусство многие десятилетия было и остается конкурентоспособным в мировом культурном пространстве. Самые известные аукционные дома мира считают за честь выставлять на торги работы русских мастеров, весьма часто приносящие им баснословные прибыли. Рынок изобразительного искусства капиталоемкий рынок, а искусство сегодня представляется одной из заманчивых форм инвестирования. Эта экономика состоит из первичного рынка, где произведения продаются в первый раз, и вторичного (аукционов), где произведения продаются во второй или любой другой раз [1]. Ниже будет приведен структурный анализ всех важнейших составных компонентов арт-рынка.

Рыночный эстетизм

Чтобы понять, как работает арт-рынок, необходимо выявить его основные функции и субъекты деятельности. С момента институализации арт-рынка многое модифицировалось, но его суть мало изменилась. Арт-рынок выполняет информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие, регулирующие и художественно-эстетические функции. Последняя функция более понятна, поэтому остановимся подробнее на остальных. Современный арт-рынок – явление полифункциональное. Если акцентировать его художественную сторону, то на первое место выходит эстетическая ценность произведение искусства, если экономическую, то это рыночная стоимость произведения искусства. Арт-рынок представляет собой оборот художественных ценностей на мировом и национальном уровне. [5] Особенность арт-рынка в его интегрированной природе, возникающей на пересечении духовно-художественной (нематериальной, прагматически незаинтересованной) и материальной (экономически и прагматически значимой) сфер общественной жизни. В связи с этим можно дать несколько определений арт-рынка:

1. это общие художественные тенденции и предпочтения, распространенные в определенном временном отрезке, система, направленная на формирование вкусов и предпочтений, то есть культурный феномен, отражающий актуальные состояния общества, в которых задействованы, художник, экспертное сообщество, знающая публика и простые почитатели искусства;

2. это характер и уровень развития института посредничества, или система взаимоотношений между художниками, дилерами, аукционными домами, ассоциациями и коллекционерами, заключающаяся в товарном обращении предметов искусства;

3. это отрасль экономики, способная во многом формировать национальную идентичность, и прямым образом влиять на ВВП страны, если рассматривать его с позиций территориального брэндинга и маркетинга.

Таким образом арт-рынок – это сложное многоуровневое явление, в нем интегрируются большое количество субъектов, которые осуществляют все процессы его актуализации. Основными субъектами арт-рынка являются производители, (художники) и потребители (коллекционеры). [7] Между главными субъектами в разное культурно-историческое время существовала группа посредников, которые к сегодняшнему дню максимально дифференцировались.

К пониманию процессов

Чтобы раскрыть сущность арт-рынка, рассмотрим его основные функции, которые, реализуясь, объединяют и основные субъекты арт-рынка.

В первую очередь первых стоит выделить информационную функцию. В широком смысле это информирование общества о творчестве художника, информационное поле, которое складывается вокруг художника, а именно совокупность упоминаний о художнике в художественной критике, биографических текстах и жизнеописаниях, церковных, исторических документах. В современных условиях особую роль занимают профессиональные печатные и электронные СМИ. Расширению информационного поля способствуют наличие каталогов, монографий о творчестве художника, которые являются традиционными формами оповещения заинтересованных лиц. Информационная функция арт-рынка – это одна из самых старых его функций. [2]

Большую роль в информировании общества об аксиологической ценности творчества художника играет экспертное сообщество. Экспертное сообщество – это объединение критиков и искусствоведов, которые анализируют, интерпретирует, разъясняют и транслируют обществу свои оценки художественного творчества в целом или отдельных произведений. Их деятельность, безусловно, формирует репутацию художника.

Сегодня арт-критики, искусствоведы – это специалисты по оценке произведений искусства. Обычно они дают развернутые письменные анализы в статьях и обзорах, публикуемые в различных профильных СМИ, монографических работах, коллективных научных исследованиях, теоретических докладах, в современных условиях на некоторых известных интернет-ресурсах, в социальных сетях. Авторитетное мнение экспертного сообщества прямым образом влияет на активность коллекционеров и меценатов, во многом определяя цену художественного произведения и авторитет художника. В то же время исторический опыт показывает, что многие сегодня признанные художники в свое когда-то не были поняты критиками, поскольку часто их искусство значительным образом опережало общественные вкусы, а следовательно, не оценено современниками по достоинству.

Отдельно стоит сказать об арт-консультантах. Арт-консультант (англ. Adviser – консультант) – это субъект арт-рынка, занимающий промежуточную позицию между теоретиками искусства и арт-дилерами. [3] Первоначально функции консультанта выполняли лица, приближенные к властным особам. Они могли занимать различные должности от кардинала до подрядчиков королевских работ, то есть их посредничество в данной связи не было профессиональным. Сегодня, когда многие коллекционеры рассматривают искусство только с точки зрения инвестиций, профессия консультанта оказалась весьма востребована. В условиях, когда люди хотят покупать произведения искусства, но у них нет времени их изучать, арт-консультант является востребованной фигурой арт-рынка. Консультант ничего не продает, он, как правило, выполняет функции советчика. Иногда эта функция дополняется приобретением конкретной работы по решению заказчика. В отличие от критика или искусствоведа консультант не обязательно является общепризнанным экспертом по искусству. В силу этого он не относится к экспертному сообществу, хотя для заказчика он, безусловно, выступает экспертом.

Особое значение среди субъектов рынка имеют художественные музеи как государственные, так и частные. Музеи, приобретая произведение художника, возвышают его имя, повышают рейтинг его произведений, а следовательно, и их стоимость. Попав в музей, произведение автоматически становится работой более значимого масштаба. Чем известнее музей, тем большую отдачу получает художник, живущий или давно ушедший. Более того, коллекции музеев представляют собой национальное достояние конкретной страны, оберегаются государством, в том числе во время войн и катаклизмов. Общеизвестно, что многие талантливые художники или их работы остаются неизвестными, будучи затерянными в истории. Работы, попавшие в музеи, гарантированно будут представлены публике последующих поколений.

Следующим важным моментом можно выделить тот факт, что, будучи музейным экспонатом, работа перестает быть представленной на рынке. Другими словами, находясь в частной коллекции, произведение искусства еще может попасть на рынок, когда владелец или наследник захочет его перепродать. Музейные работы, за редким исключением, изымаются из рыночного оборота. Музеи в современном обществе имеют репутацию безусловных авторитетов. Тем не менее, следует сказать, что коллекции большинства современных музеев, таких как МОМА или Метрополитен в Нью-Йорке, центр Жоржа Помпиду в Париже и так далее, были сформированы крупными коллекционерами, такими как, например семья Рокфеллеров, передававшими свои коллекции в дар музеям. [4] Во временном континууме эти коллекции обретают значимость в историко-культурной перспективе.

В русском языке с недавнего времени появляется термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевают новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). [6]

Выводы

Произведения искусства – это гипертовары, они могут обращаться весьма интенсивно, прежде чем «успокоиться», осесть в музеях или других хранилищах. Рынок произведений искусства развивается весьма стремительно как в России, так и за ее пределами. Это весьма перспективное явление привлекает инвесторов как возможными высокими доходами, так и нематериальными выгодами вроде статуса и значимости коллекции.

Начинающим инвесторам, обратившим свое внимание на этот рынок, стоит тщательно изучить предметную область, заручиться консультационной поддержкой специалистов и начинать приобретать предметы искусства через специализированные галереи. Для уменьшения риска лучше диверсифицировать капитал, приобретая несколько предметов, относящихся к разным направлениям искусства. В этом случае снижение стоимости одного произведения будет компенсироваться ростом стоимости других, позволяя избежать значительных потерь.

В настоящее время инвесторы всего мира пристально наблюдают за состоянием дел на аукционах, так как на фоне общемирового кризиса фондовых рынков необходимо найти альтернативные и эффективные инструменты вложений и долгосрочных инвестиций.


Источники:

1. Бак Луиза, Грир Джудит. Искусство в собственность [Текст]. – М.: ЗАО «Фэйс Фэшн», 2008.
2. Бенаму-Юэ Жюдит. Цена искусства [Текст]. – М.: Артмедиа групп, 2008.
3. Денисов Б.С. Нетрадиционный бизнес. Очерки для непосвященных [Текст]. – М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1997.
4. Меликян С. Art+Auction [Текст]. – декабрь–январь 2009/2010.
5. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория Искусства [Текст]. – Международный университет в Москве, 2008.
6. Тульчинский Г.Л., Герасимов С.В., Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры. [Текст]. – М.: Планета Музыки, 2010.
7. Фейген Ричард. Мемуары арт-дилера. [Текст]. – М.: Художественный фонд RuArts, 2004
8. http://www.artbusiness.com [Электронный ресурс]
9. http://www.artin-vestment.ru [Электронный ресурс]

Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:22:31