Функциональная характеристика российского арт-рынка

Ветрова А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (87), Март 2014

Цитировать:
Ветрова А.А. Функциональная характеристика российского арт-рынка // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 3. – С. 98-104.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21357320
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автор последовательно описывает функциональные особенности арт-рынка. Отражены характерные особенности российского арт-рынка как явления, получившего широкое распространение начиная с 1990-х гг. Охарактеризованы функции ценообразования, регулирования и стимулирования на арт-рынке, их косвенные отличия от своих аналогов на других рынках. Представлены структурированная схема и инфраструктура описываемого рынка.

Ключевые слова: ценообразование, инвестиции, анализ, арт-рынок, субъекты и объекты рынка искусства, структура арт-рынка, искусство, функции рынка, регулирующая функция арт-рынка, инфраструктура арт-рынка



В современной истории период 1990-1993 гг. принято считать активным строительством российского арт-рынка. Легализация положения продавца и покупателя, их отделение от государственных структур выделяет в экономическом пространстве новую сферу художественного предпринимательства, осуществляющего товарное обращение предметов искусства. Появляются многочисленные посредники, ведущие свою деятельность в этой сфере: галереи, антикварные салоны, аукционные дома. Если в начале 1990-х гг. открылось около десятка галерей, то к 1993 г. их насчитывалось уже сотни [3]. В сложившейся ситуации можно говорить о формировании целой структуры и, как следствие, арт-рынка, на котором можно выделить несколько функций, присущих исключительно описываемому выше явлению.

Ценообразующая функция арт-рынка

Проблема ценообразования в искусстве – одна из самых сложных и запутанных. Здесь работают как общие законы ценообразования, так и частные, вырабатываемые именно в пространстве арт-рынка. В силу доминирования в искусстве эстетических ценностей непрагматического характера часто возникают споры о том, что искусство не должно рассматриваться как товар. Поэтому одни считают, что искусство и деньги несовместимы, а другие придерживаются позиции, что искусству присущи как непрагматические, так и прагматические ценности, которые в силу объективных причин вынуждены сосуществовать друг с другом [4].

Известно, что художественное творчество – одно из древнейших разновидностей ремесла. Принято считать, что ремесло «в соответствии со стадиями общественного разделения труда обычно подразделяется на домашнее ремесло, ремесло на заказ, ремесло на рынок» [5]. То есть ремесло – это труд, подразумевающий материальную компенсацию. С древних времен художник, предпринимая деятельность, был вынужден инициировать свое продвижение в культурном пространстве ради того, чтобы обеспечить собственное существование. В то же время художественное произведение – это результат таланта и творческих способностей художника, представленный в уникальной материальной форме. Но в этом заключается не только его духовная, но и материальная ценность. В данной связи рождается особая отрасль художественного предпринимательства, с точки зрения которого, художественные произведения рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Возникает вопрос материальной оценки произведения искусства.

Факторы, влияющие на ценообразование:

– общепризнанный класс мастера;

– принадлежность художника к определенной эпохе;

– личная история автора;

– уровень новаторства, возраст произведения;

– техника, в которой выполнена работа;

– размер картины;

– жанр, в котором выполнена работа;

– наличие работ мастера в ведущих музейных коллекциях и галереях;

– оценка критиков;

– участие в международных проектах;

– частота проведения персональных выставок;

– вхождение художника в авторитетные каталоги;

– провенанс картины [1].

Таким образом, на ценообразование в изобразительном искусстве воздействует совокупность объективных и субъективных факторов. К сказанному нужно добавить, что существуют механизмы, которые способны значительно увеличить стоимость художественного произведения с помощью ряда маркетинговых технологий, связанных, например, с технологией брендинга.

Следует отметить, что существует значительная разница между коммерческой и духовно-культурной ценностью, во всех смыслах экономическая сторона подхода представляется вторичной по отношению к художественно-эстетической. Но даже мнение узкого круга профессиональной публики в лице искусствоведов, критиков и экспертов не может быть единственно верным. Рынок формируют именно потребители. В то же время в условиях рынка произведение искусства рассматривается как продукт.

Регулирующая функция арт-рынка

Рынок должен регулировать спрос и предложение. Известно, что доля людей, постоянно интересующихся искусством, достаточно мала. Потребности, которые искусство удовлетворяет, не являются витальными и экзистенциальными, человек может прожить и без них. Круг людей, которые формируют спрос на искусство, достаточно узок. Но искусство, выполняя свои социальные задачи часто, выступает в роли фиксатора и транслятора различных актуальных состояний общества, следовательно, спрос на произведения искусства может существенно варьироваться в зависимости от состояния самого искусства.

Другой специфической особенностью арт-рынка является то, что он не может удовлетворить весь спрос. Дело в том, что на арт-рынке значительную долю занимает антиквариат, т.е. произведения искусства, созданные не менее 50-ти лет назад. В определении антиквариата необходимо учесть категории, связанные с редкостью, уникальностью, невозможностью воспроизведения. То есть спрос физически не может удовлетворить предложение, благодаря чему возрастают цены [6]. Регулирующая функция арт-рынка также подразумевает специальное законодательство разных стран. В силу того, что сегодня рынок искусства имеет глобальный характер, такие особенности чрезвычайно важны. Так, в странах, где законодательство и налогообложение в области искусства неблагоприятны для коллекционеров, импорт и экспорт произведений искусства будут существенно отличаться от тех стран, в которых налоговая система этому способствует. Более того, в тех странах, где существуют экономические предпосылки к коллекционированию и появлению культурных фондов, развитие искусства будет идти более интенсивно.

Стимулирующая функция арт-рынка

Рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Здесь важным элементом является конкуренция, соперничество участников данного процесса за рынок сбыта. Что подразумевает соперничество художников за внимание и признание у публики. Следствием признания является увеличение числа заказов, рост продаж произведений искусства. Тем не менее, экономические свободы содействуют прогрессивному развитию общества, но они в большей степени стимулируют коммерческую конкуренцию, а не художественную. Таким образом, развитие происходит в сфере коммерции, что автоматически не влечет подъема в искусстве.

Сегодня успех художника определяется его «раскрученностью» в СМИ, общественной известностью и, как следствие, стоимостью его работ. Рынок дал возможность художнику быть признанным при жизни. Это признание определяется в объеме гонораров, что и есть главный критерий популярного художника. Рынок всегда стремится к получению выгоды, следовательно, ориентируется на большинство, что неизбежно ведет к снижению качества художественного продукта, его массовости. Тем не менее, именно рыночные механизмы должны использоваться для нахождения компромисса в пользу поддержки истинного искусства [7].

Инфраструктура арт-рынка

Важнейшим условием успешного функционирования арт-рынка является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное продвижение художественных продуктов от художника к публике. Не сегодняшний день в мире сложилась сложная и многоуровневая инфраструктура арт-рынка. Ключевыми фигурами арт-рынка являются производители художественного продукта и его потребители. Между двумя этими главными группами инфраструктуры располагается ряд посредников. Современный рынок отличается от рынка начала капиталистических отношений тем, что значительным образом разрослась его вспомогательно-сопутствующая и организационно-посредническая часть, которая включает коммерчески-посреднические организации, консалтингово-посреднические организации, организации юридическо-правового сопровождения, финансовые структуры, информационные организации и т.д. [3].

Производители художественного продукта – главные персоны арт-рынка, т.к. результаты их деятельности и являются предметом купли-продажи. В изобразительном искусстве творец персонифицирован, но иногда и здесь могут появляться коллективные исполнители, творческие объединения. В качестве потребителя художественного продукта могут выступать отдельные представители общественности: почитатели и знатоки искусства, коллекционеры, инвесторы, представители государства, общественных объединений, бизнес-структур, музеи организации и предприятия. К коммерчески-посредническим организациям относят галереи, аукционные дома, ярмарки, дилеры. Консалтингово-посреднические услуги в рамках арт-рынка оказывают организации, занимающиеся экспертизой художественных произведения, их регистрацией, оценкой, страхованием, охраной, логистикой, аудитом. Блок юридических услуг представляют организации, занимающиеся правовым сопровождением купли-продажи предметов искусства, формированием договорных отношений, оказывающие услуги по судебному представительству и адвокатуре, вопросам наследования и различным другим правовым аспектам, что возникают в ходе оборота художественных ценностей.

Финансовые организации, в частности банки, оказывают профильные услуги и сопутствуют развитию и функционированию арт-рынка. Важную роль призваны исполнять и контролирующие организации: различные ассоциации, союзы, фонды, которые пресекают неправомерные действия субъектов арт-рынка, налоговые и таможенные органы и пр. Цивилизованный арт-рынок не может осуществлять свою деятельность вне информационных организаций, самых различных СМИ, которые способствуют прозрачности и открытости данного рынка. Это профильные и непрофильные печатные и электронные издания, в которых обнародуются мнения экспертного сообщества – критиков и искусствоведов; это деятельность отделов по связям с общественностью различных организаций, которые делают достоянием общественного мнения информацию о характере деятельности практически всех субъектов инфраструктуры арт-рынка [2].

Вывод

В условиях перехода российской экономики к рынку культура и искусство не могут быть изолированы от данного процесса. Искусство неизбежно становится частью рыночной экономики, вынуждено существовать по ее законам. Для художника это, прежде всего, повышение рыночной стоимости его работ, создание условий популяризации и востребованности у публики при жизни. Ранее большую роль в признании художника играли его отношения с властью, которые во многом определяли его карьеру. Благодаря рынку право на существование конкретного творческого метода определяется публикой и больше никем. Свободная конкуренция – это один из основных признаков рынка.


Источники:

1.Бенаму Ю.Ж. Цена искусства. – М.: АртМедиа Групп, 2008.
2. Долгин А. Экономика символического обмена. – М., 2006;
3. Попов Г.Х. Культура и предпринимательство // Культура и бизнес. – М.: МУМ, 2007.
4. Рубинштейн А.Я. Экономика культуры. – М.: Слово, 2003.
5. Хангельдиева И.Г. Культура и предпринимательство в современной России // Прикладная культурология. – М.: 2009.
6. Хангельдиева И.Г. Культура и рынок // Тетради Международного университета в Москве, 2004, № 1; Культура и рынок: современные тенденции. – М., 2009.
7. Долгин А. Культура и рынок: современные тенденции. – М., 2009.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:51:11