Факторы инновационного развития региона
Гармашова Е.П.1, Дребот А.М.1
1 Севастопольский государственный университет, Россия, Севастополь
Скачать PDF | Загрузок: 23 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Цитировать:
Гармашова Е.П., Дребот А.М. Факторы инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1523-1534. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110287.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44082129
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Актуальность исследования обосновывается усилением конкуренции и ускорением темпов роста научно-технического прогресса, что определило инновационный путь развития субъектов экономики всех уровней. В статье рассмотрены различные подходы к классификации факторов инновационного развития региона. Авторами были выделены четыре группы факторов инновационного развития региона на основании элементов инновационной системы региона: факторы научно-технического потенциала региона (ресурсы, условия и результаты деятельности научно-исследовательских организаций и творческий потенциал региона); факторы производственно-технологического потенциала (условия и ресурсы предприятий и организаций региона, которые позволяют им коммерциализировать продуктовые, технологические, организационные и маркетинговые инновации); факторы развития инновационной инфраструктуры (наличие в регионе институтов, способствующих повышению результативности инновационных процессов и повышающих эффективность инновационной деятельности в целом: технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов и т.д.); факторы региональной инновационной политики (механизм государственного и муниципального управления инновационным развитием региона, нормативно-правовая база, наличие специальных экономических зон, объемы бюджетных расходов на науку и инновации, защита интеллектуальной собственности и т.д.).
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инновационная система, инновационная инфраструктура, факторы инновационного развития региона
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение. Современные тенденции показывают, что долгосрочный экономический рост возможен только за счет интенсивных факторов развития. Теоретически доказано, что в перспективе расширенное воспроизводство может обеспечиваться только путем постоянного внедрения в производство достижений науки, то есть на основе активизации инновационной и творческой активности хозяйствующих субъектов. Усиление конкуренции и стремительный темп роста научно-технического прогресса определили инновационный путь развития субъектов экономики всех уровней. Причем происходящие изменения выявили необходимость инновационных преобразований не только материально-технической базы, но и социально-экономических процессов. Поэтому наиболее эффективный путь обеспечения конкурентоспособности регионов − это адаптация результатов научной деятельности к требованиям рынка, формирование политики устойчивого развития региона за счет инноваций в сфере управления, производства и сбыта. Инновационное развитие региона предполагает интеграцию научно-технической сферы в социально-экономические процессы развития региона, что означает формирование системы институтов, способных генерировать нововведения и создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, в результате чего формируется региональная инновационная система.
Цель исследования. Целью данной статьи является исследование и систематизация факторов, оказывающих влияние на инновационное развитие регионов.
Материалы и методы исследования. Актуальность темы инновационного развития регионов определяется не только внешними вызовами, но и внутренними задачами, а именно необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития территорий страны. Поэтому вопросы, связанные с активизацией инновационной деятельности в регионах, постоянно находятся в центре внимания многих ученых. Взаимосвязь инновационной активности и научно-образовательного потенциала (высших учебных заведений и исследовательских организаций) рассматривается в работе М. Фрич, М. Вюрвих [2] (Frich, Vyurvikh, 2019). Влияние такого элемента инновационной инфраструктуры, как инновационные кластеры, на эффективность взаимодействия между участниками региональных инновационных систем исследуется в работе Е. Куценко [3] (Kutsenko, 2015). В контексте темы исследования заслуживает внимания работа С. Макарова, Е. Угнич, которыми был изучен механизм акселерации инновационных проектов и была предложена модель регионального бизнес-катализатора [4] (Makarov, Ugnich, 2015). Прикладными задачами сбора и анализа статистической информации по инновационной активности регионов занимаются: Г.И. Абдрахманова, П.Д. Бахтин, Л.М. Гохберг, С.П. Земцова и др. [5, 6] (Abdrakhmanova, Gokhberg et al., 2017; Zemtsov, 2019). В данной статье в отличие от предыдущей работы авторов, которая носила прикладной характер [1] (Garmashova, Drebot, Baranov, Mitus, 2019), сделана попытка теоретического осмысления основных детерминант инновационного развития регионов на основании как базовых работ в сфере инноватики [7–10] (Yakovets, 2004; Kuznets, 2003; Bernal, 1956; Tviss, 1989), так и вышеперечисленных современных исследований. Исследование проводилось с применением таких общенаучных методов, как метод научной абстракции, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также с применением метода сравнительного анализа.
Основная часть. Инновации представляют собой конечный результат разработки (фундаментальных и прикладных исследований) и коммерциализации (доведение разработки до стадии готового продукта, способного приносить прибыль) новой идеи, которая преобразуется в новый или улучшенный продукт, технологию, организационное или маркетинговое решение. Следует помнить о наличии понятий «инновация», «новация» и «нововведение». Если спрос на научные разработки отсутствует, необходимо использовать категорию «новация» (то есть научная разработка, которая еще не внедряется в производство). Когда коммерциализируется научная разработка, которая не была выполнена собственными силами, корректнее использовать понятие «нововведение». Факторами, определяющими успех самих нововведений, являются, по мнению Б. Твисса: рыночная ориентация, соответствие целям организации, эффективное управление и методы оценки проектов, наличие заинтересованного лица или «защитника проекта», творчество и инновационный климат [10] (Tviss, 1989).
Также понимание трендов развития научно-технического прогресса и его воздействия на экономический рост требует четкого разграничения инноваций и несущественных видоизменений в продуктах, технологических процессах или организационных решениях. Так, по уровню новизны целесообразно выделять базисные инновации, которые знаменуют начало нового технологического уклада, а также улучшающие микроинновации и псевдоинновации, которые способствуют развитию производства и обеспечивают экономический рост в рамках отдельного технологического уклада. Данная классификация подробно представлена в работе Ю.В. Яковца «Эпохальные инновации XXI века» [7] (Yakovets, 2004). Большинство авторов в качестве основного фактора базисных инноваций (которые стимулируют экономическую активность и служат толчком для всех прочих типов инноваций) признает ускоренное развитие науки [8–10] (Kuznets, 2003; Bernal, 1956; Tviss, 1989). Факторами активизаций улучшающих и прочих инноваций служат государственная политика поддержки инноваций, рыночный конкурентный механизм, что в совокупности дает возможность получать технологическую квазиренту (инновационную ренту, то есть плату за обладание редким благом), которая и служит основным стимулом различных видов и типов инноваций [7] (Yakovets, 2004).
Если говорить о современном взгляде на факторы, определяющие уровень инновационного развития стран и регионов, то особого внимания заслуживают различные международные рейтинги, вернее, научно-методическая база, лежащая в их основе.
Так, в рамках методики Всемирного экономического форума (World Economic Forum) при оценке уровня глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) выделяется отдельно категория «инновационный потенциал», оценку которого предлагается производить, опираясь на следующие факторы: государственные закупки высокотехнологичной продукции, патентные заявки, способность к инновациям, качество исследовательских институтов, расходы компаний на НИОКР, научно-техническое взаимодействие между университетами и промышленностью, доступность ученых и инженеров [11].
Также заслуживает внимания методика расчета Индекса экономики знаний (The Knowledge Economy Index) Всемирного банка (The World Bank), который характеризует уровень развития инновационной (постиндустриальной) экономики в странах мира. Данный индекс охватывает четыре группы детерминант:
− индекс экономического и институционального режима: условия, в которых развиваются общество и экономика, качество регулирования, экономическая и правовая среда, развитие бизнеса и частной инициативы, способность общества и его институтов к эффективному использованию существующего и созданию нового знания;
− индекс образования: уровень образованности населения и наличие у него устойчивых навыков создания, распространения и использования знаний;
− индекс инноваций: уровень развития национальной инновационной системы, включающей компании, исследовательские центры, университеты, профессиональные объединения и другие организации, которые воспринимают и адаптируют глобальное знание для местных нужд, а также создают новое знание и основанные на нем новые технологии;
− индекс информационных технологий и коммуникаций. Уровень развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, которая способствует эффективному распространению и переработке информации [12].
Среди работ, посвященных изучению инноваций на региональном уровне, заслуживает внимание работа Т. Брукеля и Т. Бреннера [13] (Brenner, Broekel, 2009), которые в своем исследовании вывели 12 структурных региональных факторов инновационного развития: НИОКР, отраслевые характеристики, уровень урбанизации, структура занятости, структура экономики региона, наличие университетов, качество человеческого капитала, потенциальный человеческий капитал, наличие государственных исследовательских институтов, финансовые ресурсы региона, финансовые возможности фирм и региональная привлекательность.
В данной работе классификацию факторов регионального инновационного развития предлагается производить на основе концепции инновационной системы, которая имеет важное практическое значение, поскольку дает возможность использовать системный подход к совершенствованию инновационных процессов на микро-, мезо- и макроуровнях. Обобщая исследования и мировой опыт, считаем целесообразным выделять следующие составляющие инновационных систем (рис. 1):
− подсистема генерации знаний (научно-исследовательские учреждения, генерирующие новации, то есть результаты фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в любой сфере деятельности);
− подсистема производства (предприятия, внедряющие и распространяющие результаты научных исследований);
− инновационная инфраструктура, которая формализует отношения между системой генерации знаний и производством (способствует созданию инноваций);
− институциональные условия как формализованного, так и неформализованного характера (государственное управление, правовое регулирование, рыночные, организационные и другие условия).
Рисунок 1. Основные группы элементов инновационной системы
Источник: составлено авторами [14] (Garmashova, 2019).
Выводы. Исходя из предлагаемой структуры инновационной системы, предлагаем выделить 4 группы факторов инновационного развития региона:
− научно-технический потенциал, который охватывает ресурсы и результаты деятельности научно-исследовательских организаций и творческий потенциал населения региона;
− производственно-технологический потенциал, то есть способность предприятий и организаций региона внедрять, распространять и коммерциализировать продуктовые, технологические, организационные и маркетинговые инновации;
− наличие совокупности элементов инновационной инфраструктуры, включая не только производственно-технологическую, но и информационную, финансовую, кадровую и консалтинговую составляющие;
− характер инновационной политики в регионе (механизм государственного и муниципального управления инновационным развитием региона, нормативно-правовая база, объемы бюджетных расходов на науку и инновации, защита интеллектуальной собственности).
I. Научно-технический потенциал.
Под научно-техническим потенциалом региона следует понимать совокупность ресурсов, необходимых для осуществления научной и научно-технической деятельности, которыми располагает или которые может привлечь экономика региона. Изучение экономической литературы по вопросам структуры научно-технического потенциала охватывает широкий спектр факторов, которые необходимо рассматривать как организованную систему обеспечения результативности научной и научно-технической деятельности:
− научные кадры (ученые, исследователи, конструкторы, изобретатели, научно-технический персонал и др.);
− организационная структура (научные организации, опытные центры, конструкторские бюро, информационные центры);
− материально-техническая база науки (лаборатории, машины, оборудование, оборудование и т.д.);
− наработанные результаты научно-технической деятельности (существующие научные школы, их изобретения, открытия, научные проекты, патенты, научная информация, авторские свидетельства и т.п.).
II. Производственно-технологический потенциал.
Производственно-технологический потенциал региона представляет собой совокупность имеющихся в наличии на данной территории производительных сил. Следует добавить, что производственно-технологический потенциал региональной экономической системы характеризует потенциальные возможности производства в пределах региона, в первую очередь, с точки зрения обеспечения максимального выпуска продукции на единицу затрат и в единицу времени. Поэтому результативность производственной сферы зависит от следующих факторов:
− наличие трудовых ресурсов определенного профессионального уровня и соответствующей квалификации;
− техническая база производства, которая в наибольшей мере определяет возможности внедрения и коммерциализации прогрессивных технологий и, соответственно, эффективность использования ресурсов региона;
− природно-ресурсный потенциал, который во многом определяет специализацию и структуру производства региона, обеспечивая регион предметами труда;
− применение адекватных форм и методов организации и управления производством;
− развитие на базе специализации процессов внутри- и межрегиональной специализации;
− поддержание обоснованного уровня территориальной концентрации (агломерирования) производительных сил состоит в сосредоточении производства и трудовых ресурсов на наиболее благоприятных территориях региона, что обеспечивает более высокий уровень эффективности производства;
− комплексирование производительных сил означает упорядочение элементов регионального хозяйства в экономическую систему региона. Комплексность расширяет понятие производственно-технологического потенциала региона как простой суммы рассматриваемых средств и ресурсов. За счет комплексирования обеспечивается выгодное сочетание отраслей специализации (имеющих общегосударственное значение), отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также отраслей инфраструктуры. Такая региональная хозяйственная система позволяет более комплексно использовать сырьевые и производственные ресурсы и повышать эффективность экономики региона.
III. Функционирование инновационной инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих институтов, функционирование которых нацелено на повышение эффективности инновационной деятельности на всех стадиях инновационного процесса. Поскольку именно от результативности взаимодействия всех элементов инновационной инфраструктуры во многом зависит эффективность инновационной деятельности, то факторами инновационного развития региона в том числе будут элементы инновационной инфраструктуры, такие как:
− производственно-технологическая инновационная инфраструктура;
− информационная инновационная инфраструктура;
− финансовая инновационная инфраструктура;
− кадровая инновационная инфраструктура;
− консалтинговая инновационная инфраструктура.
Детализация элементов инновационной инфраструктуры представлена в таблице 1. Анализируя состав и структуру элементов инновационной инфраструктуры, можно определить, является ли она в целом положительной или отрицательной детерминантой инновационного развития региона.
Таблица 1
Основные элементы инновационной инфраструктуры
Производственно-технологическая
|
Информационная
|
Финансовая
|
Кадровая
|
Консалтинговая
|
1.
Технополисы и регионы науки
2. Технологические и научные парки и кластеры 3. Технологические бизнес-инкубаторы 4. Центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием |
1.
Центры научно-технической информации
2. Научно-технические библиотеки 3. Региональные информационные сети 4. Выставки 5. Интернет |
1.
Фонды технологического (инновационного) развития
2. Фонды частных инвесторов 3. Венчурные фонды 4. Лизинговые компании |
1.
Система подготовки специалистов в области инновационного менеджмента
2. Система повышения квалификации персонала в области инноваций |
1.
Центры трансфера технологий
2.Финансово-экономический консалтинг инновационных организаций 2. Инновационно-технологический консалтинг |
IV. Региональная инновационная политика.
Значительное влияние на инновационное развитие региона оказывает государственная политика в сфере науки и инноваций. При этом государство может стимулировать инновационную деятельность как прямыми, так и косвенными мерами воздействия. Соотношение прямых и косвенных методов регулирования определяется экономической ситуацией в стране и регионе, а также выбранной концепцией государственной инновационной политики. Таким образом, инновационная политика в регионе должна гармонизировать с национальной инновационной доктриной, с одной стороны, а с другой, учитывать региональные особенности создания условий генерации инноваций.
Стимулирование регионального инновационного развития прямыми мерами предполагает непосредственное воздействие на определенные исследовательские организации или конкретный инновационный проект. К таким методам следует отнести государственные заказы, целевые субсидии, а также широко применяемую в последнее время систему государственных грантов. Государственное финансирование инновационных проектов позволяет активизировать инновационные процессы в рамках отдельных предприятий и организаций, а также стимулировать развитие кооперации науки и производства. Так, в мировой практике активно используются государственные программы, которые стимулируют кооперацию промышленных корпораций в сфере НИОКР и университетов с промышленными предприятиями.
Косвенные меры инновационной политики применяются с целью создания благоприятного климата для инновационной деятельности в регионе и укрепления его инновационного потенциала. К косвенным методам относятся: либерализация налогового законодательства, создание свободных экономических зон и технопарков, создание благоприятного законодательства для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, льготное кредитование. Важное значение в системе мер государственной инновационной политики имеет законодательство в сфере интеллектуальной собственности: порядок патентования инноваций, лицензирование отдельных видов деятельности, законодательство относительно промышленных образцов. Законодательное регулирование интеллектуальной собственности создает экономическую заинтересованность в получении инновационной ренты.
Заключение. Проведенное исследование позволило сформировать систему факторов инновационного развития региона. При этом критерием выделения четырех групп факторов выступили элементы инновационной системы региона. Схематично данная система факторов представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Факторы инновационного развития региона
Источник: составлено авторами.
На основании данных факторов предлагается осуществлять комплексную оценку инновационного развития регионов. Для этого в дальнейшем будет разработана система индикаторов по каждой группе факторов и механизм их интеграции в комплексный показатель уровня инновационного развития региона. Таким образом, в последующих исследованиях планируется разработать методику оценки уровня инновационного развития регионов и определить степень воздействия каждой группы факторов на инновационное развитие Севастопольского региона.
Источники:
2. Роль знаний, навыков и возможностей в формировании региональных стартапов в сфере информационных технологий / Фрич М., Вюрвих М. // Форсайт. − 2019. − Т. 13. −№ S2. − С. 62-71.
3. Пилотные инновационные территориальные кластеры россии: модель устойчивого развития/ Куценко Е. // Форсайт. − 2015. − Т. 9. − № 1. − С. 32-55.
4. Бизнес-катализаторы как драйверы развития региональных инновационных систем /Макаров С., Угнич Е. // Форсайт. − 2015. − Т. 9. − № 1. − С. 56-67.
5. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5 / Г. И. Абдрахманова, П. Д. Бахтин, Л. М. Гохберг и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 260 с.
6. Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России». Выпуск 2 / под ред. Земцова С.П. – М.: РАНХиГС, АИРР, 2019. – 108 с.
7. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века / Ю. В. Яковец ; Международный институт Питирима Сорокина Николая Кондратьева. – Москва: Экономика, 2004. – 444 с., с. 12-19.
8. Кузнец С. Современный экономический рост : результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекция / С. Кузнец ; под ред. Ю. В. Яковца. Санкт-Петербург: Гумапистика, 2003. – 548с. (Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России).
9. Бернал Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. Москва: Изд-во иностранной литературы, 1956. – 735 с.
10. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс; авт. предисл., науч. ред. К. Ф. Пузыня. Москва: Экономика, 1989. 217 с.
11. The Global Competitiveness Index / World Economic Forum. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20141210040419/http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness
12. The Knowledge Economy Index / The World Bank – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.worldbank.org/archive/website01030/WEB/IMAGES/KAM_V4.PDF.
13. Brenner T., Broekel T. Methodological issues in measuring innovation performance of spatial units //Industry and Innovation. – 2009. – Т. 18. – №. 1. – С. 7-37.
14. Национальная инновационная система: сущность и основные компоненты / Гармашова Е.П. // Экономика и управление: теория и практика.− 2019. − Т. 5. − № 1. − С. 79-84.
15. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры / Г. В. Шепелев // Инновации. – 2005. – № 2. – С. 6–15.
Страница обновлена: 07.08.2024 в 15:06:34