Логистика и контроллинг материальных потоков на промышленном предприятии
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (19), Июль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Тимонин А.А., Дедов О.А. Логистика и контроллинг материальных потоков на промышленном предприятии // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 7. – С. 105-111.
Аннотация:
В условиях экономики переходного периода, вопросы реформирования сложившейся практики хозяйственной деятельности, проведение необходимых изменений внутренних механизмов функционирования, являются одними из актуальных для большинства российских предприятий. Переориентация важнейшей задачи для любого характерного промышленного предприятия на удовлетворение потребителей на внутреннем и внешнем рынках, повышение конкурентоспособности своей продукции, получение прибыли – определяют необходимость проведения реорганизации основных процессов системы управления.
Ключевые слова: логистика, контроллинг, реинжиниринг бизнес-процессов, промышленное предприятие, продвижение материалов
В условиях экономики переходного периода, вопросы реформирования сложившейся практики хозяйственной деятельности, проведение необходимых изменений внутренних механизмов функционирования, являются одними из актуальных для большинства российских предприятий. Переориентация важнейшей задачи для любого характерного промышленного предприятия на удовлетворение потребителей на внутреннем и внешнем рынках, повышение конкурентоспособности своей продукции, получение прибыли – определяют необходимость проведения реорганизации основных процессов системы управления.
Сложившаяся специфика и технология организации, планирования, и управления движением материальным и информационным потоками в традиционной практике работы характерного российских предприятий 70-80-х годов основывались на статическом механизме сбора и хранения информации, что по своей сути являлось однонаправлено-ориентированной моделью.
Отсутствие реального механизма обратной связи с внешней средой в имеющихся компонентах системы управления предыдущего поколения, потенциально ориентированной на прежний порядок организации управления производством, невозможность влиять на ход процесса обеспечения материально-техническими ресурсами и его результат не позволяет адекватно реагировать на весь спектр многофакторного воздействия в режиме реального времени.
В условиях адаптации к изменившимся условиям хозяйственной деятельности необходим комплекс нововведений, дающий возможность осуществлять стабильное функционирование внутренних процессов управления.
Анализ опыта функционирования промышленных предприятий развитых западных стран показывает, что комплексное применение современных логистических подходов является общепринятым стандартом эффективного управления материальными потоками.
Одним из компонентов такого комплекса предлагается рассматривать двунаправленную модель управления материальными потоками, основанную на применении новых подходов в современных технологиях управления процессами логистики, происходящих в процедурах закупки, планирования производства, снабжения и финансах. Это нововведение позволит эффективно отслеживать значительный поток, поступающий из внешних источников информации, и оперативно реагировать по всей логистической цепочке.
Определяя стратегию применения нововведений применительно к сложившейся специфике функционирования российского предприятия, можно выделить комплекс основных процедур:
1) определение целей реорганизации системы управления материальными потоками;
2) комплексный анализ сложившегося механизма управления;
3) определение рамок функциональности и этапов реорганизации системы управления;
4) разработка технологии переходного периода – комбинированная технология;
5) формирование комплекса организационно-технических мероприятий по реорганизации инфраструктуры предприятия в области материально-технического обеспечения.
Тактическая направленность комплекса на решение задач реинжиниринга основных бизнес-процессов управления, связанных с ними организационных структур и технологий, должна находится в плоскости построения рациональной инфраструктуры всего предприятия. В каждом из исследуемых функциональных направлений необходимо выявление наиболее значимых, актуальных проблем, без решения которых невозможно достижение целей, поставленных на этапе формирования функциональных элементов двунаправленного механизма управления.
К таким элементам относятся организационные структуры, объекты, базовые функции и их логические взаимосвязи внутри заданных рамок ‑ составляющие компоненты модели управления.
Логистическая система, охватывает не только хозяйственные процессы предприятия, но и их участников, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции, или функциональных исполнителей. Эффективное управление трудовыми ресурсами, определение их роли в процессе управления являются определяющими факторами достижения эффективного функционирования механизма управления материальными потоками. Несвоевременное, ошибочное отражение состояния хозяйственных операций в информационном пространстве системы управления может привести к принятию неверных управленческих решений со стороны руководства предприятия. Поэтому, предъявление повышенных требований к современному уровню квалификации кадров, определения их одним из самых важных ресурсов, являются неотъемлемым условием эффективного функционирования логистической системы.
Таким образом, решение основных вопросов приложения модели к сопрягаемым процессам и их участникам определяется следующими процедурами:
‑ разработка иерархии организационной структуры подсистемы логистики на предприятии;
‑ разработка структуры основных данных, как одного из важнейших факторов адекватного отображения объектов материального потока в информационный и напрямую зависящую от этого эффективность управления;
‑ реорганизация процессов логистики на основе попроцессной организации формализованных процедур снабжения, планирования производства и сбыта;
‑ внедрение методических основ и элементов контроллинга, поддерживаемых системой базисных показателей управления, в подсистему управления материально-техническим обеспечением;
‑ внедрение информационно-управляющей системы ERP класса SAP R/3 – европейского стандарта компьютерной технологии управления, как наиболее предпочтительный вариант для крупных предприятий и холдингов.
Использование методологии контроллинга в деятельности экономических служб предприятия является эффективным инструментом планирования и учета затрат с высокой степенью детализации по их видам, местам и причинам возникновения. Внутрисистемная интеграция организационных структур логистики с объектами функциональности контроллинга в процедурах планирования материально технического обеспечения на предприятии позволит:
а) вести позаказное управление планированием потребности в материально-технических ресурсах вспомогательных производств;
б) организовать планирование затрат на стадии формирования бюджета закупки как одной из составляющих общего бюджета предприятия;
в) планировать и контролировать затраты на основании учета затрат по каждому внутреннему заказу или виду работы, проводя при этом согласование планов вспомогательного производства с потреблением их услуг основным производством.
На основании вышеизложенных комплексных подходов, можно определить принцип формирования организационной структуры взаимодействия линейных подразделений логистики на предприятии – как определенным образом формализованную схему прохождения материального и информационного потоков по определенным уровням иерархии внутри предприятия (логистическая цепь) на основании правил, регламентированными организационными и нормативными документами.
Элементами организационной структуры могут являться как реальные структурные подразделения предприятия ‑ отдел закупок, центральный склад, цех, так и логические (условные) образования – завод, закупочная организация, места возникновения затрат (МВЗ), контроллинговые заказы (СО-заказы).
На рис. 1 представлена принципиальная схема движения материального потока в рамках одного промышленного предприятия, начиная с процедуры закупки и заканчивая процедурой использования в производстве, показана связь между организационными уровнями функциональности логистики и контроллинга.
В числе организационных уровней управления материальными потоками на схеме представлены:
‑ закупочная организация – организационная единица, закупающая материальные ресурсы для завода и являющаяся ответственной за все операции закупки перед внешними по отношению к данному предприятию поставщиками;
‑ завод – центральная организационная единица, управляющая материальными потоками с точки зрения единого планирования и управления запасами на складах предприятия;
‑ склад – собственно склады предприятия.
В ряду основных объектов контроллинга, активно взаимодействующих с логистической подсистемой предприятия являются:
1) МВЗ – места возникновения затрат, являющиеся элементами условного дробления функциональных подразделений, организованных в виде групп подобных объектов (группы МВЗ);
2) СО-заказы – контроллинговые заказы, являющиеся условными элементами отражения реальных работ, выполняемых функциональными подразделениями предприятия в процессе производственно-хозяйственной деятельности (например, в вспомогательном цехе открывается СО-заказ на изготовление n–ого количества пресс-форм для основного производства) и организованных в виде групп заказов.
Принцип условного дробления функциональных подразделений на МВЗ позволит обеспечить гибкую группировку и учет затрат по цехам, производствам и в целом по предприятию, планировать и управлять затратами, проводить развернутый анализ эффективности работы участников хозяйственных процессов.
Использование системы СО-заказов позволит не только рационально управлять загрузкой производственных мощностей, но и , в первую очередь, обеспечить эффективное использование оборотных средств, требуемых для закупки материально-технических ресурсов.
Таким образом, построение принципиальной схемы функционирования подсистем логистики направлено на эффективную организацию движения материального и информационного потоков в инфраструктуре промышленного предприятия, что, в свою очередь, является еще одной фазой на пути внедрения двунаправленного механизма управления материальными потоками. С реализацией такого механизма представляется возможным реально осуществлять управление сопрягаемыми процессами планирования, оптимизации, выполнения и измерения результатов деятельности промышленного предприятия. Это является номинально достаточным для создания одного из компонентов реального современного механизма управления крупным промышленным предприятием или группы предприятий. Рис. 1. Принципиальная схема взаимосвязи организационных уровней логистики и контроллинга ремонтного цеха.
ГЗ-группа закупок, МВЗ-место возникновения затрат, СО-заказа – контроллинговые заказы, ОПР-общепроизводственные расходы
Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:05:42