Проблемы и перспективы внедрения «зеленой» логистики в России

Карпова Н.П.1, Павлов М.С.1
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать:
Карпова Н.П., Павлов М.С. Проблемы и перспективы внедрения «зеленой» логистики в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1063-1070. – doi: 10.18334/epp.10.4.100806.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900280
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе обоснованы сущность и основные принципы «зеленой» логистики. Доказана актуальность и важность применения «зеленых» технологий в современной экономике. Выделены основные направления минимизации негативного влияния логистической деятельности на экологию. Определены проблемы, замедляющие внедрение принципов «зеленой» логистики в цепях поставок: низкий уровень информированности и заинтересованности субъектов рынка о перспективах внедрения «зеленых» технологий; отсутствие государственных мероприятий, способствующих внедрению бережливых инструментов ведения бизнеса; рост логистических затрат в процессе доведения материального потока до конечного потребителя и т.д. Рассмотрены основные мировые тенденции внедрения «зеленой» логистики. Указана роль государства и дальнейшие перспективы российского бизнеса в данном процессе, приведены примеры успешного внедрения эко-ориентированной логистики в России и за рубежом

Ключевые слова: «зеленая» логистика, «зеленые» технологии, логистическая деятельность, эко-логистика

JEL-классификация: Q55, Q56, Q59



Введение

Буквально десятилетие назад внедрение в деятельность отечественных компаний основ логистической концепции считалось инновационным преобразованием. Однако социально-экономическое развитие человечества заставляет организации переосмысливать отдельные аспекты своей деятельности и совершать переход на новый уровень стратегического планирования и принятия логистических решений. Этот уровень характеризуется принципиально новым – «бережным» отношением к экологии, при планировании начинают учитывать возможное негативное влияние на природу. В рамках популярной в последние годы на Западе концепции устойчивого развития происходит постепенный отказ от парадигмы: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Важность новой концепции невозможно переоценить. Многие годы человечество потребительски относилось к ресурсам нашей планеты. Результаты промышленной деятельности предприятий нанесли чудовищный урон экосистеме Земли: загрязнение Мирового океана, глобальное потепление, разрушение озонового слоя, вырубка лесов, снижение популяции животных. Все эти факторы вынуждают предпринимателей в наше время задуматься о том, что будет с экологией, которую они оставят будущим поколениям.

Понятие зеленой логистики в первую очередь включает в себя учет факторов окружающей среды при прохождении материалопотока через все стадии производства с целью снижения ущерба природе и оптимизации совокупных издержек [2] (Karpova, Beketova, 2016).

Стоит заметить, что инициатором внедрения зеленых технологий может и должно выступать государство, стимулируя инновационную активность бизнеса.

С развитием концепции зеленой логистики сформировались ее ключевые принципы:

• работа с персоналом компаний с целью его просвещения в экологическом аспекте;

• снижение деструктивного воздействия на природу посредством внедрения в производство современных технологических решений;

• снижение удельной доли материальных ресурсов, которые не подлежат дальнейшей переработке или экологически безопасной утилизации;

• учет влияния предприятия на окружающую среду при организации процессов транспортировки и складирования;

• рациональный подход к потреблению природных ресурсов;

• концентрация внимания на отходах производства, стремление использовать их по максимуму.

В настоящее время имеется ряд направлений минимизации негативного влияния логистической деятельности на экологию [3]. За границей потребитель существенно отличается от российского, в частности тем, что при покупке он отдает приоритет зеленым товарам и услугам. По оценкам западных аналитиков, более половины покупателей выбирают продукты от экоориентированных компаний, при этом они готовы даже переплачивать (целевым сегментом зеленой продукции оказалась потребительская группа в возрасте от 20 до 35 лет). Возможно, в будущем и отечественные покупатели будут более экологически и социально ответственными, и возникнет тенденция на покупку экобезопасной продукции, такая продукция получит более престижный статус, что будет являться сигналом для компаний для внедрения зеленых инноваций в предпринимательскую деятельность.

На сегодняшний день в России можно выделить ряд проблем, замедляющих внедрение зеленых инноваций:

• низкий уровень информированности и заинтересованности российского общества в решении вопросов о снижении уровня деструктивного воздействия на природу и рационального потребления природных ресурсов;

• отсутствие государственных инструментов, которые стимулировали или даже обязывали бы компании внедрять принципы «зеленой» организации бизнеса;

• ориентация российского бизнеса на получение прибыли в краткосрочной перспективе, что делает невыгодным внедрение дорогостоящих экотехнологий;

• сложности в оценке потенциального объема эковоздействия логистических процессов.

Замедленные темпы развития зеленой логистики в Российской Федерации по большей части обусловлены тем, что во многих случаях внедрение зеленых технологий приводило к увеличению уровня логистических затрат, что противоречило основополагающим принципам логистики. Тем не менее ряд отечественных компаний уже стали пионерами в отрасли зеленых технологий. Во многом на их решение повлияло желание соответствовать уровню своих западных партнеров, которые первыми спровоцировали тренд на развитие экологистики.

Внедрение концепции зеленой логистики на предприятии предполагает организацию внутри компании общей экоориентированной системы.

Чтобы не быть голословным в своих утверждениях о широком внедрении концепции зеленой логистики нашими зарубежными партнерами, приведем несколько примеров [4] (Koblyanskaya, 2019). Наиболее известные примеры экоориентированных компаний:

• японская автомобильная компания Toyota уже несколько лет реализует проект, в рамках которого использует ветряные турбины и солнечные батареи как источники электроэнергии;

• широко известная немецкая логистическая компания DHL еще в 2010 году разработала сервис GoGreen, который позволяет рассчитывать и отслеживать уровень выбросов углекислого газа в атмосферу при всех видах транспортировки;

• американская компания, занимающаяся доставкой, UPS Air Cargo осуществляет отдельные виды грузоперевозок с помощью машин-гибридов, не наносящих ущерб окружающей среде;

• шведская логистическая организация Green Cargo Road and Logistics AB при железнодорожных перевозках использует энергосберегающие локомотивы.

Возвращаясь к роли государства в данном процессе, следует заметить, что без существенной помощи от органов государственной власти невозможно достигнуть значимых результатов [1] (Gerami, 2017). Задачами первой важности для государства в экологической сфере должны являться:

• минимизация антропогенного воздействия устаревшего оборудования. Степень морального и физического износа оборудования на многих отечественных предприятиях достигла катастрофических масштабов. Так, например, на заводе «АВТОВАЗ» в Тольятти функционирует оборудование 1913 года. Стоит ли говорить о том, какой ущерб оно наносит экологии?

• сокращение удельного уровня отходов, переработка которых не производится должным образом;

• сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу.

Проблемы, с которыми столкнулась Россия, кажутся очевидными, тогда возникает вопрос: «Какие мероприятия может осуществить государство в рамках решения этих проблем?»

На наш взгляд, государство способно оказать весомый вклад в развитие зеленых технологий с помощью следующих действий:

• стимулировать рост уровня заинтересованности компаний к внедрению зеленых инновационных решений в производство и управление цепями поставок;

• в качестве стимула организовать политику государственной поддержки предприятий, готовых реорганизовывать свою деятельность в экоориентированном аспекте, посредством выдачи субсидий, дотаций и грантов;

• внедрение зеленых технологий в процессы складирования и грузопереработки;

• проведение программ по минимизации деструктивного воздействия выбросов CO2, что является следствием роста уровня перевозок автомобильным транспортом, требуется усилить спрос на железнодорожные грузоперевозки, которые принято считать наиболее безопасными для окружающей среды;

• повышение уровня осведомленности населения в преимуществах внедрения зеленых технологий;

• дать понять отечественным компаниям, что внедрение принципов зеленой логистики становится новым конкурентным преимуществом, необходимым для выхода на уровень заграничных партнеров [5] (Levchegov, 2017).

Считаем, что один из несомненных мировых лидеров в сфере внедрения зеленых технологий – немецкая компания Heineken, вставшая на этот путь еще в 2010 году, представив новую стратегию «Варим пиво, делая мир лучше». Одним из важнейших шагов в рамках концепции устойчивого развития компании стала оптимизация потребления водных ресурсов в производственном процессе, так как вода является одним из главнейших ингредиентов в продукции компании. Heineken рационально снижает уровень потребления воды на всех стадиях производственно-логистического цикла путем внедрения инновационных технологических решений: очистка, повторное использование воды, установка инновационных счетчиков воды, реинжиниринг холодильных установок и т.д. а в 2018 году наибольший эффект дал процесс оптимизации мойки технологического оборудования, предназначенного для розлива и упаковки продукции. Совокупность этих мер обеспечила снижение удельного уровня потребления воды в 2018 году на 0,77 гектолитров по сравнению с прошлым годом [6].

Heineken проводит амбициозную политику в области сокращения выбросов углекислого газа, в частности в компании взят ориентир на использование к 2030 году в производстве до 70 % возобновляемой энергии, что позволит снизить выбросы CO2 на 80 % по сравнению с 2008 годом. К логистическим решениям в рамках данного курса можно отнести:

• переход на более экобезопасные виды транспорта при транспортировке (с автомобильного на железнодорожный);

• Heineken использует инновационную методику расчета углеродного следа, которая дает точную информацию о выбросах на всех этапах движения материального потока: от сырья до готового продукта;

• переоборудование освещения склада (использование светодиодов). Данная мера имела неожиданно весомый результат: так, на отдельных заводах затраты на электроэнергию сократились в 4 раза;

• ежегодно реализуются проекты по снижению объема и веса упаковки, что сокращает количество отходов от нее. По намеченному плану количество выбросов CO2 при использовании новой упаковки снизится на 7 % в 2020 году;

• Heineken предъявляет к своим поставщикам жесткие требования соблюдения экологической безопасности, компания старается подключить своих партнеров к проекту Green Freight Europe, на данный момент более четверти из них уже подключились к проекту;

• Heineken использует передовую европейскую модель оценки загруженности производственных площадок, что позволяет определять и сокращать среднее расстояние доставки от завода до конечного покупателя.

В сфере закупок сырья Heineken придерживается политики поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей. В 2018 году 98 % сырья было закуплено в России, доля импорта снизилась, снизились затраты на перевозку импортного сырья [7].

Вышеперечисленные факты дают понять, что Heineken выступает ориентиром для отечественных компаний. К счастью, существуют российские корпорации, которые готовы организовывать свою деятельность в рамках концепции устойчивого развития согласно принципам зеленой логистики. Такой компанией является ПАО «Магнит». В начале марта 2020 года представители компании заявили, что доля автотранспортных единиц, работающих на газомоторном топливе, возрастет на 4–5 %. Также руководство компании заявило, что в будущем будет происходить постепенный переход на среднетоннажный транспорт, который потребляет меньше топлива. «Магнит» отказывается от «бумажной» логистики, накладные будут оформляться в электронном виде, а водители – пользоваться планшетами.

Заключение

В заключение можно сказать, что концепция зеленой логистики становится все более популярной в последние годы. Тенденции на ее внедрение задают передовые компании и доказывают, что забота об экологии – это не просто своеобразное проявление альтруизма. Напротив, использование зеленых технологий приносит весомый результат, позволяя экономить колоссальные денежные суммы. Этот вывод доказывают своей практикой известные мировые компании, среди которых можно выделить Toyota, DHL, UPS Air Cargo, Green Cargo Road and Logistics AB. Внедрение зеленых технологий в деятельность отечественных компаний идет сложнее. Это в первую очередь сопряжено с затянувшейся рецессией, большими затратами, нежеланием что-то менять, отсутствием должной государственной политики и поддержки в сфере внедрения и использования экоориентированных технологий в деятельности субъектов рынка.


Источники:

1. Герами В.Д. Государственное регулирование и рыночное саморегулирование в сфере «зеленой» логистики/Сб. науч. ст. – Эс-Си-Эм Консалтинг – М., 2017. - 36-44 с.
2. Карпова Н.П., Бекетова О.Ю. Использование принципов «зеленой» логистики в деятельности поставщиков логистических услуг // Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2016 г. В 3-х частях. Часть 3. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. – С. 104-107. – 0,3 / 0,2 печ. л.
3. Карпова, Н.П., Воронова Ю.И. Тенденции внедрения "зеленой" логистики в деятельность современных предприятий // Наука XXI века: Актуальные направления развития. - Самара: Изд-во Самарский государственный экономический университет, 2016, №1. – С. 95-98.Кизим А., Кабертай Дж. Современные тренды «зеленой» логистики в условиях глобализации // Логистика, 2017, №1. - С. 46−49.
4. Коблянская И.И. Структурно-функциональные основы формирования эколого-ориентированной логистики // Вестник СумГУ, 2019, №1. - С.91-98.
5. Левчегов Н.И. Перспективные направления развития зеленой логистики в России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 2017, № 4 (60). - C. 51-54.
6. Официальный сайт Heineken в России [Электронный ресурс ]// https://www.heinekenrussia.ru/growth/brew-beer/
7. Отчет в области устойчивого развития Heineken в России 2018 год [Электронный ресурс] // https://www.sustainabilityrussia.ru/otchetnost/2018/Heineken_report_2018.pdf
8. Рыкалин А. Логистическое обеспечение и сопровождение реализации экологических ресурсосберегающих проектов // Логистика, 2018, №11. - С. 46−50

Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:46:32