Оптимальное проектирование адаптивных траекторий подготовки специалистов в корпоративной среде обучения
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (49), Январь 2011
Цитировать:
Овчинников П.В., Ткачев А.Н. Оптимальное проектирование адаптивных траекторий подготовки специалистов в корпоративной среде обучения // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 1. – С. 49-55.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578230
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматривается задача оптимального проектирования образовательных траекторий в вузе с участием университета, работодателей и обучаемых. Показано, что такая задача с использованием инструментария нечетких оценок сводится к задаче целочисленного программирования с булевыми переменными.
Ключевые слова: квалификационные единицы, корпоративная образовательная среда, трапециевидные функции, лингвистические переменные, целочисленные программирование, нечеткие оценки, агрегирование оценок, образовательная траектория
Задача подготовки квалифицированных специалистов, адаптированных к требованиям современной экономики и производства, должна решаться на системной основе с участием всех заинтересованных сторон (вузов, работодателей, обучаемых).
При этом для погружения обучаемого в производственную среду необходимо создать и обеспечить эффективное функционирование различных корпоративных структур, поддерживающих образовательно-производственное взаимодействие, организовать разработку и реализацию комплексных стратегий и программ развития персонала вузов и предприятий-партнеров. Оптимальным способом решения такой задачи для университета является организация на его базе корпоративной образовательной среды (КОС). Университет становится ядром КОС, вокруг которого объединяются предприятия и организации-партнеры, сгруппированные по отраслевому признаку.
Траектория образования
Образовательная траектория, реализуемая в рамках КОС, является вариативной, строится в соответствии с потребностями работодателей, экономики (с учетом регионального и отраслевого аспектов), самих обучаемых; предусматривает профилизацию и индивидуализацию. Организацию корпоративной подготовки специалистов, реализуемой в рамках КОС, иллюстрирует рис. 1.
Рис. 1. Элементы адаптивной образовательно-профессиональной траектории
В каждой точке контроля-ветвления образовательной траектории университет и предприятия-партнеры должны совместно оценивать степень текущей подготовленности обучаемого, сравнивая ее с некоторым согласованным эталоном. Для конкретизации понятия профессиональной компетенции введем в рассмотрение понятие компетентностной квалификационной единицы (ККЕ), которая представляет собой набор качеств обучаемого, характеризующий его способность выполнять ту или иную профессиональную функцию и имеющий количественную оценку. Квалификационная единица при таком подходе может рассматриваться наглядной характеристикой одной или нескольких профессиональных компетенций.
Модель квалификации
Обобщенную квалификационную модель специалиста опишем в лингвистической форме – .
Здесь: Кm – лингвистическое описание ККЕ; - номер ККЕ в наборе; М – общее число ККЕ в наборе.
Поставим в соответствие каждому элементу набора Кm числовую оценку, отражающую уровень соответствующей ККЕ. Введем в рассмотрение лингвистическую переменную Клm – «достигнутый обучаемым уровень ККЕ Кm». Оценку уровня ККЕ может осуществлять группа экспертов, включающая сотрудников университета и предприятий-партнеров.
Построим терм-множество лингвистической переменной – множество возможных вербальных оценок фактически сформированного уровня ККЕ Кm. Здесь: – вербальное значение лингвистической переменной, характеризующей уровень m-й ККЕ; J – количество оценочных уровней.
Универсальное терм-множество лингвистических оценок {Kлm} зададим следующим образом: {«отсутствие квалификации», «очень низкий уровень квалификации», «низкий уровень квалификации», «средний уровень квалификации», «высокий уровень квалификации», «очень высокий уровень квалификации»}. Терм-множеству лингвистической переменной поставим в соответствие множество числовых оценок. Здесь целесообразно применять 100-балльную числовую оценочную шкалу.
Пусть [Киm0; КиmТ ] – допустимый интервал балльных оценочных значений для ККЕ Кm, причем каждый интервал включает в себя полученные оценочные значения , где T – количество элементов в оценочном интервале. Построим набор функций, ставящих в соответствие оценочным выше терм-множества лингвистической переменной {Kлm}.
Зададим функции принадлежности в виде треугольных либо трапециевидных функций. В ходе их построения эксперты для каждого j-го значения лингвистической переменной { Kлmj} выделяют на интервале [Киm0; КиmТ ]граничные точки, которые задают вид трапециевидных функций. Общий вид таких функций приведен на рис. 2.
Рис. 2. Общий вид функций принадлежности, применяемых для оценки фактичес-кого уровня квалификационных единиц
Таким образом, если количественная оценка сформированного у обучаемого уровня квалификации Кm составляет Киmф баллов, то для каждого j- го квалификационного уровня может быть определено значение функции принадлежности η j (Киmф), отражающей степень соответствия квалификации обучаемого данному уровню. Для проведения дальнейших расчетов параметры η j (Киmф) целесообразно нормировать.
Далее экспертная группа каждому заданному вербально уровню ККЕ Кm ставит в соответствие некоторое число, характеризующее его соответствие предъявляемым требованиям. Для этого статистическим методом строятся функции принадлежности η(Kлm )
Источники:
2. Рыжов А.П. Элементы теории нечетких множеств и измерения нечеткости. - М.: Диалог-МГУ, 1998.
3. Шукшунов В.Е. , Ткачев А.Н., Лобова Т.В., Овчинников П.В. Технологии корпоративной подготовки конкурентоспособных специалистов в системе непрерывного образования. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2007.
4. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:27:02