Электронная коммерция и развитие высокотехнологичных производств

Ночевкина Л.П., Дитце И.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (18), Июнь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ночевкина Л.П., Дитце И.П. Электронная коммерция и развитие высокотехнологичных производств // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 6. – С. 78-85.

Аннотация:
Бум электронной коммерции и спекуляции при слиянии компаний заставляют курсы акций компаний, владеющих высокими технологиями, “ползти вверх". Вновь вступающие в игру на рынке hi-tech акций прорываются вперед, ибо перед ними завидный опыт “счастливчиков”. Так, в начале января 1999 г. двадцатидевятилетний основатель фирмы Yachoo Джерри Янг стал богаче на 2 миллиарда долларов. Стоимость его компании лишь за один 1998 год выросла на 1000%.

Ключевые слова: электронная коммерция, интернет, высокие технологии, акции компании



Бум электронной коммерции и спекуляции при слиянии компаний заставляют курсы акций компаний, владеющих высокими технологиями, “ползти вверх". Вновь вступающие в игру на рынке hi-tech акций прорываются вперед, ибо перед ними ‑ завидный опыт “счастливчиков”. Так, в начале января 1999 г. двадцатидевятилетний основатель фирмы Yachoo Джерри Янг стал богаче на 2 миллиарда долларов. Стоимость его компании лишь за один 1998 год выросла на 1000%.

Не только прогнозы аналитиков, но и слухи о возможных слияниях фирм заставляют акции “ползти вверх”. Например, крупный медиаконцерн Time Warner, потерпев неудачу с собственным онлайн-каналом проявляет интерес к слиянию с фирмой Yachoo, которая при наличии около 170 млн. страниц в Интернете в день, несомненно, занимает ведущее место в мире. Эта фирма из Силиконовой долины постоянно отвоевывает новые и новые рынки: недавно она стала заниматься посредничеством в продаже недвижимости онлайн.

Другим фаворитом на американском рынке ценных бумаг является America Online (AOL). Ее крупнейшая в мире служба онлайн имеет от своих 15 миллионов абонентов электронной почты уверенный и стабильный источник доходов. Ее оборот увеличивается, в том числе, и в результате проведения операций электронной коммерции. Приобретение в конце 1998 г. Web-пионера Netscape придает этой работе фирмы дополнительные импульсы. Это подкреплено открытием ранее закрытой AOL-службы для Интернета. America Online становится при этом суперсилой Интернета. В этом году крупнейший в мире провайдер услуг через Интернет ‑ американская компания AOL выступила инициатором по слиянию с медиакомпанией Timer Warner, в состав которой входят информационные и развлекательные каналы CNN и TNT, журналы, кинокомпания, издательство и компания звукозаписи.

Акции обеих компаний сразу же отреагировали на эту новость. Акции Timer Warner поднялись с 30 до 95 долл., а акции AOL ‑ с 13 до 85,9 долл. Совместная рыночная капитализация AOL и Timer Warner достигла 360 млрд. долларов.

Эта сделка ‑ одна из самых крупных в истории слияний, задевшая почти все отрасли, подвергшаяся процессу укрупнения корпоративных структур. Важнейшим стимулом явилось повышение управляемости бизнес-структурами благодаря Интернету.

Кроме акций “цифровых” компаний, весьма привлекательными на американском рынке являются также и акции пионера биотехнологии - фирмы Amgen, которая с помощью нового лекарства от рака уменьшает шансы самого главного своего конкурента - Johnson & Johnson. Большой потенциал скрывается также в акциях предприятий, предоставляющих медицинские услуги: больницы, уход за больными, аптеки. К их числу относятся акции CVS Pharmacy, сети аптек и парфюмерно-галантерейных, аптечных товаров и акции Health Management Associates, предприятия-владельца сети больниц.

Можно было бы и дальше иллюстрировать продолжающийся процесс роста курса акций высокотехнологичных компаний, головокружительного обогащения владельцев акций Microsoft даже и после угрозы демонополизации этой компании. (В связи с этим только за 1 день ‑ с 4 на 5 апреля прошлого года ‑ рыночная капитализация Microsoft сократилась на 80 млрд. долл.).

Однако, более важная и трудная проблема ‑ выделить наиболее перспективные направления для роста долгосрочных инвестиций в этом сложном, насыщенном инновационным потенциалом секторе высокотехнологичных отраслей. По мнению большинства экспертов, пытающихся выделить наиболее перспективные направления, которые могут дать максимальный мультипликативный эффект для развития бизнеса в этой сфере, требуются вложения необходимых инвестиций.

Что касается сети Internet, то существенны изменения в самой сети: до сих пор Internet довольно слабо использовался для взаимодействия бизнеса с бизнесом. В основном это было взаимодействие в сети бизнеса с потребителями или просто обслуживание потенциальных потребителей информацией. В настоящее время речь идет о слиянии виртуального и реального бизнеса, в Internet пошел крупный бизнес, крупные компании, имеющие устойчивые позиции в реальном производстве. Это стало возможным, в свою очередь, благодаря технологическим усовершенствованиям сетевых структур.

Естественно, что изменения в характере партнерских отношений между представителями реального и виртуального бизнеса отразилось на росте котировок акций соответствующих компаний, по преимуществу лидирующих. Дальнейшее слияние реального бизнеса с виртуальными Internet-компаниями и сокращение их числа приведет к тому, что будут преобладать принятые методы оценки в стоимости компаний и их деятельности, т.е. на отношении курса акций к прибыли. Но, как и при всех нововведенческих стратегиях, во главу угла ставится задача завоевания рынка, а не прибыли. В качестве реального примера этой новой тенденции можно привести маркетинговый альянс компании Ford и Yahoo Inc. С целью создания персонифицированного автосервиса, где будут осуществляться закупки, обслуживание и ремонт с предоставлением доступа в электронные табло объявлений компании Yahoo, такой альянс принесет компании Ford более оперативную реакцию на заказы и может сократить срок поставки продукции с 15-30 дней до 4-7 дней.

Приход в Internet крупного бизнеса из реального сектора, изменение партнерских отношений в Internet с модели бизнес-потребитель (B to C) на тип отношений бизнес-бизнес (B to B) приведет к притоку значительных средств для долгосрочных инвестиций. А это уже не конъюнктура, а серьезные изменения материально-вещественной структуры капитала. Заметим, что в основном привлекаемый капитал частных инвесторов носит венчурный характер, поскольку имеет дело с высоко рискованными вложениями.

Развитие Интернета способствует росту всех сопряженных с ним отраслей: компьютерной, программного обеспечения, телефонной, полупроводниковой. По оценкам специалистов, в ближайшие пять-десять лет Интернет будет оставаться привлекательной сферой для вложения инвестиций. И тем компаниям, которые правильно сориентируются в этом развитии, не придется волноваться о своем будущем.

Ситуацию на рынке определяют, в первую очередь, крупные фирмы. В компьютерной отрасли акции таких крупных компаний как IBM, Dell Compaq, даже в отсутствии сильного роста в отрасли все равно приносят доходы. Но маленьким, еще очень молодым предприятиям тоже иногда удается занять привлекательные ниши. Новые фирмы обещают еще большие прибыли при еще большем риске. Например, 3com, небольшая американская фирма, основанная в 1979 году как специалист по сетевому обеспечению, к 1999 году имела рыночную капитализацию 28,4 млрд. долл. и создает сейчас, помимо модемов и основного оборудования для сетей, также мини-компьютеры с мобильным доступом в Интернет. Сейчас она занимает одно из лидирующих мест в своей области.

Инвесторы, вкладывающие средства в акции технофирм, должны быть при этом осторожны. Колебания курсов техноакций гораздо сильнее, чем колебания всего остального рынка. Новые открытия могут сделать уже внедренные технологии устаревшими, а биржа не прощает того, кто не соответствует потребностям времени.

Со спекулятивными hi-tech-акциями, т.е. акциями еще совсем мелких фирм, инвесторы должны быть еще более осторожными. Риск вложения средств в них очень высок, но высоки и шансы. К ним относятся акции таких фирм как: Inktomi (США), CSM (Германия), Tieto (Финляндия), Xoom (США) и др. Как правило, они занимают привлекательные ниши, и если они смогут превратить эти ниши в рынок, то для них будут доступны прибыли на межрегиональном уровне. У инвесторов, избегающих большого риска, всегда есть возможность обратиться к техноакциям, которые предлагают инвестиционные фонды.

Скорость распространения Интернет-технологий настолько велика, что, если компания сегодня не начнет работать в Интернете, завтра она уже не догонит своих конкурентов. Всего за 4 года Интернет охватил аудиторию в 50 млн. пользователей. Радио для этого понадобилось 38 лет, персональным компьютерам ‑ 16 лет, телевидению ‑ 13 [i]. Но для того, чтобы осуществлять продажу товаров через Интернет (а не только иметь информационный сайт о продукции и компании) необходимо вложить большие деньги в оборудование, в программное обеспечение, в систему доставки товаров и т.д. Для крупных компаний эти затраты могли достигать 100 млн. долл. До середины 1999 г. такие крупные фирмы как: Wab-Mart, Dayton Hudson, Home Depot считали подобные масштабы затрат неоправданными. К началу 2000 г. многие компании вынуждены пересмотреть свои оценки и перспективы.

Именно инвестиции в Интернет считаются наиболее перспективными, т.к. по оценкам специалистов, трафик Internet в ближайшие годы будет расти в геометрической прогрессии.

Увеличение объемов информации, передаваемой по глобальным сетям, развитие нового типа партнерства (не только с потребителями через торговую сеть, но и крупного бизнеса друг с другом) ставят проблему о пропускной способности сетевых каналов.

Речь идет о создании инфраструктуры для Internet ‑ рост сети и подключение новых пользователей. Наибольшую пропускную способность сейчас имеют оптоволоконные кабели (в зависимости от используемого материала - стеклянные или пластиковые ). Фирма Lucent Technologies (LU) ‑- одна из самых крупных в этой отрасли наряду со старейшей компанией оптоволокна Corininy, которая в расчете на обещающие перспективы начала выкупать свои дочерние производства. Для оптических соединений требуются большие расходы на монтаж при высоких требованиях к квалификации монтажников, кабели чувствительны к повреждениям и т.п.

Растущий спрос на оптическое волокно в связи с ростом глобальной сети и дороговизна стекловолокна вызвали к жизни другое новшество ‑ пластиковые оптиковолоконные кабели. Одни из пионеров в этой области ‑ компания Boston Optical Fiber. Это техническое решение считается более перспективным для построения домашних сетей ‑ интеграции компьютеров с бытовой техникой, в том числе, благодаря возможности ликвидировать мелкие неполадки в домашних условиях с помощью паяльника и бритвы.

В течение ближайших 3-5 лет в целом отрасль, производящая волоконно-оптический кабель, будет расти темпами, не менее 9% в год, в том числе, и благодаря кабельному телевидению.

Что касается рыночной капитализации компаний, производящих оптоволоконные системы, то эти производители входят в число высокотехнологичных и привлекательных для долгосрочного инвестирования. Как и в большинстве других случаев, лучшие рыночные перспективы акций этих компаний имеют лидеры отрасли, которые могут рассчитывать на крупные инвестиции. Это компании-лидеры ‑ Metromedia Fiber Network Inc. (MFNX), Ciena Corp., считающиеся привлекательными для инвестиций. Это не исключает появления (и такого же быстрого исчезновения) новичков, с преимущественно венчурным капиталом. Коммерческий риск окупаемости проектов на расширение сети и подключение новых пользователей эти компании, поставляющие компоненты сетей, не несут, в отличие от телекоммуникационных компаний. Так что игра на повышение курсов акций этих hi-tech-компаний вполне объяснима, хотя и содержит элемент риска.

Другая группа отраслей, связанных с современными видами технологических нововведений ‑ это отрасль цифровых сетей передачи данных (North East Optic Network Inc., Globas Crossiny Ltd., Qwest Communication и др.).

В условиях интернационализации бизнеса корпорации ищут все новые пути укрепления своих позиций на рынках, используя новейшие достижения электронных технологий при реализации маркетинговой стратегии, все чаще прибегая к услугам беспроволочной связи. Возник целый ряд устройств, совмещающих мобильность сотовых телефонов с вычислительными функциями компьютеров. Именно на эти устройства растет спрос со стороны управленческих структур фирм, меняя многие традиционные принципы организации управления в них.

Отмеченная выше важнейшая тенденция в характере партнерства в Интернете - переход к системе партнерства B2B (business to business), т.е. привлечение в систему отношений в Интернете корпораций реального сектора ‑ привлекает внимание этих корпораций к новейшим технологиям и заставляет искать новые системы для работы в Интернете. Так, компания Itel уже учитывает то, что настольные компьютеры могут быть вытеснены новыми устройствами с беспроволочным доступом в Internet при развитии партнерских отношений в системе B2B.

Следовательно, мультипликативный эффект от применения разного рода hi-tech инноваций практически необозрим. И это, в свою очередь, не может не отразиться на движении курсов акций технологичных компаний, если, конечно, отвлечься от подспудных и трудно прогнозируемых процессов на самих мировых фондовых биржах, поскольку отсутствие знаний о будущих переменах остается отличительной чертой любого рынка, а тем более рынка инноваций. Тем не менее, при всей общепризнанной перегретости акций технологичных, в особенности Internet-компаний, крупные инвесторы все чаще не рассматривают инновационные отрасли как “мыльные пузыри”. Опасность повышения процентных ставок в США, продолжающиеся, вопреки ожиданиям, подъем экономики и фондового рынка в этой стране стимулировали ряд исследований и предположений о воздействии Интернета на национальную экономику в долгосрочной перспективе. Так, в докладе US Department of Commerce признается, что, несмотря на бесспорно завышенную оценку большинства интернет-активов, в целом растущая емкость технологического рынка позволяет сделать вывод о начавшейся новой стадии технологической революции [ii].

Вклад Интернет-технологий в экономический рост США на ближайшие годы, по прогнозу University of Texas at Austin, оценивается в 300 млрд. долл. Это поможет создать 1,2 млн. новых рабочих мест, включая телекоммуникации, производство компьютеров и т.д. Все перечисленное предполагает наличие значительного числа кредитоспособных пользователей Интернета, переход на технологически новую стадию крупного бизнеса. Растущее внимание новым технологиям уделяет и финансовый сектор. Японский Softbank, например, намерен увеличить в ближайшие годы объемы венчурного инвестирования на 2 млрд. долл.

Таким образом, можно утверждать, что современный мировой рынок капитала в долгосрочной перспективе ориентирован на развитие высокотехнологичных производств.

[i] Http://i.expert/ru/realnews/prime/1999/11/29/1601.htm.

[ii] “Финансист” № 7, 1999, стр. 49.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:25:55