Обзор основных способов анализа информации, поступающей с финансового рынка
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (41), Май 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13920596
Аннотация:
Статья посвящена обзору существующих методов анализа информации, необходимой для принятия инвестиционных решений участникам финансового рынка. В статье описываются основные методы фундаментального и технического анализа; обсуждаются возможные случаи их применения.
Ключевые слова: финансовый рынок, инвестиции, финансовая информация, технический анализ, анализ финансовой информации, фундаментальный анализ
В экономике современной России финансовый рынок играет все более заметную роль. Его активными участниками в настоящий момент являются не только эмитенты, привлекающие денежные средства для своего развития, и финансовые институты, для которых инвестиционная деятельность стала одним из серьезных источников генерирования прибылей, но и индивидуальные инвесторы.
Существует два принципиально разных класса информации, с которыми сталкивается инвестор, выходящий на финансовый рынок.
Финансовая информация
Один класс – это так называемая фундаментальная информация, содержащая сведения о состоянии экономики в целом, положении в отдельных секторах и отчетов о деятельности компаний. Чаще всего данные этой группы публикуются периодически (минимальный интервал для публикации большинства показателей – месяц) и показывают срез итогов деятельности. Для анализа такой информации применяются методы, суть которых состоит в нахождении причинно-следственной связи между наблюдаемыми и изучаемыми параметрами.
Информация, поставляемая биржами; в первую очередь цена выбранного инструмента. Она обновляется с высокой периодичностью, и часто доступна в режиме реального времени. Для ее анализа применяются теоретико-вероятностные методы исследования временных рядов (технический анализ). Концептуально они заключаются в попытке подобрать истинное распределение ряда, поскольку его знание позволяет не только рассчитать все основные характеристики процесса изменения цены, но и построить прогноз их будущего поведения. Рассмотрим подробнее подходы, используемые при анализе описанных классов информации, а также основные решения, которые могут быть приняты на основе проведенного анализа.
Фундаментальный анализ – это анализ финансового состояния компании с целью определения ее справедливой стоимости и оценки потенциала ее роста. Для этого необходимо оценить текущее состояние компании и ее операционную среду: изучить основные макроэкономические показатели страны деятельности компании, характеристику рынка, а также долгосрочные прогнозы бизнеса на основании имеющихся в распоряжении активов и положения компании на рынке. Можно выделить три основных подхода к оценке компании:
,
где NPV – текущая стоимость компании; NCF – чистый денежный поток k-го отчетного периода; r – ставка дисконтирования.
В данном методе сначала составляется прогноз основных доходов и расходов компании на требуемом временном горизонте на основании анализа данных отчетов о прибылях и убытках предыдущих периодов, а также предполагаемой стратегии развития компании и рынка ее деятельности. Затем определяется ставка дисконтирования, отражающая риск инвестирования в изучаемую компанию. В наиболее общем случае эта ставка включает в себя безрисковую ставку, премию за риск собственного капитала и премию за риск конкретной компании. Данные компоненты обычно оцениваются экспертным методом, однако для компаний, акции которых обращаются на фондовом рынке, существует более точный способ оценки ставки дисконтирования: модель оценки капитальных активов (CAPM2). Согласно этой модели, требуемая рынком норма доходности определяется как
re = rf + β × ERP ,
где
re – требуемая рынком норма доходности;
rf – безрисковая норма доходности;
β – мера волатильности3 данной ценной бумаги в сравнении с волатильностью рынка в целом (систематический риск);
ERP – премия за риск собственного капитала. (2 Модель CAPM была разработана в 1960х независимо друг от друга Дж. Трейнером, У. Шарпом, Дж. Литнером и Я. Моссином. Более подробно предположения модели CAPM обсуждаются, например, в работе [4].
3 Волатильность – финансовый показатель, характеризующий тенденцию рыночной цены или дохода, изменяющийся во времени.)
Рыночный подход – это оценка бизнеса с использованием компаний-аналогов. В его основе лежит «принцип замещения»: объект стоит не больше, чем стоит его заменитель, обладающий эквивалентной полезностью. Стоимость изучаемой компании определяется с помощью коэффициентов, сравнивающих цену акций компаний с показателями результатов деятельности или финансового состояния компании. Среди наиболее часто используемых коэффициентов для сравнения компании с аналогами можно выделить:
Преимущество использования такого метода – это возможность анализа особенностей работы компаний изучаемой отрасли, что способствует лучшему пониманию успешных стратегий, также как и проблем, мешающих развитию. С помощью полученных выводов можно строить прогнозы, используемые доходным методом, более обоснованно.
Третий метод – затратный подход – заключается в оценке стоимости компании исходя из гипотетического предположения о продаже ее активов. Обычно метод применяется в случае, когда компания не генерирует чистого денежного потока, и в которой незначительна либо вообще отсутствует нематериальная составляющая стоимости, а также при сделках слияний и поглощений.
Фундаментальный метод позволяет инвестору оценить, сможет ли он в заданном периоде получить доход, покупательная способность которого будет больше изначально затраченных средств – т.е. имеет ли смысл инвестировать. Основной недостаток фундаментального анализа – его трудоемкость; кроме того, сделанные выводы не корректируются на текущую рыночную ситуацию. Если при оценке справедливой стоимости акции компании был выявлен потенциал в 50%, то даже на падающем рынке будет присвоена рекомендация «Покупать».
Технический анализ – существуют и последователи принципиально другого подхода к работе на финансовом рынке – технического анализа – утверждают, что причину изменений стоимости инструментов вообще не стоит искать и достаточно анализировать сами цены. Предполагается, что движение рыночных цен учитывает все [3]. Технический анализ заключается в изучении ценовой динамики рынка с помощью анализа закономерностей изменения трех рыночных факторов: цены, объема и в случае, если изучается рынок срочных контрактов, – величины открытых позиций на коротких интервалах времени (от минутных до недельных).
Среди основных способов технического анализа них можно выделить следующие категории:
1. Графические методы являются самыми простыми с вычислительной точки зрения. К данному классу инструментов относятся линии и различные геометрические фигуры, наносящиеся на графики цен. Среди базовых индикаторов можно выделить скользящие средние, призванные распознать направление тренда, конверты скользящих средних, используемые для определения границ текущего изменения цены, а также многочисленные фигуры технического анализа, образованные линиями поддержки, сопротивления и скользящими средними (треугольники, «голова и плечи», «двойная вершина» и т.д.).
2. Технические индикаторы представляют собой результаты математических расчетов на основе цены и/или объёма, используемые для прогнозирования ценовых изменений. Показатели этой группы стали активно применяться в последние годы с развитием компьютерных технологий. Основные из них: среднее, стандартное отклонение, относительное приращение, а также их комбинации. Можно также выделить показатели наличия тренда (индекс среднего направления движения), показатели силы тренда (индекс силы, показатель перекупленности/перепроданности), и показатели изменения тренда (истинный средний диапазон, стохастический осциллятор, индикатор момента).
3. Теории циклов. В техническом анализе используются несколько теорий циклических колебаний цен. Некоторые из них построены на выявлении цикличности математическими методами, некоторые на теории экономических циклов, а некоторые – на философии торговли (например, теория волн Эллиотта).
4. Существует также ряд теорий, который трудно отнести к одной из групп методов технического анализа, такие как фракталы (индикатор торговой системы, позволяющий обнаруживать дно или вершину), профиль рынка (показывает уровень стабильности рынка) и т.д.
На практике чаще всего применяются различные комбинации описанных индикаторов.
Основное преимущество технического анализа заключается в том, что его принципы неизменны и не зависят от периодичности данных: график может быть часовым, дневным, недельным и т.д. Среди недостатков можно выделить то, что анализ работает на относительно коротких промежутках времени и не дает представления о направлении движения рынка в относительно долгосрочной перспективе.
Вывод
В общем случае, нельзя говорить о противостоянии двух принципиально разных подходов к анализу рынка. Фундаментальный анализ полезен при прогнозировании поведения приоритетных факторов и при определении целесообразности вложения в ценные бумаги в долгосрочной перспективе. Технический анализ незаменим для торговых стратегий внутри дня4, предсказания поведения цены инструмента в краткосрочном периоде. (4 Intraday trading; открытие и закрытие позиции финансового рынка в течении одного дня)
Таким образом, фундаментальный анализ рекомендуется использовать для определения объекта инвестирования, а технический анализ – для момента открытия позиции.
Источники:
2. Ченг Ф. Ли, Джозеф И. Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы, практика / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Hamilton W.P. The stock market barometer. Kessinger Publishing, New York, 2007.
4. Jay Shanken and Clifford W. Smith, Implications of Capital Markets Research for Corporate Finance // Financial Management 25 (spring 1996).
5. Информационный бизнес-портал. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.market-pages.ru/. – Загл. с экрана.
6/ DealingCity Forex. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.dealingcity.ru/.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 07:19:51