Модель перетока знаний в кластере

Хасанов Р.Х.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (32), Август 2009

Цитировать:
Хасанов Р.Х. Модель перетока знаний в кластере // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 8. – С. 80-84.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846947
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автором описывается модель перетока знаний в кластере. Анализируются различные подходы к знаниям, обосновывается необходимость стимулирования перетока знаний между фирмами, выделяется стимулирующий эффект кластера для переноса знаний.

Ключевые слова: управление знаниями, создание знаний, кластер



Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров в течение длительного периода времени, сочетания кооперации и конкуренции. Фактически можно говорить об определенном синергетическом эффекте кластеров, так как компании выигрывают, имея возможность делиться положительным (и отрицательным) опытом, знаниями, снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.

При создании условий для перетока и создания знаний внутри кластера возможен переход на инновационную стадию развития. Питер Друкер определил знания как ключевой ресурс мировой экономики: «Традиционные составляющие производства – земля, труд и капитал становятся ограничивающими факторами, нежели движущей силой… Знания становятся основной составляющей производственного процесса». Накопление знаний в современном производстве уже не относится к издержкам, а является неотъемлемой его частью. Таким образом, получение знаний становится новой формой производственного процесса. Однако не всякое знание приводит к достижению устойчивого конкурентного преимущества, а только то, которое действительно полезно, уникально и доступно на предприятии, не устарело и не утратило уникальности.

Знания могут перетекать от одной фирмы к другой, формируя, таким образом, уровень знаний в кластере. Знания перетекают через поставщиков, потребителей, консультационные фирмы, бывших работников и т.д. Там, где уровень перехода знаний высок, суммарный уровень внутрифирменных знаний является следствием достижений кластера, а не знаний полученных в фирме. Уровень полученных со стороны знаний показывает, может ли фирма добиться преимущества, основанного на знании, то есть приводят ли знания к достижению конкурентного преимущества данной фирмой, или они просто снижают внутриотраслевой уровень издержек.

Не существует всеобщей меры, определяющей уровень знаний для каждого действия. Знания отражают специфические достижения фирмы в той или иной области, которые являются следствием как внутрифирменных механизмов, так и перетекания. Например, если знание положительно влияет на издержки путем увеличения производительности рабочей силы, данный уровень знаний может обусловливаться общим объемом действий в данном кластере или предприятии. В тоже время улучшения в производительности оборудования могут зависеть от направлений общего технического прогресса, а не от действий фирмы.

В целом организационное знание может быть определено как определенный набор фактов, навыков и умений которые способствуют эффективному управлению организацией, выработке правил поведения, принятию правильных управленческих решений. При этом организационное знание представляет собой сумму знаний всех работников, а также накопленный исторически явный и неявный массив информации и традиций. Знание можно рассматривать и в качестве одного из основных факторов конкурентного преимущества, особенностью которого является его устойчивость к копированию и возможность самогенерации.

Различные авторы предлагают собственные определения сущности организационных знаний. Наиболее распространенной является трактовка знаний как явных и неявных. Явные знания представляют собой информацию, которая может быть записана и сохранена в неком формализованном виде. Неявные же знания основываются на умениях, т.е. накопленном опыте индивидов, что делает их трудными для классификации и хранения. Собственно идеи о явном и неявном знании корнями уходят в теоретические построения австрийской экономической школы. Хесус Уэрта Де Сото отмечает, что с точки зрения австрийцев существует шесть основных характеристик организационного (предпринимательского) знания: 1) знание не научное, а субъективное и практическое; 2) знание эксклюзивное; 3) знание, рассеянное среди всех людей; 4) знание преимущественно неявное, а поэтому неартикулируемое; 5) знание создается из ничего именно благодаря предпринимательству; 6) знание, которое передается неосознанно, посредством сложных социальных процессов.

Практическое знание, как правило, имеет неявный характер: человек знает, как выполнять определенные действия – «знать как», но не может выявить элементы или части того, что он делает – «знать что». По мнению представителей австрийской экономической школы, неявное знание на деле является господствующим типом любого знания, так как даже самое формализованное знание вытекает из интуиции и других творческих процессов.

С точки зрения конкурентного преимущества интересна концепция базовых способностей, на основе которой будет построена модель перетока знаний в кластере (рис. 1). Базовые способности представляют собой некую комбинацию внутренних ресурсов и потенциала организации, они являются уникальными и порождают устойчивое конкурентное преимущество.

Базовые способности должны быть сложны для копирования и подражания, с этой точки зрения именно неявные знания служат основой конкурентного преимущества высшего порядка. Организационное обучение как процесс передачи знаний делает основанное на знаниях конкурентное преимущество устойчивым и способствует формированию общего уровня организационных знаний. Базовые способности, таким образом, могут быть основаны на знании клиентов, технологии производства, ноу-хау и так далее.

Рис. 1. Модель перетока знаний в кластере

Представленная на рисунке модель показывает взаимосвязи как внутри предприятия, так и переток знаний между кластером и предприятием. Необходимо отметить, что данная модель отражает кругооборот знаний на предприятии, причем конечной целью знания предлагается считать достижение конкурентного преимущества. Выше были отмечены способы и причины перетока знаний; модель подразумевает, что знания могут утекать на любом этапе процесса, например, знания о том или ином бизнес процессе могут перетекать с уходом важного сотрудника, во время формального и неформального общения, через проводимые конкурентами бенчмаркинговые мероприятия и т.д. В то же время через те же каналы знания проникают на предприятия, повышая уровень знаний рассматриваемой организации. Отметим так же, что наличие кластера существенным образом усиливает переток знаний за счет собственно кластерной структуры и механизмов кластерного взаимодействия.

По мнению Малберга и Повера, кластеры создают знания тремя путями:

1) путем различных форм совместных действий фирм, университетов и других агентов (actors);

2) за счет усиления конкуренции и соперничества между предприятиями, входящими в кластер;

3) вследствие усиленного перетока, вызванного местной мобильностью и социальной общностью индивидуумов.

При отсутствии кластера знания перетекают внутри организации, по сути, так же, как показано в модели, однако поступление (утечка) знаний происходит с затруднениями, в некоторых случаях предприятие становится замкнутой системой с точки зрения организационных знаний. Поэтому именно переток знаний в кластере представляется нам наиболее важным преимуществом кластерного способа организации производства и распространения продукции. Обмен знаниями существенно увеличивает общую конкурентоспособность кластера, так как новые идеи, бизнес-процессы и технологии становятся в кластере доступными для всех предприятий, которые в свою очередь стремятся применять и совершенствовать полученные знания, создавая новые конкурентные преимущества и, соответственно, увеличивая конкурентоспособность кластера в целом.


Источники:

1. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М.: Экономика, 1992. – 145 с.
2. Портер М. Конкуренция: – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.
3. Хесус Уэрта Де Сото. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательство. – Челябинск: Социум, 2009 – 202 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:25