Диагностика и коррекция личности с помощью музыкальных средств воздействия
Научное издание / монография
Выпущено ООО Издательский дом «БИБЛИО-ГЛОБУС»
Эта книга проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36680376
Книга доступна в ЭБС ЛАНЬ: https://e.lanbook.com/book/116029
Книга доступна в ЭБС Znanium: https://znanium.com/catalog/document?id=425175
Цитировать книгу:
Губина С.Т. Диагностика и коррекция личности с помощью музыкальных средств воздействия. М.:Библио-Глобус, 2018. – 315 с. – ISBN: 978-5-907063-22-8 – doi: 10.18334/9785907063228
Книга в каталоге РГБ: https://search.rsl.ru/ru/record/01009872012
Аннотация:
В монографии представлены результаты изучения потенциала применения музыки как средства воздействия в практической психологии. Предлагается инструкция к применению проективной психодиагностической методики МАСТ (Музыкальный ассоциативный самоактуализационный тест), разработанной автором.
Монография будет интересна практикующим психологам, специалистам в области психодиагностики, интересующимся проективной психологией, а также профессиональным музыкантам, которые мотивированы в изучении перцептивных процессов восприятия музыки.
Ключевые слова: восприятие музыки, проективная психодиагностическая методика, музыкальные психологические средства воздействия
Источники:
1. Абт Л.Э. Теория проективной психологии // Проективная психология ; пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 30-54.
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
3. Адорно Т.В. Введение в социологию музыки. Двенадцать критических лекций // Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 448 с.
4. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев: Наукова думка, 1990.
5. Ануашвили А.Н. Основы психологии. Варшава, М.: Междунар. Ин-т управления, психологии и психотерапии, 2002. 95 с.
6. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологи-ческая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.
7. Ассанович М.А. Интегративная система психодиагностики методом Роршаха. М.: «Когито-Центр», 2011. 397 с.
8. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2: Интонация. СПб.: Музыка, 2012.
9. Асафьев Б. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. 248 с.
10. Балин В.Д. Психическое отражение: элементы теорети-ческой психологии. – СПб., 2001. 376 с.
11. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006. 240 с.
12. Батаршев А.В. Диагностика пограничных психических расстройств личности. М., 2004. 319 с.
13. Берарди Ф. Новые герои: Массовые убийцы и само-убийцы. М.: Кучково поле, 2016. 106 с.
14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо-Пресс, 2014. 576 с.
15. Бодалёв А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика. 1990. № 5. С. 77-81.
16. Бодрийяр Ж. Симфолический обмен и смерть. М.: Добро-свет, КДУ, 2015. 392 с.
17. Борисова Е.С. Психологические особенности категориаль-ной организации восприятия музыки учащейся молодёжью с разным уровнем музыкального образования: автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2009. 24 с.
18. Буксикова О.Б., Плужникова М.Н. Семантика традицион-ного танца Белгородского региона // Вестник Московского государ-ственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61), сентябрь/октябрь. С. 137-143.
19. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, Ника-Центр, 1997. 128 с.
20. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учеб. СПб.: Питер, 2003. 351 с.
21. Буш К. Психотерапевтическое использование сновидений, мандал и музыкальных образов. Клиническое описание // Диагнос-тика в арт-терапии. Метод «Мандала». СПб.: Речь, 2002. С. 103-114.
22. Вагин Ю.Р. Страх. Тифоаналитический подход. Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2005. 112 с.
23. Валькова В. Музыкальный тематизм – мышление-культура. Н. Новгород, 1992. 138 с.
24. Вассерман Л.И. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психо-логии. Пособие для врачей и медицинских психологов. СПб., 2009.
25. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
26. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
27. Володин А.А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1972. 16 с.
28. Гапонова С.А., Павлов А.Н. Психологические условия оптимизации подготовки студентов исполнительских факультетов консерватории к концертной деятельности // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 64-72.
29. Гаряев П.П. Волновой геном. М.: Общественная польза, 1994.
30. Гегель Г.Ф. Лекции по эстетике. М.: Book24, 2018. – 224 с. (серия Великие идеи)
31. Геннекен Э. Опыт построения научной критики (эстопсихологии). СПб., 1892.
32. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новые горизонты музыкального исполнительства // Музыка и время. 2016. № 2. С. 16-24.
33. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Институт психологии РАН, 2007. 512 с.
34. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. 190 с.
35. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. М.: МТМ, 1994. 174 с.
36. Губина С.Т. Значение восприятия музыки для пере-осмысления проблем экзистенциального беспокойства и осознания реальности существования // Риски современности: Матер. 2 между-нар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2010. С. 156-161.
37. Губина С.Т. Музыка как средство воздействия, активизи-рующее креативное самовыражение личности // Психотерапия. 2011. № 5 (101). С. 64-72.
38. Губина С.Т. Психологическое консультирование семьи в ситуации ненормативного кризиса: учеб.-метод. пособие. Глазов, 2011. 112 с.
39. Губина С.Т. Актуализация архетипических образов: вос-приятие этнический музыки в тренинге // Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 1. Т. 2. Махачкала, 2012. С. 150-153.
40. Губина С.Т. Осознание ответственности свободы выбора: использование музыки в экзистенциальном консультировании // Современная реальность и жизненный путь человека: психологичес-кие аспекты: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 2012.
С. 305-309.
41. Губина С.Т., Чиговская-Назарова Я.А. Основы эффектив-ной речевой коммуникации и убеждающего общения: учеб. пособие. Глазов, 2012. 88 с.
42. Губина С.Т., Мерзлякова Д.Р. Профилактика и коррекция выгорания учителей начальных классов с помощью музыкальных средств // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 3. С. 12-15.
43. Губина С.Т. Проблема взаимосвязи объекта и субъекта восприятия музыки: исследование в контексте феноменологического подхода // Ценности и смыслы. 2013. № 2. С. 89-97.
44. Губина С.Т. Влияние восприятия музыки на символичес-кое преобразование сознания: проективная функция музыки // NB: Психология и психотехника. 2013. № 3. С. 186-213.
45. Губина С.Т. Взаимосвязь интернет-зависимости и тенден-ции к саморазрушению: применение музыки в коррекции восприя-тия «реальности» // Научное мнение. 2015. № 4(2). С. 145-151.
46. Губина С.Т., Копытин А.И. Арт-терапия в коррекции образа-Я у девушек с риском деструкции пищевого поведения // Практическая психология: интенсивные методы и технологии поддержания психологического здоровья личности: сб. науч. ст. Глазов, 2016. 280 с.
47. Губина С.Т. Ресурсные возможности музыкотерапии для субъектификации жизненного пространства личности // Социальный мир человека. Вып. 8. Матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация», 5–7 апреля 2018 года, г. Ижевск. Ижевск: ERGO, 2018. С. 408-412.
48. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. I. Феноменология внутреннего сознания времени. – М.: «Гнозис», 1994. 102 с.
49. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотератию. СПб.: Питер, 2003. 208 с.
50. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01. М., 2002.
51. Дёринг Э. Философские аспекты вопроса о смысле жизни и смерти // Dasein-анализ в философии и психологии. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. 204 с.
52. Дорфман Л.Я. Актуальные проблемы интегрального исследования индивидуальности в непрофессиональной художест-венной деятельности // Проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989. С. 4-23.
53. Журавлёв И.Б. Семиотико-психологические механизмы отчуждения при синдроме психического автоматизма: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04. М., 2004. 22 с.
54. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведе-ния. М.: «Институт психологии РАН», 2007. 336 с.
55. Зуев Д.А. Структура важного жизненного события как психологического феномена // Вестник Волгоградского государст-венного университета. Серия 11, Естественные науки. 2012. № 2(4) С. 85-90.
56. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. 264 с.
57. Илле М.Е., Сакмаров О.А. Рок-музыка: таланты и поклон-ники // Социологичекие исследования. 1989. № 5. С. 64-69.
58. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. С. 273.
59. Калина Н.Ф. Основы психоанализа. М.: Рефл-бук, К.: Веклер, 2001. 349 с.
60. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1999.
61. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.
62. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И., Тарасова К.В. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. 368 с.
63. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие: Проблема адекватности: дис. … д-ра искусствоведения. М., 1997. 266 с.
64. Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001. 216 с.
65. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия: учеб. пособие. М.: Когито-Центр, 2015. 526 с.
66. Копытин А.И. Арт-терапия женских проблем. М.: Когито-Центр, 2010. 270 с.
67. Костюк А.Г. Восприятие мелодии. Мелодические параметры процесса восприятия музыки. Киев: Наукова думка, 1986.
68. Лаак Ян Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Институт практ. психологии, Воронеж: НПО «Модэк», 1996.
69. Лаврухин А.В. К истории формирования методологии Dasein – аналитической психологии // Dasein – анализ в философии и психологии. Мн., 2001. – С. 51-93.
70. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологичекие исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970.
71. Лангер С. Философия в новом ключе: исследование сим-волики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. 287 с.
72. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1999. 603с.
73. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: «Сенсор», 2000. 368 с.
74. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.
75. Левина И.Л. Проективные методы в психологии, психо-терапии, психогигиене. Новокузнецк, ИПК, 2001. 196 с.
76. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М., 1998.
77. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.
78. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000.
79. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки / Философия, социология, психология искусства, музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып. 1, ч. 1. М.: Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1991. С. 43-58.
80. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль. 1995. С. 194-369.
81. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. – М., 1987.
82. Лэнг Р.Д. Феноменология переживания; Райская птичка; О важном. – Львов: Инициатива, 2005. 352 с.
83. Люшер М. Четырёхцветный человек, или путь к внутрен-нему равновесию // Цветовой личностный тест: практ. пособие. Мн.: Харвест, 1999. 448 с.
84. Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения. М.: Экс-мо, 2007. 1040 с.
85. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.
86. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 304 с.
87. Менегетти А. Введение в теорию онтопсихологической музыкотерапии // Методы эффективной психокоррекции: Хресто-матия / сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. С. 531-576.
88. Мэй Р. Экзистенциальная психология. М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2001. 273 с.
89. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивое». СПб.: Речь, 2009. 250 с.
90. Морено Я. Психодрама. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-пресс, 2001. 528 с.
91. Морено Я. Включи свою музыку: музыкальная терапия и психодрама. М.: Когито-Центр, 2009. 143 с.
92. Нагибина Н.Л, Масленникова А.В. Психология искусства музыки. М.: Московский институт Психоанализа; IIDP, 2011. 195 с.
93. Назайский Е.О. Речевой опыт и музыкальное восприятие // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1967. С. 245-283.
94. Назайский Е.О. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 380 с.
95. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2002. С. 74.
96. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: «Аграф», 2000. 432 с.
97. Носуленко В.Н. Психофизика восприятия естественной среды: Проблема воспринимаемого качества. М.: «Институт психо-логии РАН», 2007.
98. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: «Речь», 2006. 260 с.
99. Панасюк А.Ю. Психология риторики: теория и практика убеждающего воздействия. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
100. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М.: Гиль-Эстель, 1993. 239 с.
101. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. 216 с.
102. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и прак-тика: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 176 с.
103. Петросьян С.Н. Развитие восприятия музыкальных произведений с учётом стиля индивидуальности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Ставрополь, 2003. 136 с.
104. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состоя-ний. М.: «Институт психологии РАН», 2009. 352 с.
105. Прошанский Г.М. Современные техники: обзор и перспек-тива дальнейших исследований // Проективная психология; пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 493-519.
106. Райх В. Сексуальная революция. СПб.-М.: «Университет-ская книга», АСТ, 1997. 352 с.
107. Ричардсон Т.Э. Мысленные образы: Когнитивный подход. М.: Когито-Центр, 2006. 175 с.
108. Роршах Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (ис-толкование случайных образов). М.: «Когито-Центр», 2003. 336 с.
109. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпед-гиз, 1946. 704 с.
110. Сабадош П.А. Уровни восприятия музыки: субъективно-семантический анализ: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2008. 26 с.
111. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. М., 1984. С. 120-137.
112. Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменоло-гического описания. М.: «МОДЕРН», 2011. 160 с.
113. Сельченок К.В. Художество нашей жизни // Психология художественного творчества: Хрестоматия. Мн.: Харвест, 1999. С. 432-438.
114. Семёнов В.В. Социальная психология искусства: Актуаль-ные проблемы. Л., 1988.
115. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: «Речь»; ООО «Сидоренко и Ко», 2008. 336 с.
116. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетент-ности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008.
117. Степанова С.Г., Губина С.Т. Стратегическое направление в подготовке специалистов культуры и искусства: арт-терапия // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 3. С. 154-158.
118. Степанова С.Г., Федотов Д.Г. Арт-терапия и много-функциональность ее содержания // Вестник Восточно-Сибирской го-сударственной академии культуры и искусств. 2011. № 1(1). С. 88-93.
119. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 122 с.
120. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования лич-ности. М., 1980. 173 с.
121. Соколова Е.Т. Изучение личностных особенностей и само-сознания при пограничных личностных расстройствах // Особен-ности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. М., 1995.
122. Старчеус М.С. К типологии музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев, 1986. С. 29-44.
123. Тарасов Г.С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев: Музична Украина, 1986.
124. Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. СПб., 2007. 148 с.
125. Торопова А.В. Смысловое устройство музыкального сознания личности // Мир психологии. 2008. № 2. С. 127-137.
126. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2004. 261 с.
127. Туник Е.Е. Психологические защиты. Тестовая методика. СПб.: Речь, 2010. 219 с.
128. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: «Речь», 2000. 320 с.
129. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности // Проективная психология; пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 68-83.
130. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 352 с.
131. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М.: АСТ, 2009. С. 320.
132. Хайдеггер М. Что зовётся мышлением? М.: Академичес-кий проект, 2007. 351 с. – (Философские технологии)
133. Холопова В.Н. Но и мелодия – любовь. Владимир Спива-ков. М., Альтекс, 2010. 224 с.
134. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за само-существование. СПб., 1997. 280 с.
135. Шутко Д.В. Французская спектральная музыка 1970–1980х годов (теоретические основы музыкального языка): автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2002. 22 с.
136. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положе-ния исследования и применение). СПб.: Питер Ком, 1999. 608 с.
137. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. 284с.
138. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.
139. Эткинд А.М. Тест Роршаха и структура психического образа // Вопросы психологии. 1981. № 5. С. 106-115.
140. Шиманек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств / пер. со словацк. М.: Прогресс, 1980.
141. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологичекие основы эстетики // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. С. 29-73.
142. Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965. 360 с.
143. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М.: Наука, 1967.
144. Эпстайн Д. Соотношения темпов в музыке: везде и всюду одни и те же? // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики.
М.: Мир, 1995. С. 97-125.
145. Юнг К.Г., Норманн Э. Психоанализ и искусство. М.: Рефл-бук; Ваклер, 1998. 304 с.
146. Allesch Ch. G. Das Musikerleben als personaler Gestaltungs-prozess // Music-padagogische Forschung. 1982. № 3. S. 47-66.
147. Behne K.-E. The development of “Musikerleben” in adolescence: How and why young people listen to music // Perception and cognition of music / I. Deliege, J. Sloboda et al (Eds.) Hove (UK): Psychology Press; Erlbaum; Taylor & Francis. 1997. P. 143-159.
148. Bruner J.S. Perceptual theory and the Rorschach test // J. of Pers., 1948, v. 17.
149. Bruner J.S., Postman L. An approach to social perception // W. Dennis (ed.) Current trends in social psychology. Pittsburgh, 1948.
150. Еpstein J.S. Youth Culture. Identity in a Postmodern World. Oxford (UK): Blackwell Publishers, 1998.
151. Hegi F. Improvisation und Musiktherapie. Paderborn, 1986.
152. Howe M.J.A. Fragments of Genius: the strange feats of idiots savants. London: Routledge, 1991.
153. Jimenez M. Adorno et la Modernite. Paris: Seuil, 1986.
154. Mote-Haber H. de la. Musikpsychologie. Koln. 1972.
155. Misiak T. Typologie odbioriow muzyki. Koncepcje psychologiczne, sociologiczne i esteticzne // Muzyra, 1987. № 2. S. 47-79.
156. Pontvik A. Grundgedanken zur psychischen Heilwirkung durch Musik. Zurich, 1958.
157. Redhead St. Subculture to Clubcultures. An Introduction to Popular Culture Studies. Oxford: Blackwell Publishers, 1997.
158. Reineke H.P. Das Fenscher und der vermeintliche Niedergang der Musikkultur // Neue Zeitshrift fur Musik. 1981. № 1. S. 6-8.
159. Widdicombe S., Wooffitt R. The Lenguage of Youth Subcultures // Social Identity in Action. New York: Harvester Wheatsheaf, 1995.
Страница обновлена: 24.01.2023 в 16:50:21