Инвестиционное обеспечение инновационного обновления основного капитала
Бурлакова А.П.1, Скворцова Г.Г.2
1 АО «Диэлектрические кабельные системы», Россия, Тверь
2 Тверской государственный технический университет, Россия, Тверь
Скачать PDF | Загрузок: 2 | Цитирований: 19
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2018)
Цитировать:
Бурлакова А.П., Скворцова Г.Г. Инвестиционное обеспечение инновационного обновления основного капитала // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 609-620. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39543.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36816164
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье анализируется актуальная проблема инвестиционного обеспечения инновационного обновления основного капитала, т.е. на новой качественной основе. Исследуются особенности проектов обновления основного капитала. Анализируется практика инвестирования в реальный сектор экономики России. Рассматриваются внутренние и внешние источники инвестирования воспроизводственных процессов на предприятии. Особое внимание уделяется проблеме использования заемных средств и привлечения внешних инвестиций. Обоснована необходимость разработки эффективной государственной политики, направленной на создание условий и стимулов модернизации промышленности. Предложенные мероприятия позволят обеспечить переход к преимущественно инновационному типу обновления основного капитала.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, амортизация, заемное финансирование, инновационное обновление основного капитала
JEL-классификация: E22, D24, O33
Введение
Реализация проекта по своевременному и качественному (инновационному) обновлению основного капитала на предприятии требует большого объема инвестиций. За последние годы вследствие кризисных явлений в российской экономике, обусловленных в том числе ухудшением международной экономической и политической обстановки, наблюдается снижение инвестиций в основной капитал. Это приводит к нарушению динамики воспроизводственных процессов в реальном секторе, нарастанию физического и морального износа основного капитала индустриального комплекса страны.
Данные негативные тенденции инвестирования воспроизводства основного капитала промышленных предприятий обусловливают необходимость создания таких экономических условий, которые позволили бы решить проблему финансового обеспечения интенсивного обновления основного капитала, особенно его активной части – технологического оборудования, рабочих, силовых машин и др.
Инвестирование проектов по обновлению основного капитала представляет собой сложный процесс, предполагающий мобилизацию как внутренних, так и внешних ресурсов и зависящий от множества субъективных и объективных факторов, поэтому для его изучения и анализа должен быть применен системный подход.
Современный этап развития рыночных институтов предполагает достаточно широкий спектр источников финансирования инвестиционных проектов. Отечественными и зарубежными учеными разработаны различные классификации источников инвестиций: в зависимости от отношения к хозяйствующему субъекту (внутренние и внешние), по принадлежности инвестиционных ресурсов (собственные и заемные), по виду инвесторов (государственные структуры и частные инвесторы) и др. Однако обновление основного капитала отличается от других инвестиционных проектов рядом специфических особенностей, к которым могут быть отнесены:
1) длительность: средний период времени, который должен пройти от момента вложения средств до получения экономического эффекта, составляет 5-7 лет;
2) сложность (мониторинг текущего состояния основного капитала на предприятии, составление краткосрочного, среднесрочного и стратегического планов обновления основного капитала, поиск новых технологических решений, поиск необходимого оборудования и надежных поставщиков, заключение контрактов, подбор персонала соответствующей квалификации и многое другое);
3) высокие риски окупаемости проекта из‑за продолжительности его реализации.
В связи с этим классификация источников инвестиций в основной капитал должна, с одной стороны, учитывать специфику финансирования долгосрочных проектов со средней и высокой степенью риска, а с другой стороны – опираться на данные официальной статистики, которые отражают практику инвестирования реального сектора экономики России:
1) собственные средства: амортизационные отчисления, прибыль, иммобилизованная в инвестиции часть оборотных активов;
2) заемные средства: кредиты отечественных и зарубежных банков и кредитных организаций, средства от выпуска корпоративных облигаций, лизинг, государственный кредит, заемные средства других организаций;
3) привлеченные средства: инвестиционные взносы в уставный капитал, инвестиции нефинансовых коммерческих структур, иностранные инвестиции; средства от эмиссии акций;
4) прочие источники: средства целевого бюджетного финансирования, государственные дотации, гранты и др., средства юридических и физических лиц, предоставляемые на безвозмездной основе на целевое инвестирование.
После данной классификации целесообразно привести статистические данные по использованию средств из каждого источника (табл.), а также выявить, какие ресурсы практически не задействованы в отечественной системе хозяйствования.
Таблица
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования
Показатель / Год
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
Инвестиции в основной
капитал - всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100,0
|
100,0
|
собственные
средства
|
44,5
|
45,2
|
45,7
|
50,2
|
51,8
|
51,3
|
привлеченные
средства
|
55,5
|
54,8
|
54,3
|
49,8
|
48,2
|
48,7
|
из них:
|
| |||||
кредиты банков
|
8,4
|
10,0
|
10,6
|
8,1
|
10,5
|
11,2
|
заемные
средства других организаций
|
6,1
|
6,2
|
6,4
|
6,7
|
5,4
|
5,4
|
инвестиции из‑за рубежа
|
0,8
|
0,9
|
1,1
|
0,5
|
0,8
| |
бюджетные
средства
|
17,9
|
19,0
|
17,0
|
18,3
|
16,0
|
16,3
|
средства
внебюджетных фондов
|
0,4
|
0,3
|
0,2
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
прочие
|
22,7
|
18,5
|
19,2
|
15,3
|
15,6
|
14,8
|
Анализ структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования показал, что за период с 2012 по 2017 г. обновление основного капитала финансировалось в основном за счет собственных средств (более 51 %), бюджетных средств (более 16 %), кредитов и заемных средств других организаций (около 15 %). На долю иностранных инвестиций приходилось менее 1 % вложенных средств.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности исследования проблем инвестиционного обеспечения обновления основного капитала по преимущественно инновационному типу. Рассмотрим подробнее каждый из приведенных источников.
Анализ практики инвестирования в основной капитал по источникам финансирования
Основным источником собственных средств на предприятии являются амортизационные отчисления, представляющие собой регламентированные ежегодные отчисления со стоимости средств труда в размерах, соответствующих степени их износа.
В современных условиях применение амортизации на цели возмещения изношенных элементов основного капитала в России ограниченно в силу следующих причин:
1) практически повсеместное начисление амортизации линейным (равномерным) способом, не позволяющим аккумулировать в сжатые сроки достаточного для реализации крупного инвестиционного проекта объема средств;
2) нецелевое использование средств амортизационного фонда;
3) высокие де-факто темпы инфляции, обесценивающие средства амортизационного фонда.
Преодоление данной практики, повышение эффективности использования амортизационных отчислений может быть достигнуто следующими способами:
1) применение наиболее эффективных механизмов начисления амортизации, разрешенных законодательно: ускоренной (регрессивной) амортизации, амортизационной премии;
2) разработка и реализация мер налогового стимулирования обновления основного капитала: законодательное разрешение применения методов регрессивной амортизации, позволяющих в первые годы эксплуатации списывать до 100 % первоначальной стоимости объектов; увеличение ставки налога на имущество по объектам, эксплуатирующимся сверх установленных сроков полезного использования объектов основного капитала наряду с освобождением от обложения данным налогом новых объектов; установление сроков полезного использования объектов основного капитала с учетом их морального устаревания и др.;
3) обеспечение контроля за целевым использованием средств амортизационного фонда на предприятии: разработка внутренних положений и регламентов с назначением ответственных лиц, конкретного перечня объектов, подлежащих замене и т. д. [2, с. 231-232] (Aleksandrov et al., 2018).
Данные мероприятия позволят сформировать целевой амортизационный фонд и эффективно управлять его средствами.
Большинство объектов основных производственных фондов, функционирующих продолжительное время, числятся на балансе по первоначальной, а не по восстановительной стоимости. Из-за этого стоимость основного капитала оказывается фактически заниженной, как и размер амортизационных отчислений. Поэтому реализация масштабных проектов по обновлению основного капитала не может быть полностью профинансирована за счет средств амортизационного фонда ввиду недостаточности средств. В связи с этим чистая прибыль, остающаяся в распоряжении собственников предприятия после выплаты дивидендов, является важнейшим источником финансирования инвестиций. Однако современная действительность такова, что собственных средств – амортизации и чистой прибыли – также часто оказывается недостаточно для финансирования проектов по комплексному обновлению основного капитала. Это обусловлено в первую очередь обесценением накопленных средств под влиянием инфляции, существенных колебаний курса национальной валюты. Во-вторых, в последнее время наблюдается тенденция сокращения объемов реализованной продукции в большинстве отраслей промышленности, поэтому размер выручки от продаж и, соответственно, прибыли, как правило, значительно ниже, чем требуется для закупки современной техники и оборудования.
В текущей структуре источников инвестиций в основной капитал второе место после собственных средств занимают бюджетные средства. Однако система государственного финансирования такова, что в первую очередь дотации выделяются на социально ориентированные отрасли экономики и военно-промышленный комплекс (как правило, это государственные структуры, госкорпорации, а также предприятия со смешанной формой собственности с долей государственного участия). Учитывая степень развития рыночных институтов в РФ, большинство предприятий являются экономически самостоятельными, независимыми от госструктур субъектами хозяйствования, в связи с чем на государственные средства им рассчитывать не приходится. Поэтому данный источник финансирования не должен рассматриваться как реальный актив, средствами которого могут располагать частные (коммерческие) компании.
В сложившихся условиях одной из наиболее перспективных форм финансового обеспечения проектов по обновлению материально-технической базы предприятий является лизинг. Тем не менее, несмотря на огромный потенциал российского рынка лизинга, объем лизинговой деятельности остается на низком уровне, и темпы его роста значительно ниже, чем в западных странах [3]. В структуре источников инвестиций в основной капитал, приведенной Росстатом, лизинг отдельно не выделен. Такая непопулярность лизинга обусловлена следующими факторами:
1) несовершенством законодательства и правоприменительной практики в сфере лизинговой деятельности;
2) общим спадом экономической активности субъектов хозяйствования, недостаточным предложением на рынке лизинговых услуг;
3) неблагоприятным инвестиционным климатом в РФ, санкциями Европы и США в финансовом секторе, ограничениями на ввоз импортного оборудования в РФ и др.
Как показывает практика, основной причиной, обусловливающей низкую инвестиционную активность в реальном секторе, является, в первую очередь, отсутствие финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов. Реализация крупных проектов по обновлению производственной базы предприятия с учетом уровня износа основного капитала отечественной промышленности не может быть осуществлена только за счет собственных средств. Опыт индустриально развитых стран доказывает, что наряду с собственными средствами широко используется заемное финансирование. Однако в России кредитные ресурсы оказываются малодоступными для предприятий (около 15 % в общем объеме инвестиций) в силу ряда причин:
1) крайне высокая стоимость кредитных ресурсов (завышенные ставки по кредитам);
2) необходимость залога (оборудования, производственных зданий и др.), - данными объектами предприятие может не располагать (арендовать указанные объекты и не иметь права собственности на них);
3) необходимость соблюдения ряда дополнительных условий, например, гарантий поручителей, которыми предприятие также может не располагать;
4) привлечение заёмных средств несет в себе потенциальную угрозу финансовой устойчивости компании, ее экономической независимости.
Доля средств иностранных инвесторов в структуре инвестиций в основной капитал также крайне мала. Объем иностранных инвестиций в реальный сектор экономики РФ в 2016 г. сократился почти на 50 % по сравнению с 2015 г. (или на 62,6 млрд руб. – со 120,4 до 57,8) [1]. Значение показателя за весь период наблюдения не составляло более 1,1 %, а в последнее время имеет негативную тенденцию к снижению. Данные статистики показательны – обострение внешнеполитической обстановки и введенные экономические ограничения сводят к минимуму приток финансовых ресурсов из‑за рубежа. В случае привлечения иностранных инвестиций, как считают иностранные ученые, определяющую роль играет состояние инвестиционного климата в национальной экономике и образ ее инвестиционной привлекательности, формирующийся у иностранных инвесторов [4] (Korutaro, Biekpe, 2013).
Таким образом, недостаток инвестиций в реальном секторе в конечном счете обусловлен, во-первых, крайне высокой стоимостью заемных средств, во-вторых, неблагоприятным инвестиционным климатом, затрудняющим привлечение внешних инвестиций.
Между тем обеспечить переход к преимущественно инновационному типу обновления основного капитала возможно только с привлечением средств на долгосрочной основе. На сегодняшний день рыночные механизмы в России несовершенны, поэтому, как справедливо отмечает Г. Мюрдаль, при осуществлении преобразований необходимо рассчитывать не на рыночный автоматизм, а на эффективную государственную политику, в основе которой лежит учет местных условий и особенностей [5, с. 100].
Формирование привлекательной среды для инвестирования процессов обновления основного капитала
Необходима разработка государственной программы посредством реформирования политики Центрального банка по кредитованию промышленности на льготных условиях на длительный срок. Такая программа должна включать несколько основных этапов:
1) постепенное снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ. На сегодняшний день ставка рефинансирования установлена в размере 7,25 %. Это самый высокий показатель не только в Европе, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, в Китае она равна 4,35 %, а в европейских странах ее размер не превышает 1,75 %, в США 1,25 %, а в Японии -0,1 % [6]. Снижение ставки ЦБ хотя бы до уровня партнеров по БРИКС, например, Индии (5,75 %) или КНР (4,35 %) в совокупности с другими мерами, которые будут перечислены ниже, позволит снизить величину процентов по кредиту в коммерческих банках и кредитных организациях. Ориентиром для значения ставки рефинансирования может быть избран показатель средней рентабельности активов в обрабатывающей промышленности (на сегодня 6,6 %) за минусом банковской маржи;
2) установление предельного размера банковской маржи на уровне не более 2-3 %;
3) установление сроков предоставления кредитов промышленным предприятиям в соответствии со средней продолжительностью научно-производственного цикла (до 7 лет).
Для более эффективного использования заемных средств также предлагается установить контроль за их целевым использованием. Этот контроль может осуществляться уже на этапе выдачи кредитов: в договоре могут быть указаны конкретные объекты основного капитала, планируемые к приобретению (на примере договоров лизинга).
Данные мероприятия будут способствовать увеличению оборотных средств промышленных предприятий, которые будут направлены строго на развитие, модернизацию, расширение производства. При этом произойдет определенная коррекция структуры доходов различных сегментов народного хозяйства: часть сверхдоходов кредитных учреждений перетечет из банковской сферы в производственную, где наблюдается острая нехватка средств.
Вторым важнейшим фактором, от которого зависит приток инвестиций в экономику в целом и ее индустриальный сектор в частности, является инвестиционный климат страны [7, 8] (Vyakina, Skvortsova, Rusina, 2017; Aleksandrov, Skvortsova, Vyakina, 2017).
Согласно исследованиям отечественных ученых [9, 10] (Vyakina, 2017; Aleksandrov, Vyakina, Skvortsova, 2012) и трактовке современного экономического словаря [11] (Rayzberg, Lozovskiy, Starodubtseva, 2011), неотъемлемыми характеристиками благоприятного инвестиционного климата являются политическая устойчивость, наличие законодательной базы, умеренная налоговая нагрузка, а также совокупность льгот, предоставляемых инвесторам. Это так называемые необходимые и достаточные условия. На сегодняшний день благоприятный инвестиционный климат в России еще не сформирован, более того, есть все основания утверждать, что инвестиционный климат в России за последние годы ухудшился. Это подтверждают данные об оттоке капитала из России, сворачивании важных международных проектов и др. О неудовлетворительном инвестиционном климате в России свидетельствуют также многочисленные рейтинги, составленные независимыми международными экспертными организациями.
Так, согласно данным рейтинга The Global Innovation Index 2017, составленному Европейским институтом управления бизнесом INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности, индекс РФ, характеризующий степень исполнения законов и их эффективность «Rule of law» («Верховенство права»), составляет всего 18,4 пункта по 100-балльной шкале (104 позиция из 127). Также данный рейтинг включает оценку показателя «Political environment» (политическая обстановка), в соответствии со значением которого Россия располагается на 100 месте, после Колумбии и Ирана [12].
В 2017 г. Россия заняла 135-е место в Рейтинге стран по уровню коррупции, ежегодно публикуемому международной организацией Transparency International [13]. Проводя опросы, Transparency International учитывает не только данные о коррупции как о фактах совершения противоправных действий должностными лицами, но и оценивает уровень свободы прессы, доступ к информации о бюджете, неподкупность чиновников, функционирование судебной системы, которая не должна делать различий между богатыми и бедными людьми и функционировать независимо от других частей государственной системы.
Заключение
Авторы согласны с мнением российских ученых [14-17] (Rozov, 2006; Aleksandrov, Vyakina, Skvortsova, 2014); Aleksandrov, Rozov, 2018; Aleksandrov, Skvortsova, Burlakova, 2017), что для улучшения инвестиционного климата требуется проведение целого комплекса разнонаправленных мер, призванных легитимировать сложившиеся отношения собственности на капитал и обеспечить правовые гарантии собственникам и инвесторам, минимизировать административные барьеры, препятствующие ведению бизнеса, и др.
Такими мероприятиями могут быть:
1. Создание эффективной системы правового регулирования инвестиционных процессов. Такая система должна включать в себя мониторинг и систематизацию действующих нормативно-правовых актов в данной области, прекращение действия неиспользуемых, введение новых норм, совершенствование существующих (адаптация к современным условиям экономики).
2. Налоговая реформа: систематизация предоставляемых инвесторам льгот, проработка вопроса о целенаправленной поддержке инвестирования проектов по обновлению основного капитала через предоставление адресных преференций, упрощение механизма налогообложения.
3. Снижение нагрузки на бизнес со стороны контролирующих органов.
4. Повышение эффективности работы судебной системы, активизация борьбы с коррупцией.
5. Разработка эффективного механизма страхования зарубежных инвестиций.
6. Обеспечение предсказуемости и последовательности, проводимой внешней экономической политики государства.
Как было отмечено ранее, инвестиционный климат в России на сегодняшний день не обеспечивает возможностей осуществить комплексную модернизацию промышленности: это подтверждают данные официальной статистики, а также многочисленные международные рейтинги. Поэтому разработка механизма, обеспечивающего переход к преимущественно инновационному обновлению основного капитала промышленных предприятий РФ, невозможна без формирования позитивного инвестиционного климата, т.е. создания оптимальных условий для инвестирования как отечественного, так и зарубежного капитала. Перечисленные мероприятия в совокупности с корректировкой политики Центрального Банка позволят обеспечить приток инвестиций в реальный сектор экономики РФ, которые восполнят недостаток собственных финансовых ресурсов.
Источники:
Александров Г.А. и др. Обновление основного капитала: инновации. Инвестиции. Организационно-экономический механизм. / Монография. - М.: «Креативная экономика», 2018. – 326 с.
Официальный сайт Leaseurope. [Электронный ресурс]. URL: http://www.leaseurope.org.
4. Korutaro B., Biekpe N. Effect of business regulation on in- vestment in emerging market economies // Review of Development Finance. – 2013. – № 1. – С. 41-50.
Myrdal G. Asian Drama: An Inquiry into the Poverty of Nations. Vol. l-lll. N.Y.,1968. Сокращенный русский перевод см.: Г. Мюрдаль Современные проблемы «Третьего мира». М. Прогресс. 1972. 768 с
Таблица процентных ставок ЦБ мира. Рынок Форекс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fxstreet.ru.com/economic-calendar/interest-rates-table.
Вякина И.В., Скворцова Г.Г., Русина Е.В. Инвестиционный климат как фактор определяющий успех инновационных преобразований // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сб. статей XI Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Пенза, 2017. – С. 241-243.
8. Александров Г.А., Скворцова Г.Г., Вякина И.В. Повышение качества методов оценки инвестиционного климата региона // Российское предпринимательство. – 2017. – № 22. – С. 3473-3482. – doi: 10.18334/rp.18.22.38495.
9. Вякина И.В. // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – № 5. – С. 800-815. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=29289024.
10. Александров Г.А., Вякина И.В., Скворцова Г.Г. Инвестиционный климат региона: сущность и составляющие // Российское предпринимательство. – 2012. – № 16(114). – С. 98-103.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2011.
Global Innovation Index. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalinnovationindex. org/analysis-indicator.
Corruption Perceptions Index 2017. Transparency International. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.transparency.org/news/feature/ corruption_perceptions_index_2017.
14. Розов Д.В. Развитие конкурентной экономики как базис оптимизации обновления основного капитала // Вопросы экономики. – 2006. – № 10(214). – С. 43-50.
Александров Г.А., Вякина И.В., Скворцова Г.Г. Формирование инвестиционно привлекательного климата региона: концепция, диагностика, инновации. - Москва: Экономика, 2014. – 302 с.
16. Александров Г.А., Розов Д.В. Глобализация мировой экономики и проблема обновления основного капитала в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 3. – С. 558-573. – doi: 10.24891/ni. 14.3.558.
17. Александров Г.А., Скворцова Г.Г., Бурлакова А.П. Инновационно-инвестиционная политика региона и ее институциональное обеспечение // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 4(64). – С. 132-135. – url: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6222.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:19:05