Клиентский капитал вуза: проблемы управления развитием, структура, взаимосвязь с бизнес-моделью

Коршунова Е.Д.1, Окоракова А.А.1, Лисовская Е.Г.2
1 Московский государственный технологический университет \"СТАНКИН\"
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать:
Коршунова Е.Д., Окоракова А.А., Лисовская Е.Г. Клиентский капитал вуза: проблемы управления развитием, структура, взаимосвязь с бизнес-моделью // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – С. 4215-4226. – doi: 10.18334/epp.14.8.121508.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296523

Аннотация:
В рамках настоящей работы авторами проводится анализ взаимосвязи стратегической цели вуза, модели вуза, целями системы управления знаниями и ключевым элементом клиентского капитала. В основе исследования процессов управления, связанных с развитием клиентского капитала вуза, находится цель и стратегия вуза, которые формируют целевую модель вуза, а также менеджмент знаний, оказывающий поддержку успешной трансформации к ней. В статье рассматривается клиентский капитал вуза в рамках эволюции моделей вуза от «Университет 1.0» до «Университет 4.0». Авторами были выявлены ключевые элементы клиентского капитала в каждой модели, на которые вуз должен сделать акцент при трансформации к целевой модели. В статье решается научная проблема, связанная с разработкой методологического подхода к управлению развитием клиентского капитала вуза в условиях перехода на новую бизнес-модель на основе исследования и уточнения структурных компонент клиентского капитала и теоретического обоснования наличия ключевого элемента клиентского капитала для каждой типовой модели во взаимосвязи с целями, стратегией и уровнем развития системы менеджмента знаний. Статья будет интересна исследователям, изучающим особенности трансформации технических вузов к целевым моделям, а также сотрудникам образовательных учреждений.

Ключевые слова: модель вуза, менеджмент знаний, клиентский капитал вуза

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28



Введение

Ключевой характеристикой современных условий функционирования организации является высокий уровень неопределенности внешней среды. В связи с этим особенно важным для организаций становится формирование долгосрочного и эффективного взаимодействия с клиентами, т.е. управление клиентским капиталом. Управление развитием клиентского капитала лежит в основе формирования устойчивых конкурентных преимуществ организации, которые в значительной степени определяют ее конкурентоспособность не только в текущий момент, но и на перспективу. В настоящее время для организаций высшего образования проблема управления клиентским капиталом является также актуальной.

Система высшего образования в РФ динамично меняется в связи с развитием российской экономики, которая характеризуется высокой степенью нестабильности и изменчивости из-за геополитической обстановки. Одно из основных современных направлений модернизации высшего образования - формирование моделей исследовательских и инновационных вузов, которые могут коммерциализировать свои результаты.

В 2022 году объем инновационных товаров и услуг в РФ составил 6377,2 млрд. руб., из которых 4934,5 млрд. руб. в сфере промышленного производства [1]. Основными организациями в РФ, которые занимаются исследованиями и разработками, являются: научно-исследовательские, конструкторские, проектные и проектно-изыскательные организации, образовательные организации высшего образования, организации промышленного производства, опытные заводы и прочие (рис. 1).

При рассмотрении факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности в организациях, респонденты указали основные и наиболее значимые, к которым отнесли высокую конкуренцию на рынке, недостаток информации о новых технологиях и о рынках сбыта, а также неразвитость кооперационных связей [1].

Рисунок 1. Организации, выполнявшие исследования и разработки по типам (составлено по данным Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ [1, с. 18])

Вузы рассматриваются в качестве поставщиков инновационных продуктов, которые способствуют конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке и формированию технологического суверенитета страны. Однако вузы встречают существенные препятствия на пути сотрудничества с инновационными предприятиями, а также сталкиваются с проблемами развития научно-исследовательской и инновационной деятельности как внутри, так и за его пределами.

Из всех образовательных организаций ВО, осуществлявших инновационную деятельность в 2022 году, только 6,8 % имели кооперационные связи в сфере инновационной деятельности [1]. В 2023 году государство направило на стимулирование интеграции вузов с индустриальными партнёрами более 235 млн. руб., а в 2024 - 400 млн. руб. [3].

Следовательно, трансформация высших учебных заведений к целевым моделям в условиях цифровизации актуализировали исследования в области управления интеллектуальным капиталом, который рассматривается через взаимосвязь человеческой, структурной и клиентской составляющей, в том числе и для поддержки и развития взаимодействия с заинтересованными лицами.

Клиентский капитал - один из основных элементов интеллектуального капитала вуза, определяющий его стратегию развития, востребованность и финансовую устойчивость. Если раньше преимущественно ставился акцент на развитие человеческого капитала - сотрудники вуза, то сейчас требуется обратить внимание также и на клиентский капитал, и в первую очередь на инструменты и методы по привлечению, удержанию и расширению прямо или косвенно заинтересованных в деятельности вуза групп лиц, а именно абитуриентов, обучающихся, предприятий, образовательных организаций и др.

В 2023 году первокурсниками стали более 1,2 млн человек. По программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2022/23 учебном году учились 4,1 млн человек. Наблюдавшееся ранее сокращение их численности сменилось ростом: +2,1% относительно 2021/22 учебного года. Сфера инженерного дела, технологий и технических наук является одним из наиболее востребованных направлений подготовки в российских вузах: в 2022 гг. на эти специальности приходилось 28,6% общего выпуска [2]. Эффективность технических вузов в настоящее время во многом зависит от того, насколько полноценно они осуществляют управление клиентским капиталом.

Результаты проведённого анализа трудов отечественных и зарубежных авторов отражают разнообразие подходов исследовательского сообщества к определению структурных компонентов интеллектуального капитала вузов [4, 5, 6]. Несмотря на различия в характеристиках отдельных элементов интеллектуального капитала, исследователи сходятся во мнении о высокой ценности клиентского капитала - устойчивые связи вуза с различными группами представителей внешней среды [4].

Клиентский капитал вуза ассоциируется у многих только с обучающимися, которым предоставляют образовательные услуги, однако в таком виде клиентский капитал вуза уже не представляется долгое время, так как современный вуз является частью экономической системы [7]. На основе этого были выявлены ключевые элементы клиентского капитала технического вуза (Таблица 1).

Таблица 1 - Элементы клиентского капитала технического вуза (составлено автором)

Клиентский капитал вуза
Абитуриенты (студенты-поступающие) и заинтересованные лица (родители, опекуны и др.)
Обучающиеся, лица, которые приобретают образовательные услуги вуза и вносят вклад в достижение его целей (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура)
Выпускники, потенциальные партнеры, способствующие поддержанию связи с рынком
Предприятия, партнеры/спонсоры, принимающие активное участие в деятельности вуза, выступающие в роли заказчиков НИР, НИОКР, консалтинговых и других услуг
Общеобразовательные учреждения и средние специальные учебные заведения (ссуз): обучающиеся, учителя, администрация.
Государство и общество: министерства и агентства, ответственные за регулирование образования, финансирование и поддержку развития вуза; граждане, профессиональные сообщества и организации, взаимодействующие с вузом через общественные проекты, мероприятия и инициативы
Иные (другие образовательные организации, СМИ, кадровые агентства и т.д.)

Все ключевые элементы клиентского капитала оказывают большое влияние на функционирование вуза, однако пока не найдены наиболее эффективные механизмы взаимодействия между ними, что делает вопрос управления клиентским капиталом важной задачей для современных вузов.

Целью настоящего исследования является обоснование наличия у каждой из типовых моделей вузов своего ключевого элемента клиентского капитала, который должен учитываться при трансформации к выбранной целевой модели, а также соответствовать стратегическим целям вуза и требованиям системы менеджмента знаний.

Научная новизна исследования заключается в уточнении структуры клиентского капитала технического вуза, которая отражает возникновение новых функциональных направлений деятельности, таких как экспертно-аналитическая и НИОКР, а также в выявлении взаимосвязи между целью вуза, моделью вуза, целями системы управления знаниями и ключевым элементом клиентского капитала.

Авторская гипотеза связана с предположением, что целенаправленное управление развитием ключевых элементов клиентского капитала вуза повысит результативность его трансформации к целевой модели.

Методология исследования предполагает анализ трудов отечественных ученых, посвященные изучению интеллектуального капитала вуза, в частности взаимосвязи модели вуза и его клиентского капитала. В ходе работы применялись следующие методы: статистическая обработка данных, сравнение и обобщение, логико-структурный анализ.

Основная часть

В рамках реализации стратегии развития происходит трансформация вуза к целевой модели. На текущей момент актуальна классификация моделей вуза по поколениям, от «Университет 1.0» до «Университет 4.0», так как она отражает эволюцию вузов в ответ на меняющиеся социально-экономические условия и технологические достижения [8]. Учёт значимости клиентского капитала в формировании целевой модели вуза может способствовать повышению результативности инновационной деятельности вуза и укреплению его позиций в научно-образовательной сфере.

При анализе стратегий развития технических вузов России было выявлено то, что ориентиром для вузов является наращивание целенаправленного вклада в достижение национальных целей Российской Федерации. Их целевые модели, отражённые в стратегических ориентирах развития по направлениям деятельности, в значительной степени определены основными установками и показателями программы «Приоритет-2030» [9]. Также по итогам анализа было установлено, что на данный момент активно происходит процесс трансформации моделей современных вузов к модели «Университет 3.0» [8].

Рассмотрим основные аспекты роли клиентского капитала в достижении целевой модели вуза.

1. Расширение направлений деятельности вуза. Партнерство с промышленными предприятиями и другими организациями способствует развитию совместных научно-исследовательских и инновационных проектов, что повышает научный потенциал вуза. Взаимодействие с различными клиентскими группами позволяет вузу разрабатывать и предлагать новые товары и услуги.

2. Влияние на формирование репутации вуза. Успешное взаимодействие с элементами клиентского капитала укрепляет положительное общественное мнение о вузе и формирует лояльность к его деятельности. Активное сотрудничество с внешними партнерами положительно влияет на позиционирование вуза в национальных и международных рейтингах.

3. Укрепление связей с внешним миром. Устойчивые связи с бизнесом способствуют коммерциализации научных достижений, внедрению инноваций и развитию стартапов на базе вуза. Сотрудничество с работодателями позволяет организовывать стажировки, практики и совместные проекты для студентов, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Связи с местными сообществами и организациями помогают вузу решать социальные проблемы, участвовать в региональных проектах и инициативах.

4. Развитие инфраструктуры вуза. Взаимодействие с элементами клиентского капитала способствуют модернизации и расширению инфраструктуры вуза, включая различные цифровые площадки, лаборатории, исследовательские центры, образовательные платформы и др.

Трансформация вуза к целевой модели требует не только внедрения нового бизнес-процесса - менеджмента знаниями, но и создания полноценной системы управления знаниями, так как только она способна поддерживать такие новые функциональные направления деятельности технических вузов, как опытно-конструкторские работы, экспертно-аналитическую деятельность и др.

Эволюция моделей вузов от «Университет 1.0» до «Университет 4.0» демонстрирует наращивание сложных взаимосвязанных задач управления знаниями. С целью поддержки трансформационных процессов системе управления знаниями необходимо адаптироваться, внедряя инновационные технологии и подходы для соответствия новым требованиям и вызовам, становится более открытой системой по отношению к внешнему миру с каждой последующей моделью вуза [10].

На рис. 2 представлены модели вузов с основными бизнес-процессами, которые необходимо поддерживать системе управления знаниями при реализации модели вуза «Университет 1.0», «Университет 2.0» и «Университет 3.0» [11].

Рисунок 2. Схемы моделей вузов (составлено автором)

В модели «Университет 1.0» глобальной целью вуза является привлечение талантливых абитуриентов и обучение студентов фундаментальным знаниям и базовым навыкам, необходимым для трудоустройства, в связи с этим ключевыми элементами клиентского капитала являются «абитуриенты» и «обучающиеся». Основное внимание уделяется информационной поддержке абитуриентов и созданию условий для их успешного поступления, а также академической поддержке и воспитанию студентов в ходе обучения. Менеджмент знаний в данной модели фокусируется в первую очередь на поддержке образовательного процесса, на передаче знаний.

В модели «Университет 2.0» образовательная деятельность дополняется научно-исследовательской, в которой участвуют внешние специалисты из разных научных сообществ и выпускники вуза, что способствует дальнейшему развитию взаимодействия вуза с абитуриентами и обучающимися. Например, в образовательный процесс встраивают исследовательские проекты, которые улучшают профессиональные навыки и исследовательские компетенции обучающихся. Цель менеджмента знаний заключается в содействии реализации междисциплинарных исследований, создании условий для сотрудничества между различными структурными подразделами.

В модели «Университет 3.0» приоритетным направлениям деятельности является коммерциализация инновационной деятельности. Предприятия являются ключевым элементом клиентского капитала при формировании модели «Университет 3.0». Однако вузы с моделью 1.0 и 2.0 могут также взаимодействовать с этим элементом клиентского капитала, так как он предоставляет возможность для трудоустройства выпускников, партнёрства в области стажировок, практик и исследовательских проектов. Успешные связи с работодателями могут повысить рейтинг вуза и привлечь больше студентов. Но именно в модели «Университет 3.0» взаимодействие государства, индустрии и вуза выходит на новый уровень [12]. Здесь сотрудничество уже не желаемый вектор развития для различных отраслей страны, а очевидная необходимость для подготовки кадров под актуальные роли и бизнес-задачи, для реализации масштабных инновационных проектов, которые способствуют экономическому и технологическому прогрессу. Взаимодействовать с будущими инженерами предприятия начинают уже в школах. У школьников выстраивается траектория непрерывного образования, из которой появляется лояльность к будущему месту работы.

После того как вуз выстроит прочные взаимоотношения с отдельными предприятиями необходимо сменить на фокус потребности отрасли государства, и начать отлаживать основные процессы взаимодействия в этом направление. Участие вуза в общественных и культурных инициативах могут быть важными аспектами его имиджа и востребованности.

В условиях экономики знаний от выпускников требуется не только быть высококвалифицированным специалистом, но и владеть рядом ключевых качеств и навыков, которые позволяют им успешно интегрироваться в общество и решать его проблемы, поэтому абитуриенты выбирают вузы исходя из их моделей.

Цель менеджмента знаний в модели «Университет 3.0» заключается в обмене знаниями между вузом и индустрией путем развития партнерских отношений.

Модель «Университета 4.0» представляет собой современный подход к организации высшего образования, которое является элементом предпринимательской экосистемы страны [13, 14]. Цель вуза заключается в формировании новых рынков при использовании передовых технологий, инновационных методов обучения и активном взаимодействии с внешней средой. На текущий момент виденье модели является условной в связи с тем, что информационные технологии активно развиваются, а большинство вузов находятся на предыдущих моделях. Менеджмент знаний в модели вуза «Университет 4.0» включает передовые цифровые технологии такие как, искусственный интеллект, анализ больших данных, цифровой след и другие, с целью создания гибкости коммуникаций между основными участниками взаимодействия, чей результат направлен на решение вызовов современной промышленности.

Выводы

Таким образом, проведенные исследования позволили выявить взаимосвязь между целью вуза, моделью вуза, целями системы управления знаниями и ключевым элементом клиентского капитала. Данная гипотеза может быть использована при управлении клиентским капиталом не только образовательных учреждений, но и любых организаций независимо от их сферы деятельности.


Источники:

1. Власова В.В., Гохберг Л.М. и др. Наука. Технологии. Инновации: 2024. / Ккраткий статистический сборник. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 104 c.
2. Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Образование в цифрах: 2023. / Краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 132 c.
3. Штыхно Д.А. Анализ данных о сотрудничестве вуза с бизнесом. Сайт рейтинговой группы RAEX. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/files/presentation/Штыхно.pdf (дата обращения: 18.06.2024).
4. Мальцева А.А., Ободец Р.В. Аналитический обзор современных подходов к структурированию интеллектуального капитала университета. Core.ac.uk. [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/187134435.pdf (дата обращения: 20.06.2024).
5. Толстикова Е.А. Интеллектуальный капитал университета: подходы к структурированию и классификации ключевых элементов // Экономические системы. – 2020. – № 4. – c. 136-149.
6. Андрейчиков А.В., Исаенко Ю.С. Понятие и структура интеллектуального капитала высшего учебного заведения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2010. – № 2()17). – c. 112-116.
7. Ломоносов А.В. Оценка стоимости студенческого клиентского капитала вуза // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 6. – c. 110-115.
8. Окоракова А.А. Клиентский капитал как фактор достижения целевой модели технического вуза // Управление и инновационное развитие предприятия: новые подходы и актуальные исследования – УИРП-2024: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2024. – c. 418-423.
9. Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Приоритет-2030. [Электронный ресурс]. URL: https://priority2030.ru (дата обращения: 15.04.2024).
10. Фадеев А.С., Змеев О.А., Газизов Т.Т. Модель университета 4.0 // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – № 2(30). – c. 172-178. – doi: 10.23951/2307-6127-2020-2-172-178.
11. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н., Смирнова Е.А., Никонова О.Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. – 2022. – № 6. – c. 27-47. – doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47.
12. Бойко Е.А., Пикалова А.А. Стратегическое взаимодействие вуза с индустриальными партнерами // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 4(48). – c. 51-58. – doi: 10.54509/22203036_2022_4_51.
13. Титов С.В. Основные положения и перспективы развития концепции «университет 4.0» // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 6-2(84). – c. 66-70. – doi: 10.23670/IRJ.2019.84.6.040.
14. Кузнецов Е.Б., Энговатова А.А. «Университеты 4.0»: точки роста экономики знаний в России // Инновации. – 2016. – № 5(211). – c. 3-9.

Страница обновлена: 25.09.2024 в 20:02:19