Творческая энергия как механизм реализации интеллектуального капитала специалиста
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (2), Февраль 2007
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959307
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
На протяжении многовековой истории исследования труда человеческий капитал чаще всего оценивался с позиций уровня квалификационных характеристик работника, которые были необходимы для того, чтобы дать экономическую оценку трудовым ресурсам предприятий. В те времена, когда основными считались материальные и финансовые затраты на производство продукции, такая интегральная оценка трудовых ресурсов была оправданной. В настоящее же время, когда экономика переживает бурный рост влияния интеллектуальной составляющей трудовой деятельности, этого становится явно недостаточно. Необходимо найти новые подходы к оценке человеческого капитала.
Ключевые слова: творческая энергия, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, интеллектуально-креативные ресурсы, оценка человеческого капитала
На протяжении многовековой истории исследования труда человеческий капитал чаще всего оценивался с позиций уровня квалификационных характеристик работника, которые были необходимы для того, чтобы дать экономическую оценку трудовым ресурсам предприятий. В те времена, когда основными считались материальные и финансовые затраты на производство продукции, такая интегральная оценка трудовых ресурсов была оправданной. В настоящее же время, когда экономика переживает бурный рост влияния интеллектуальной составляющей трудовой деятельности, этого становится явно недостаточно. Необходимо найти новые подходы к оценке человеческого капитала.
Человек, являясь биосоциальным объектом, обладает не просто способностью совершать запрограммированные природой инстинктивные действия, направленные на самосохранение и продолжение рода (как это имеет место в животном мире), а созидательными действиями увеличивать свои «незначительные» природные данные (не только физические, но и интеллектуальные). Это достигается целенаправленной трансформацией различных видов энергий окружающего мира в энергии предметного мира. Целью этих преобразований как раз и является обеспечение условий, повышающих физическую и духовную жизнестойкость человека в среде его обитания.
То есть человек объективно владеет природной способностью совершать творчески направленные действия, которые он использует во благо себя и окружающих его людей. Однако все его творческие шаги дифференцированы, то есть разбиваются на отдельные элементы, использование которых в различных сочетаниях дает то многообразие трудовой деятельности, которое позволяет человеку удовлетворять его многочисленные и разносторонние потребности.
Человек как высокоорганизованный «биологический механизм» может быть уподоблен идеальной технической системе. Согласно теории творчества (которую более известна как теория решения изобретательских задач ‑ ТРИЗ [1, 2]) любая техническая система, всегда стремящаяся к идеальной, состоит из четырех элементов – рабочего органа, трансмиссии, двигателя и органа управления. Человека можно рассматривать как большую биотехническую систему, состоящую из аналогичных элементов.
Человеческим ресурсом (ЧР) рационально считать сумму его индивидуальных биофизических (мускульных), психофизиологических и интеллектуальных способностей. При этом его физические способности определяются совокупностью таких элементов как рабочий орган, трансмиссия и двигатель, а интеллектуальные ‑ выполняют управленческую роль всей системы, на которые «возмущающее воздействие» оказывает его личностные психофизиологические особенности. При таком подходе становится очевидным, что человек, обладая достаточно ограниченными природными физическими возможностями, имеет практически неограниченные интеллектуальные возможности, использование которых позволяет ему за счет природной творческой энергии задействовать, необходимые ему виды энергии. Это-то, несмотря на недостаточную развитость его физических возможностей, и позволило ему выжить на Земле как биовиду и продолжать свой род на протяжении многих тысячелетий.
Как показывает наш исторический опыт, в начале в течение многих веков человек с помощью технических средств наращивал свой недостающий физический капитал, что определяло и характер эволюции смены экономических систем (от аграрной до постиндустриальной). И только практически в середине, а точнее в последней четверти двадцатого столетия человек сумел резко повысить технические возможности наращивания своих интеллектуальных возможностей. Поэтому сегодня любая производственная система стала рассматриваться как социально-техническая [3]. Можно утверждать, что именно креативная (творческая, созидательная) сторона формирования цивилизации оказывала главное влияние на всю историю технического, экономического и социального развития человечества.
Это подтверждается и результатами исследований, проведенных в последние годы. Периоды, которые рядом ученых названы аграрным и индустриальным (Первая и Вторая волны перемен по Э. и Х. Тоффлерам), решали, главным образом, задачи наращивания возможностей физической составляющей человеческого капитала (потенциала). «Символ Первой волны – мотыга, Второй – конвейер, Третьей – компьютер» [4]. Все «волны» технических, экономических и социальных преобразований в организации (как и в обществе в целом) зависят:
во-первых, от уровня интеллектуально-творческого потенциала личности;
во-вторых, от принятой системы управления интеллектуально-творческими возможностями по преобразованию интеллектуального капитала (потенциала) личности в интеллектуальный ресурс организации;
в-третьих, от уровня «интеллектуализации» средств производства и орудий труда, или интеллектуально-технической вооруженности организации.
Последняя составная часть отражает, какую именно составляющую деятельности человека (физическую или интеллектуальную) и в какой степени способны усилить (или даже заменить) использующиеся технические средства.
Основной задачей современных предприятий является организация максимального использования творческой энергии своих специалистов, которые, обладая личным, т.е. собственным интеллектуальным капиталом, являющимся приобретенной ранее, или аккумулированной творческой энергией, должны «отдать» его, переведя в «собственный интеллектуальный капитал организации».
Это возможно реализовать только через систему управления корпоративной творческой энергией фирмы, объединяющей в себе социальные, интеллектуальные, психологические, технические и другие механизмы и системы управления достижениями заданных экономических результатов организации.
Известно, что современные предприятия все в большей степени характеризуются тем, что становятся предприятиями с преимущественным развитием своих интеллектуально-креативных ресурсов, которые обеспечивают основную долю получаемой прибыли. Так, по данным [5, 6] в конструкции и технологии производства широко известной жестяной банки для пива 80% интеллектуального капитала фирм-производителей, в современном автомобиле ‑ 70% и т.д.
То есть производство изделий может характеризоваться тем, что в одном случае при его функционировании материальные ресурсы превалируют над интеллектуальными, в других случаях – наоборот. Поэтому становятся понятными утверждения [5, 6, 7 и др.] о том, что балансовый отчет часто отражает не более 15-20% реальной ценности современных компаний. Необходима разработка новой системы оценки и учета издержек, а также управления затратами на предприятиях, работающих в новых условиях «интеллектуальной», а точнее «креативной» экономики.
Для решения поставленной задачи, прежде всего, необходимо найти социально-экономический механизм преобразования интеллектуального капитала, принадлежащего сотрудникам («несобственного капитала фирмы») – ИКС ‑ в интеллектуальные ресурсы (капитал) организации («собственный капитал фирмы») ‑ ИРО, под которым следует понимать совокупность интеллектуальных средства организации, мобилизованных для достижения конкретных для текущего периода экономических результатов. Однако возникает вопрос: «Каков механизм формирования ИРО, которые, объединяясь с материально-финансовыми и рыночными активами, образуют конкурентно-рыночный ресурс организации?».
Так как ИКС – это аккумулированная творческая энергия субъекта, владеющего интеллектуальным капиталом, (который может никогда не стать интеллектуальным ресурсом фирмы!) необходимо использовать систему управления корпоративной творческой энергией организации. Структурно указанная энергия включает в себя элементы креативного возбуждения психофизиологических, социальных, организационных, экономических и других видов потребностей (творческих энергий) субъектов – носителей интеллектуального капитала (знаний и умений), которые в результате этих воздействий, должны «добровольно», с максимальной отдачей проявить свой интеллектуальный потенциал в виде его преобразования (генерирования) в интеллектуально-креативную энергию. Это единственно возможный процесс использования интеллектуального («внутреннего») капитала специалистов в целях воплощения реальных («внешних») бизнес-процессов организации.
Но прежде, чем начать процесс управления корпоративной творческой энергией фирмы, необходимо четко знать характеристики управляемых объектов, в роли которых выступают специалисты, участвующие в реализации того или иного бизнес-проекта. То есть перед современной организацией стоит задача преобразования биологически и социально обусловленного интеллектуально-креативного потенциала сотрудника во вполне осязаемую его творческую энергию, которая воплотится в требуемые, экономически значимые инновационные изменения изделий, товаров или услуг за конкурентоспособное время.
В настоящее время, по мнению ряда авторов [8 и др.] эта задача решается с помощью структурного капитала, или инфраструктурных активов организации – своеобразной кристаллической решетки, обеспечивающей единство работающих в ней людей и процессов. Но эффективность функционирования принятой структуры определяется только по рыночным результатам деятельности организации, которые могут быть как более, так и менее эффективными. Поэтому чрезвычайно важным вопросом становится контролируемость процесса управления структурным капиталом организации. Этого можно достичь с помощью оценки творческой энергии всех специалистов предприятия или фирмы.
Как известно [9], творческая энергия специалистов оценивается через коэффициент их творческой энергии kt, определяемый как отношение предложенных им приращений, или изменений, вкладываемых в изделие (∆N) и за определенное время ∆t. На базе данного допущения разрабатываются и синтезируются, так называемые, тест-задачи, позволяющие оценить творческую энергию работающего или принимаемого на работу специалиста. На основании этого разрабатываются интеллектуально-креативные карты на каждого работника организации, которые отражают уровень творческой энергии конкретного специалиста, т.е. насколько быстро и с какой степенью инновационности он способен выполнять возложенные на него функции.
Как справедливо отмечают авторы работы [6]: «В новой экономике нет ограничений скорости. Скорость – это все. Необходимость обновления – это то, что применимо к каждому подразделению компании, это касается всех и каждого, это касается любой сферы деятельности, это происходит в режиме нон-стоп».
Обладая сведениями о творческой энергии всех занятых в реализации бизнес-процесса специалистов, можно дать ожидаемую комплексную экономическую оценку его выполнения, зависящую от уровня творческого проявления интеллектуального потенциала каждым из его исполнителей. Аналогично может быть экономически аттестован и структурный капитал организации.
Источники:
2. Иванов Г.И. Формула творчества, или как научиться изобретать. – М.: Просвещение, 1994.
3. Смолл. М. Как добиться успеха /в кн. Миллиард за идею. – Мн.: Парадокс, 1998.
4. Тоффлер Э., Тоффлер Х.. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны. – Новосибирск: «Сибирская молодежная инициатива», 1996 г.
5. Intellectual capital. The New Wealth of Organizations by Thomas A. Stewart. New York. Doubleday. 1997. (Т. Стюарт. Богатство от ума: Деловой бестселлер. / Пер. с англ. В.А. Ноздриной. – Мн.: Парадокс, 1998. – 352 с.
6. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – С.-Пб.: Стокгольмская школа экономики экономики в С.-Петербурге, 2001.
7. Эдвинсон Л., Мелоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании. /Новая постиндустриальная волна на Западе – под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
8. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковалик – СПб.: Питер, 2001
9. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. – М.: ИД «МЕЛАП», 2000.
Страница обновлена: 21.08.2024 в 10:12:02