Интеграция образования, науки и производства

Заварзин В.И., Гоев А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Заварзин В.И., Гоев А.И. Интеграция образования, науки и производства // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 4. – С. 48-56.

Аннотация:
Интеграция образования, науки и производства – это совместное использование потенциала образовательных, научных и производственных организаций во взаимных интересах. В первую очередь, в областях подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также проведения совместных научных исследований, внедрения научных разработок и т.д. Данные интеграционные процессы охватывают широкий спектр различных направлений деятельности и проявляются в самых разнообразных формах.

Ключевые слова: интеграция науки и образования, производство, образование, комплекс наука, эффективность произ



Интеграция образования, науки и производства (ИнОНП) ‑ это совместное использование потенциала образовательных, научных и производственных организаций во взаимных интересах. В первую очередь, в областях подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также проведения совместных научных исследований, внедрения научных разработок и т.д. Данные интеграционные процессы охватывают широкий спектр различных направлений деятельности и проявляются в самых разнообразных формах.

Бурное развитие средств коммуникации придает информации уникальное положение в обществе. Она стала оказывать непосредственное влияние на все сферы хозяйственной и духовной деятельности человека, превратилась в интернациональное средство взаимодействия и взаимовлияния государств, отраслей, фирм и даже отдельных специалистов. Возник высокий уровень взаимодействия между наукой, образованием и производством, так как носителями информации здесь часто выступают одни и те же лица ‑ специалисты, использующие единую информационную среду. Интеграционные процессы между рассматриваемыми видами деятельности, во-первых, экономичны и эффективны, во-вторых, ускоряют научно-технический прогресс, в-третьих, позволяют рационально использовать интеллектуальный потенциал науки и высшей школы не только отдельной страны, но и мирового сообщества в целом. Обобщение, анализ и использование этого опыта может принести огромные выгоды всем участникам этого процесса.

Интеграция обучения, науки и производства предусматривает их органическое соединение в деле подготовки студента по избранной специальности в вузе. Эффект от такого соединения существенно зависит от формы его реализации, причем открытое пространство образования строится в виде системы формальных и неформальных отношений, предоставляющих обучающемуся (независимо от его национальной или государственной принадлежности) единые возможности для профессионального роста и последующей деятельности в соответствии с полученной подготовкой.

Направления ИнОНП имеют многочисленные формы реализации:

‑ учебно-научно-производственные комплексы;

‑ системы "завод-втуз" или "физтех.;

‑ филиалы и базовые кафедры;

‑ научно-учебные и инженерные центры;

‑ системы целевой интенсивной (индивидуальной) подготовки студентов (ЦИПС);

‑ технопарки и технополисы (ТП);

‑ творческие коллективы специалистов и студентов и т.д..

Каждая из этих форм, в свою очередь, имеет свои особенности в различных условиях и конкретных образовательных учреждениях. В тоже время, каждой форме присущи общие черты, которые и легли в основу их определения.

Время предъявляет новые требования к выпускникам высшей школы. Их профессиональная квалификация во все возрастающей мере определяется научной базой их подготовки, способностью адаптироваться к меняющимся хозяйственным условиям, постоянным пополнением и творческим использованием своих знаний. Современный специалист должен уметь согласовывать свои цели, задачи и действия с целями, задачами и действиями других людей. Во многих жизненных и производственных ситуациях советы и рекомендации, полученные во время обучения в вузе, не "срабатывают", а зачастую и становятся вредными: молодой специалист использует их, не понимая сути конкретной ситуации. Система образования, а профессиональное образование в особенности, неразрывно связаны с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует.

В условиях быстрого социально-политического и экономического обновления нашего общества особую актуальность приобретает проблема резкого повышения эффективности производства, для чего нужны подготовленные кадры. Традиционным источником пополнения квалифицированными кадрами промышленности является высшая школа. Связующим звеном между вузом и промышленностью выступает студенческая производственная практика, которая проводится 2-3 раза за период учебы. Достижение этой цели в техническом вузе в значительной мере определяется уровнем ИнОНП, разносторонней формой которой в технических вузах являются учебно-научно-производственные комплексы. Их функционирование реализуется через договорную форму сотрудничества подразделений вуза, НИИ, КБ, предприятия, обеспечивая эффективную подготовку (переподготовку, повышение квалификации) кадров и проведение научно-исследовательских работ. Данная форма взаимодействия ИнОНП присуща практически любой форме обучения.

Филиалы и базовые кафедры на предприятиях и в научных учреждениях являются наиболее распространенной формой интеграции высшей школы с наукой и производством в нашей стране. Филиалы кафедр создаются для более эффективного использования научно-исследовательской и лабораторной базы предприятий (НИИ) в учебном процессе, а также для подготовки специалистов по новым направлениям, по которым в вузе отсутствует учебно-лабораторная база. Кроме того, данная форма ИнОНП развивает связи преподавателей вуза и специалистов предприятий в области научных исследований.

Для решения фундаментальных научно-технических проблем, сокращения сроков внедрения научных идей в производство и подготовки научно-инженерных кадров с целевым уклоном по соответствующей тематике создаются научно-учебные центры (НУЦ).

Инженерные центры (ИЦ) создаются для решения задач, связанных с разработкой новых систем машин и технологий, внедрением их в производство, подготовки (переподготовки, повышении квалификации) кадров, для сопровождения новой техники и технологий. В состав ИЦ входят академические и отраслевые НИИ, КБ и вузы. Для разработки и внедрения широкомасштабных и высокоэффективных видов техники, технологий и материалов новых поколений, современной подготовки кадров создаются межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), в состав которых входят НИИ РАН, отраслевые НИИ, университеты и вузы.

Творческие коллективы преподавателей и студентов относятся к внутривузовской форме интеграции. Вовлечение студентов в научную, инженерную и коммерческую деятельность под управлением старших коллег, благотворно влияет на развитие творческих способностей будущих специалистов, сказывается на повышении качества подготовки.

Целевая интенсивная подготовка ‑ это система, включающая отбор студентов в соответствии с их наклонностями, интенсивное развитие выявленных наклонностей и целевое использование, подготовленных специалистов. ЦИПС осуществляется на договорной основе между вузами и предприятиями. При обучении предусматривается глубокое изучение фундаментальных и специальных дисциплин. В некоторых вузах предусматривается практическая деятельность студентов на предприятиях по профилю избранной специальности.

Финансовые трудности предприятий и вузов приводят часто к такому положению вещей, что студентам прибывающим на практику приходится показывать оборудование и цеха предприятий, находящиеся на консервации. Предприятия часто требуют оплату за предоставление базы практики, в то время как вузы не получают финансирование на этот вид учебного процесса.

Казалось бы в более выгодном положении находится система "завод-втуз". Система "завод-втуз" ‑ это интеграция высшего технического учебного заведения с крупными предприятиями [I]. Важнейшим принципом организации учебного процесса здесь является соединение обучения и воспитания студентов с их производительным трудом на базовом предприятии в рамках инженерно-производственной практики. Причем обучение проводится как по дневной форме так и по вечерней, со всеми вытекающими отсюда недостатками. Предприятие раньше брало на себя все расходы по стипендиальному обеспечению студентов, предоставляло учебные помещения и лабораторное оборудование. В настоящее время базовые предприятия уменьшают заказ на подготовку специалистов, отказываются выплачивать стипендии студентам, финансировать эксплуатацию зданий и развитие материально-технической базы учебных заведений.

Интересной формой реализации ИнОНП является "система физико-технического института" (система физтех), впервые совместно реализованная Ленинградским политехническим институтом и академическим Физико-техническим институтом в 20-х ‑ 30-х годах [2]. Ныне система "физтех" реализуется МФТИ, Новосибирским государственным университетом и Московским институтом радиотехники, электроники и автоматики.

На первых курсах студенты обучаются по обычным программам и в обычных условиях с углубленным изучением дисциплин физико-математического цикла в сочетании с общетехнической подготовкой. Профилирующая подготовка студентов старших курсов этих вузов осуществляется на базе академических НИИ, КБ и наукоемких производств. В результате на втором этапе образовательного цикла происходит активное привлечение к учебному процессу предприятий-потребителей выпускников, для чего на предприятиях и создавались базовые кафедры, укомплектованные исключительно специалистами базового предприятия. По существу эта система является развитием и модификацией для научной сферы "русского метода" подготовки инженеров, который был предложен и впервые применен в МВТУ в XIX веке. Множество базовых предприятий и трудности, которые испытывают наукоемкие предприятия в переходный период с финансами и кадрами, с одной стороны, а также отсутствие современной нормативно-правовой основы, с другой, - сдерживают развитие этой эффективной формы реализации взаимодействия образования, науки и производства.

Относительно новой и достаточно редкой формой ИнОНП в России являются технопарки (также часто используются термины в соответствии с направлением деятельности: "научный парк", "технологический парк", "научно-технологический парк" и т.д.) и технополисы.

Данная форма ИнОНП представляет собой объединенную вокруг научного центра (университета, крупного вуза) научно-производственную, учебную и социокультурную зону обеспечения непрерывного инновационного цикла, практического использования научно-технических достижений, коммерциализации результатов НИР и НИОКР. На начальном этапе объединения, как правило, эта форма реализуется в виде "научного парка", а через некоторое время (2-3 года), когда появятся результаты научно-технических разработок и возникнет необходимость привлекать современное наукоемкое производство, такой парк становится "научно-технологическим парком". Технопарки имеют широкое распространение в Великобритании, США.

Технополисы ‑ это технопарки крупного, иногда международного масштаба, получившие широкое распространение в Японии. Они носят многоцелевой характер. Благодаря им резко ускоряется внедрение новых технологий, а фундаментальная наука из-за интенсивной обратной связи получает дополнительные стимулы. Повышается качество образования, создается новая социокультурная среда в регионе.

Несмотря на прогрессивность интеграции обучения, науки и производства, доказанную длительным опытом развития и функционирования в вузах нашей страны и за рубежом, существующие в России формы интеграции испытывают острый кризис. Развал индустриального комплекса привел к невостребованности значительной массы специалистов в наукоемких областях. Отсутствие сколь-нибудь существенного оборонного государственного заказа привело к значительному перепрофилированию базовых предприятий оборонного профиля. Это, в свою очередь, требует изменения профиля подготавливаемых специалистов. Для их подготовки по новым направлениям науки и техники требуется соответствующая учебно-лабораторная база, нужны финансы. А, учитывая то, что промышленные предприятия, НИИ, КБ вынуждены бороться за собственную выживаемость, то они практически полностью отказались финансировать совместные учебные проекты, структуры, резко сократили заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов. В этих условиях базовые кафедры, филиалы кафедр, учебно-научно-производственные комплексы, научные и инженерные центры, технопарки существуют либо за счет коммерческих проектов, либо за счет вузов, у которых и так не хватает средств.

Глубокая интеграция университета с крупными предприятиями осуществлена в рамках факультетов при промышленных предприятиях МГТУ им. Н.Э. Баумана [3,4]. Эта форма ИнОНП имеет хорошие перспективы преодоления кризиса в наукоемких отраслях [5]. Интеграция охватывает все стороны деятельности вуза. Важнейшим принципом организации учебного процесса здесь является органическое соединение обучения и воспитания студентов с профессиональным становлением на базовых предприятиях в рамках непрерывной научно-производственной практики, которая еженедельно проводится с первого по шестой курсы на базовом предприятии.

Программа практики предусматривает последовательную схему смены рабочих мест и инженерно-технических должностей, что позволяет целенаправленно формировать комплекс качеств высококвалифицированного специалиста. Непрерывный цикл научно-производственной практики позволяет [6], не снижая уровня образования в области фундаментальных и общетехнических наук, усилить практическую подготовку и существенно сократить, а для некоторой категории студентов, исключить период социальной и профессиональной адаптации молодого специалиста.

Лучшие штатные преподаватели и преподаватели-совместители из числа специалистов базового предприятия читают проблемные лекции, проводят семинары-дискуссии, деловые игры. Система охватывает и реализует различные формы ИнОНП, которые могут отдельно развиваться в вузах, в частности, творческие коллективы, ЦИПС, НУЦ, ИЦ, филиалы кафедр вуза на предприятии и предприятия в вузе и т.д.

Наличие конкретного и одного предприятия для факультета, а также вузовского финансирования учебного процесса и выплаты стипендии студентам выгодно отличает данную форму взаимодействия вуза и фирм от "заводо-втузовской" и "физтеховской" систем, что и является современным развитием "русского метода" подготовки инженеров. Конечно, эта система не должна оставаться неизменной и не реагирующей на изменения внешней среды. Поэтому должны быть выработаны методологические основы, модели, описывающие соответствующую форму ИнОНП, которые позволили бы приобрести свойство адаптивности, в известной мере, "автоматически" подстраиваться под меняющиеся внешние условия. Основной путь реализации этой цели ‑ совершенствование организации и управления системы образования в рамках факультета при базовом предприятии.


Источники:

1. Хохлов Н.Г., Осипов К.А., Шмидт В.О. Система "Завод-втуз" (учебно-. воспитательный процесс, эффективность, развитие): Обзор, информ. - М.: НИИВШ.1997. - 44с.
2. Сигов А. С. Подготовка специалистов в техническом университете в рамках модели "Вуз - базовая кафедра - базовое предприятие". / Труды международной конференции "Проблемы реализации многоуровневой системы образования. Наука в вузах". М.: Изд-во Российского университета дружбы народов. 1999. С. 144-153.
3. Заварзин В.И. Подготовка инженеров - оптиков на отраслевом факультете // Вестник МГТУ. Сер. Приборостроение. 2000. № З.С. 124-127.
4. Целевая подготовка специалистов на факультетах при предприятиях -заказчиках / В.Н. Герди, А.А. Дорофеев, В.И. Заварзин, С.С. Юдачев. // Полет. 2000. Спец. выпуск - МГТУ имени Н.Э. Баумана -170 лет. С. 67-70.
5. Заварзин В.И. Высшая техническая школа России в динамике современных экономических преобразований // Технике -технологические инновации в социокультурной динамике России. Материалы Ш Энгельмейровских чтений. Под общей ред. Н.Г. Багдасарьян. - М. Изд.-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 1999. С. 107-116.
6. Заварзин В.И. Непрерывная научно - производственная практика. // Всероссийская научно-практическая конференция "Стратегия развития университетского технического образования в России". Москва, 23-24 ноября 2000 г.: Тезисы докладов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2000. С.93,94.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:59:57