Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 32
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (16), Апрель 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9950090
Цитирований: 32 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В настоящее время эпоха индустриального развития в развитых странах в основном завершилась. Она сменяется эпохой инновационного развития, когда главную роль играют знания, наукоемкие технологии и новые разработки. В развитых странах создаются национальные инновационные системы, цель которых построение экономики, основанной на инновациях.
Ключевые слова: инновационная экономика, инновационное развитие, креативность, креативная экономика, национальная инновационная система, креативный менеджмент, креативное мышление
В настоящее время эпоха индустриального развития в развитых странах в основном завершилась. Она сменяется эпохой инновационного развития, когда главную роль играют знания, наукоемкие технологии и новые разработки. В развитых странах создаются национальные инновационные системы, цель которых ‑ построение экономики, основанной на инновациях.
Развитые зарубежные страны переходят в стадию инновационного развития, когда инновационные процессы пронизывают все сферы общества: экономику, социальную сферу, политику, образование, науку, технику, производство, бизнес и др.
В настоящее время считается, что экономика стран (и общество в целом) в своем развитии проходят шесть стадий (эпох), которые определяются главными отраслями, ресурсами и товарами, предрешающими экономический рост. Этими стадиями являются [1, 2]:
В широком смысле инновации – это все виды нововведений, повышающие эффективность социально-экономических процессов во всех областях и на всех уровня общества: в экономике, политике, социальной сфере, науке, технике, искусстве, образовании и др.
В более узком смысле инновации ‑ это создаваемые и осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, товары и услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товаров и услуг на рынок [3].
По уровню новизны инновации делятся на [4]:
1. Базисные (радикальные) – реализуют открытия и изобретения, открывающие новые направления развития науки, техники, технологии, продукции и др.
2. Крупные – реализуют изобретения, которые формируют новые поколения техники, технологии, продукции в рамках известного направления.
3. Средние – создают новые модели объектов в рамках существующих поколений.
4. Мелкие – улучшают отдельные показатели объектов.
5. Организационно-технические мероприятия – направлены на улучшение качества и снижения затрат на производство продукции.
Наиболее важной задачей для экономики является разработка базисных и крупных идей, обеспечивающих опережающее и прорывное развитие страны, регионов, отраслей, производственных предприятий, продукции и технологий.
Под инновационным развитием мы будем понимать развитие, основанное на инновациях первого и второго уровней.
Объектами инновационного развития являются экономика, политика, социальная сфера страны, ее регионы, отрасли, предприятия, продукция, услуги, технологии, образование, бизнес, культура, искусство и все общество в целом.
В основе инноваций первого и второго уровней должны лежать изобретения. Как отмечал М. Тринг: «творческую сущность изобретения составляет новый конструктивный принцип, который не может быть получен из известных идей путем логического вывода» [5].
Такие инновации должны обладать следующими характеристиками [6]:
Креативный менеджмент должен быть направлен на всемерное раскрытие творческих способностей людей [6–8]. Тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей.
Под креативным менеджментом мы будем понимать управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для создания новых, конкурентоспособных идей на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности.
Целью креативного менеджмента является генерация новых идей и поиск новых решений для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне ее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и др. целевыми аудиториями).
Креативный в переводе с английского означает творческий, созидательный. Согласно словарю Вебстера «креативность – это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность – это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области [7].
Креативность не тождественна интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Она предполагает способность к синтезу и созданию нового. Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства.
Креативность является основной предпосылкой для создания инноваций. Инновациями становятся реализованные на практике новые (креативные) идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования.
Креативность всегда являлась основным источником развития общества.
Креативность в обществе зависит от исторической ситуации. Если в древности и средние века креативность проявлялась в основном в искусстве, то, начиная со второй половины 17 в. и до первой половины ХIX в., она проявлялась, в основном, в науке и искусстве. Со второй половины XIX в. ‑ в науке и технике, а с середины XX в. она проявляется в первую очередь в технике и экономике.
В настоящее время креативность в развитых странах становится постоянной практикой и основным источником конкурентного преимущества. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом.
Креативность имеет следующие основные формы:
‑ научную (открытия);
‑ техническую (изобретения);
‑ экономическую (предпринимательство);
‑ художественную (искусство);
‑ социальную (отношения с людьми);
‑ политическую (государственное управление).
Источниками креативности являются творческие люди и организации.
Основой креативности является креативное мышление, которое мы определим, как способность с помощью синтеза (комбинации) разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект.
Как установили физиологи, многие особенности творческого мышления и поведения людей определяются разными функциями и уровнями развития двух полушарий головного мозга человека [8, 9].
Если левое полушарие отвечает в основном за последовательные процессы: анализ, логические рассуждения, выводы, планирование, вычисления, способности к точным наукам, кратковременную память и речь. То правое – за непрерывные, параллельные процессы, а именно: за чувства, эмоции, синтез, озарения, долговременную память, способности к языкам и искусству.
Таким образом, левое полушарие человека является в основном аналитическим и логическим, а правое – синтетическим и креативным. В искусстве большую роль играет синтез, в науке – анализ.
Согласно этому люди делятся на два основных типа по стилю их мышления или когнитивным различиям [8].
Первый тип с левополушарным мышлением предпочитает аналитический, последовательный, логический подход к решению проблемы.
Второй тип с правополушарным мышлением предпочитает интуитивный, ценностно-ориентированный, нелинейный подход.
Таким образом, есть две формы мышления.
Логическое мышление получает новые результаты за счет логических выводов и причинно-следственных связей.
Креативное – за счет синтеза разнородных элементов. Именно креативное мышление в основном определяет развитие общества.
Многие авторы творческий процесс представляют как последовательность следующих этапов [6, 8]:
а) дивергентную, когда формулируются различные варианты решения проблемы;
б) конвергентную, когда проводится анализ и выбирается лучшее решение.
В творческом процессе участвуют оба полушария, реализуя творческий цикл «сбор информации – анализ ‑ синтез». При этом левое полушарие в основном работает осознанно, а правое – неосознанно. Результатами работы левого полушария являются анализ и выводы, а правого – синтез и озарение.
Окончание следует
Источники:
2. Журавлев В.А. Креативность и инновационное развитие общества // Гуманитарноэкономический вестник, №, 2007.
3. Закон Республики Беларусь "Об основах Государственной научно-технической политики".
4. Кандауров Н.Н., и др. Инновационный менеджмент. Мн.: Современные знания, 2006.
5. М. Тринг, Э. Лейтуэйт. Как изобретать? М., Мир, 1980.
6. Дантон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. М., 2006.
7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.,2005.
8. Креативное мышление в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
9. Белецкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджера: Учеб. пособие.- Мн.: Новое знание, 2001.
Страница обновлена: 22.11.2024 в 23:27:01