Мотивация формирования человеческого капитала на примере проблемы рождаемости
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (19), Июль 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394896
Аннотация:
Как представляется автору, в исследованиях человеческого капитала в настоящее время слишком слабое внимание уделяется факторам мотивации его формирования и использования. А ведь без наличия внутренних или внешних по отношению к экономическому агенту побуждений не возможен не только сам процесс накопления человеческого капитала, но и теряется возможность его рационального использования.
Ключевые слова: человеческий капитал, воспроизводство человеческого капитала, использование человеческого капитала, рождаемость
Как представляется автору, в исследованиях человеческого капитала в настоящее время слишком слабое внимание уделяется факторам мотивации его формирования и использования. А ведь без наличия внутренних или внешних по отношению к экономическому агенту побуждений не возможен не только сам процесс накопления человеческого капитала, но и теряется возможность его рационального использования.
Анализ данного утверждения мы попытаемся провести в рамках государственных мероприятий «по стабилизации численности населения страны». Национальный проект «Здоровье» начал реализовываться в 2006 году. Одной из его задач является увеличение рождаемости. Система мероприятий, запланированных в начале реализации проекта, опиралась на материальное стимулирование рождения детей и повышение количества предоставляемых медицинских услуг [5, с. 5-43].
Действительно в 2007 году был зафиксирован рост рождаемости в России [9]. Однако, обращаясь к данным официальной статистики можно увидеть, что даже во времена отсутствия национального проекта в 2002-2003 гг. был зафиксирован значительный рост рождаемости, сопоставимый с ростом 2007 года. Данный рост мог быть связан с двумя основными причинами: во-первых – это «отложенное» в момент кризиса 1998 года рождение детей; во-вторых – рост населения в детородном возрасте, связанный с увеличением рождаемости в 80-х гг. Исходя из этого, можно утверждать, что и наблюдающийся рост рождаемости в 2007 году и начале 2008 года нельзя признать в полной мере результатом нацпроектов.
Какие же мероприятия в области повышения уровня рождаемости следует осуществлять в дальнейшем, чтобы наметившиеся положительные сдвиги в этой области были бы закреплены и развиты?
Основными ограничивающими рождение факторами являются гипотетические или реальные уровни «жертв», которые необходимо будет понести родителям при появлении ребенка. В целом, наиболее важные из них сводятся к следующим:
К сожалению, рамки данной статьи не дают возможности подробно изложить ход проведенного нами анализа отдельных факторов ограничивающих рождаемость в России [2]. Поэтому остановимся лишь на той системе мероприятий, которые позволят рассчитывать на увеличение количества новорожденных.
Несмотря на то, что ключевыми проблемами, ограничивающими деторождение в России, остаются низкие уровни доходов населения (особенно социально незащищенных его слоев), а также жилищный вопрос, на наш взгляд, решение этих проблем в ближайшем будущем ограничено чрезвычайно высокими издержками. Вместе с тем, некоторые менее затратные мероприятия, требующие изменения скорее институциональной среды, пересмотра отношения к проблемам, нежели значительных финансовых инвестиций, могли бы достаточно быстро содействовать росту рождаемости и уменьшить негативное влияние краеугольных факторов. Итак, рассмотрим три области возможных мероприятий по повышению рождаемости в России.
1. В области снижения издержек достижения результата требуются следующие группы мероприятий.
а) Обеспечение доступности и качества предоставляемых услуг системы здравоохранения в связанных с проблемой рождаемости сферах (женские консультации, родильные дома, детские медицинские учреждения). Качественная работа врачей и сестер в сопряжении с отсутствием очередей на предоставление услуг является одной из важнейших компонент снижения отрицательных мнений по поводу деторождения.
б) Обеспечение развитой системы детских дошкольных учреждений и института сиделок с детьми. Подобная система в значительной мере снижает объемы усилий родителей по уходу и воспитанию детей и позволяет использовать их для реализации прочих целевых функций.
в) Обеспечение прозрачности системы социальной защиты семей с детьми и упрощение процедур получения подобной защиты.
г) Создание инфраструктуры для свободного перемещения родителей с детьми. Данная работа и совмещение ее с созданием подобной инфраструктуры для инвалидов безусловно целесообразна, и, помимо прямых результатов, создает прекрасную наглядную агитацию отношения государства к рассматриваемой проблеме.
2. В области снижения уровня издержек нестабильности целесообразны следующие направления действий.
а) Развитие работы по информационному обеспечению женщин, планирующих, (ожидающих) рождения ребенка, а так же матерей. Женщина должна не искать информацию, а скорее выбирать интересующие ее сведения из всего потока информационного обеспечения. Реализация данного направления может происходить в виде развития курсов будущих родителей, в т.ч. и в системах среднего и высшего профессионального образования, расширения сети консультационных центров, создания информационных сайтов на федеральном, региональном и местных уровнях, тиражирования информационных буклетов и вручение их каждой роженице и т.д.
б) Построение просветительской работы с отцами об их значении в семье и воспитании детей. Основные возможные мероприятия здесь могут быть связаны с воспитательной работой в образовательных учреждениях, развитием социальной рекламы, психологических тренингов и пр.
в) Повышение требований к работникам органов социальной защиты и других учреждений в плане оперативности, объемов и качества предоставляемой женщинам информации, а так же доброжелательности в отношениях с обратившимися гражданами.
г) Регулярное освещение в средствах массовой информации реальных результатов и проблем реализации государственных проектов в области рождаемости. В данном случае нужно обеспечить максимальную достоверность информации, что бы у населения не возникало падения доверия к государственным органам.
д) Изменение системы пенсионного обеспечения. Основной задачей здесь является придание матери уверенности в том, что уровень пенсионного обеспечения не пострадает в результате рождения ребенка. Идеология пенсионного страхования должна заключаться в приравнивании работы в коммерческих организациях к работе в домашнем хозяйстве.
3. В области снижения уровней значимости в преследовании альтернативных интересов потенциальных и реальных родителей необходимо осуществление мероприятий по следующим направлениям.
а) Обеспечение возможности трудоустройства женщин, воспитывающих малолетних детей. Для матерей выходящих из отпуска по уходу за ребенком этого можно достичь, например, путем введения отрицательного подоходного налога для матерей, когда работодатель в течение некоторого времени, достаточного для реабилитации женщины в качестве работника будет получать определенный уровень компенсации от государства. Для матерей, предпочитающих совмещение воспитания ребенка с работой целесообразно расширять сферу неполной занятости, гибких графиков работы. Здесь необходим пересмотр отношения к неполной занятости в государственных учреждениях. Создав возможности гибких форм трудоустройства женщин в этой сфере, государство способно создать конкуренцию на рынке труда за таких работников, что позволит активизировать работу в данном направлении и в сфере частного бизнеса. Эта мера в большей степени должна быть адресована женщинам старших возрастов, чтобы снизить у них ограничения, накладываемые рождением ребенка, на их профессиональный рост.
б) Развитие системы образования матерей в период ухода за ребенком или перед выходом их на рынок труда. Развитие образовательной системы позволит матерям реализовать потребности в самореализации и будет способствовать дальнейшему включению их в рынок труда.
в) Пропаганда семейных ценностей и создание общественного мнения в пользу деторождения. Данное направление мероприятий по увеличению рождаемости является крайне важным, так как в результате этого появляется возможность постепенно изменить систему ценностей большинства членов общества, увеличивая относительную значимость семьи и детей среди других интересов человека. При этом следует отметить, что весь комплекс предлагаемых выше мероприятий, позволяет резко повысить эффективность этой работы. Реально чувствуя собственную значимость для общества и будучи окруженной вниманием к себе, мать с ребенком является лучшей рекламой семейных ценностей. Своим примером она способна подтолкнуть к должному поведению других женщин. Данное направление мероприятий по повышению рождаемости особенно эффективно в отношении женщин наиболее молодых детородных возрастов, так как в связи с отсутствием жестко сформированных личностных установок среди них доминируют реально пропагандируемые обществом ценности (в явном или неявном виде).
г) Медицинское сопровождение беременности и родов, а также реабилитационные мероприятия после рождения ребенка. Исходя из демографической ситуации и ценностных ориентаций женщин, для увеличения рождаемости среди старших детородных возрастов необходимо уделить наиболее пристальное внимание обеспечению женских консультаций и родильных домов специалистами в области «поздних» родов, а также применению соответствующих технологий и оборудования. Помимо этого, целесообразно создание системы реабилитации здоровья женщин после родов.
Как следует из представленного анализа проблемы рождаемости, пути ее решения во многом находятся вне области ортодоксальных экономических проблем. Экономика данного вопроса должна учитывать не только соотношение материальных издержек и выгод, но и весь комплекс компромиссов между множественными интересами человека. Экономический вопрос выбора альтернативны в условиях имеющихся ограничений, в данном контексте, становится гораздо шире и представляет собой проблему балансирования между издержками и выгодами, среди которых, на каждой чаше весов помимо материальной составляющей имеются и другие элементы, образующие в совокупности то, что называют удовлетворенностью человека от жизни.
Понятно, что в каждой из рассмотренных областей намечены лишь общие направления действий и необходима детальная проработка методики их проведения. С чисто экономической точки зрения, для снижения объемов расходования средств при проведении многих из изложенных мероприятий, государство может воспользоваться не только бюджетными деньгами, но и средствами, привлеченными из сферы бизнеса, осуществляя проекты софинансирования. Кроме того, различия в социальном статусе потенциальных рожениц, системе их ценностей позволяет утверждать, что каждая из них имеет собственные приоритеты в тех факторах, изменение которых позволяли бы ей реально рассматривать вопрос о рождении ребенка. Исходя из этого, всеохватность мерами содействия рождаемости предполагает не возможность любой женщины пользоваться всем спектром этих мер, а право пользования именно теми, которые наиболее востребованы лично ею. Таким образом, помощь женщине во многих аспектах должна быть адресной, но «содержимое конвертов» должно выбирать не государство, а она сама.
И последнее. Вопросы мотивации государственного аппарата к реализации национальных проектов в области демографии выходят за рамки данной статьи. Хотя с экономической точки зрения они, видимо, имеют не меньший интерес. Здесь лишь отметим, что залогом реализации предлагаемых выше мероприятий со стороны государственного аппарата являются политическая воля к решению проблемы рождаемости, повышение ответственности государственных чиновников и служащих, искоренение в рассмотренных выше сферах взаимного укрывательства и коррупции.
Источники:
2. Бодрова В. В. Отношение к занятости женщин в период перехода к рыночной экономике // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены / ВЦИОМ. – М., 1998. – № 1. – С. 35-38.
3. Вовк Е. Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение (данные общероссийского опроса) // Социальная реальность. – 2007. – № 1. – С. 20-26
4. Демографический ежегодник России. 2007: Стат. сб. / Росстат. – M., 2007. – 551 c. – ISBN 978-5-89476-228-9
5. Елизаров В.В. Политика экономической поддержки семей с детьми: проблемы реализации и пути совершенствования// Демографическое развитие России: проблемы и перспективы. Мат. науч. конф. «Ломоносовские чтения 2007». – М.: МАКС Пресс, 2007.
6. Федеральная служба государственной статистики. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.gks.ru
7. Чекмарев О.П. Теоретические основы концепции личных издержек. – СПб.: Изд. Политех. Ун-та, 2008 – С. 126-133 - 184с. – ISBN 5-7422-1744-7
8. Чекмарев О.П. Экономические институты России: влияние фактора мотивации. – СПб.: МИЭП, Лики России, 2003. – С. 65-71 184 с. – ISBN 5-87417-204-1
9. Щербакова Е. В 2007 году родилось 1602 тысячи россиян – максимальное число за период после 1991 года // Демоскоп Weekly. – 2008. – № 323-324. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2008/0323/barom03.php. – Загл. с экрана
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:31:36