Частная норма отдачи и экстерналии образования в экономике России
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (24), Декабрь 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11765430
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Существующие оценки отдачи образования, как правило, не принимают в расчёт его влияние на получение прямых выгод в потреблении, его денежную и неденежную отдачу в досуге и домашнем производстве, или вклад образовательной политики в социальную сплочённость. Поэтому, оценки нормы отдачи образования должны рассматриваться как их нижняя граница социальных выгод, которые были получены от инвестиций в человеческий капитал.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, инвестиции в человеческий капитал, норма отдачи образования, отдача на человеческий капитал
Существующие оценки отдачи образования, как правило, не принимают в расчёт его влияние на получение прямых выгод в потреблении, его денежную и неденежную отдачу в досуге и домашнем производстве, или вклад образовательной политики в социальную сплочённость. Поэтому, оценки нормы отдачи образования должны рассматриваться как их нижняя граница социальных выгод, которые были получены от инвестиций в человеческий капитал. [2, с.5]
Поскольку макроэкономические оценки включают в себя все индуцированные внешние выгоды, а микроэкономические оценки – только часть таких выгод, которые могут быть следствием прямых индивидуальных инвестиций в собственный человеческий капитал, разница между этими двумя оценками может быть интерпретирована как мера величины экстерналий, возникающих благодаря человеческому капиталу. По мнению А. де ла Фуэнте и А. Чикконе, большая часть правдоподобных источников таких экстерналий являются результатом связи между человеческим капиталом и темпами технических инноваций, а также косвенного влияния образования на производительность труда и занятость посредством воздействия на качество социальных институтов, что может быть рассмотрено как компонента социального капитала. [2, с.5]
В некоторых теоретических моделях предполагается также, что накопление человеческого капитала может увеличивать его экстерналии, так как некоторые выгоды от более образованной рабочей силы будут «утекать» от неё и генерировать выгоды, которые не могут быть присвоены теми, кто осуществил соответствующие инвестиции в человеческий капитал, в форме более высоких заработков и прочих доходов, из-за расширяющегося клина между соответствующими частными и социальными нормами отдачи. [2, с.26]
Например, Р. Лукас (1988) предположил, что рост среднего запаса человеческого капитала в экономике в целом увеличивает производительность на уровне фирм, даже если собственный запас человеческого капитала в экономике фирм остаётся постоянным. Также обычно предполагается, что влияние человеческого капитала посредством функции технического прогресса включает большую компоненту экстерналий, поскольку очень трудно частным образом присвоить полную экономическую ценность новой идеи. [2, с.26]
При сравнении микро- и макро- оценок отдачи образования возникают некоторые проблемы, так как они могут отличаться друг от друга даже при отсутствии эстерналий.
Во-первых, имеются статистические проблемы, связанные с пропуском релевантных переменных в регрессионных уравнениях, ошибками в измерении количества лет обучения и наличии обратной причинно-следственной связи от доходов к спросу на образование, которые могут вызывать появление двух наборов оценок с различной степенью разброса.
Во-вторых, нужно иметь в виду, что микро- и макро- оценки измеряют разные явления. Даже если оба набора коэффициентов действительно отражают предельную производительность образования, микроэкономические оценки говорят нам, что случится с заработками индивида, если его уровень образования растёт, при прочих равных условиях, то есть при постоянстве цен и среднего уровня образования занятого в экономике населения. Макроэкономическая же оценка схватывает влияние изменения агрегированного среднего уровня образования на производительность труда (и уровень доходов) при постоянстве агрегированного запаса физического капитала. [2, с. 14]
В-третьих, возможно, что шкала заработной платы в данной стране не точно отражает предельную производительность труда из-за искажений, вносимых институтами рынка труда. Например, в статье большой группы авторов, по результатам расчёта стандартного уравнения Дж. Минцера на основе данных ОЗПП, экономическая отдача высшего образования составила в России всего около 82% (по сравнению со средним общим образованием). [4, с.68]
В обществах с высокой антипатией к неравенству, коллективные переговоры о заработной плате ведут к относительно плоской шкале заработной платы («сжатию зарплат»), что приводит к тому, что частная отдача образования падает ниже его вклада в производительность. [2, с. 14]
В идеале социальная норма отдачи образования должна отражать полностью как затраты всех ресурсов, израсходованных на образование, частные и общественные, так и все выгоды от образования, как частные, так и общественные. [2, с. 20]
Попытаемся проверить наличие статистических связей между переменными на основе статистических данных о заработной плате и «доходов от предпринимательской деятельности, от собственности и прочих доходов (включая скрытую заработную плату)» в расчёте на одного работника, занятого в экономике регионов России, величине фондовооружённости труда в регионах, и среднем уровне образования, и других статистических данных за период 2002-2006 гг. Все расчёты проводились с использованием статистического пакета SPSS.
В данной статье, в качестве независимых переменных, использовался тот же набор переменных, что и в вышеуказанной статье автора [1]. Для учёта различий в масштабах экономики регионов России при расчёте регрессионных уравнений использовалась «взвешенная» регрессия. В качестве «весов», отражающих различия в уровнях экономического развития и масштабов экономики регионов, использовалась переменная «среднемесячные доходы» населения регионов России. В расчётах, как и предыдущей статье, используется производственная функция (1) с использованием фиктивных переменных, характеризующих особенности российских регионов [1]. Экспоненциальная зависимость доходов от величины неосязаемого человеческого капитала использовалась Р. Холлом и Ч. Джонсом [3].
(1)
Соответствующее уравнение регрессии имеет вид:
(2)
В таблице 1 приведены результаты расчёта коэффициентов «взвешенной» регрессии по формуле (2) с использованием в качестве зависимой переменной «среднемесячной заработной платы» работников, занятых в экономике регионов России. Коэффициенты детерминации уравнений довольно велики, они колеблются от 0,77 до 0,88.
Наиболее сильная и статистически значимая связь заработной платы обнаружилась с переменной «фондовооружённость труда» одного занятого в экономике регионов. Коэффициент (B) (стандартизованный) варьируется от 1,1 в 2000-м году до 0,492 в 2006-м году, обнаруживая явную тенденцию к снижению. Таким образом, на один процент роста фондовооружённости труда среднемесячная заработная плата одного занятого в экономике регионов росла на 0,5-1,1%. Коэффициент (Beta) (стандартизованный), характеризующий вклад данной независимой переменной в объяснённую вариацию зависимой переменной, варьируется от 79% в 2000-м году до 63% в 2006-м году, также несколько снижаясь к концу рассматриваемого периода.
Связь со второй независимой переменной (уровнем образования занятого населения) также статистически значима для большинства лет рассматриваемого периода, коэффициент (B) (не стандартизованный), частная норма отдачи образования, обнаруживает тенденцию к росту: он вырос с 19% в 2002-м году до 24,3% в 2006-м году, причём росла во времени и статистическая значимость этого коэффициента. Вклад данной независимой переменной в объяснённую вариацию среднемесячной заработной платы одного занятого в экономике регионов России также несколько вырос со временем: с 31,5% в 2001-м году до 35,9% в 2005-м.
Таблица 1
Взаимосвязь среднемесячной заработной платы одного занятого в экономике регионов России с фондовооружённостью труда и уровнем образования занятого населения в 2000-2006 гг.
Показатели
регрессии |
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Константа lnA
Станд. ошибка T – стат. значимость |
2,212***
(1,144) 1,933*** 0,057 |
0,486
(1,158) 0,420 0,676 |
2,437**
(1,210) 2,015 0,048 |
1,580
(1,113) 1,419 0,160 |
1,659
(1,351) 1,228 0,223 |
2,023***
(1,164) 1,739 0,086 |
2,896*
(0,993) 2,916 0,005 |
Коэф. (B)
Станд. ошибка Коэф. (Beta) T – стат. значимость |
1,100*
(0,071) 0,794* 15,440 0,000 |
0,779*
(0,048) 0,757* 16,194 0,000 |
0,572*
(0,051) 0,661* 11,188 0,000 |
0,707*
(0,044) 0,720* 16,098 0,000 |
0,665*
(0,046) 0,685* 14,549 0,000 |
0,589*
(0,039) 0,665* 15,246 0,000 |
0,492*
(0,038) 0,631* 13,131 0,000 |
Коэф. (B)
Станд. ошибка Коэф. (Beta) T – стат. значимость |
-0,053
(0,089) -0,090 -0,589 0,558 |
0,237**
(0,095) 0,315** 2,496 0,015 |
0,191***
(0,098) 0,268*** 1,944 0,056 |
0,206**
(0,092) 0,265** 2,230 0,029 |
0,231**
(0,114) 0,297** 2,035 0,045 |
0,251*
(0,093) 0,327* 2,696 0,009 |
0,243*
(0,082) 0,359* 2,949 0,004 |
Коэф. а1 (B)
Станд. ошибка Коэф. а1 Beta T – стат. значимость |
0,520*
(0,140) 0,578* 3,715 0,000 |
0,199
(0,125) 0,200 1,583 0,118 |
0,256**
(0,122) 0,290** 2,097 0,040 |
0,135
(0,100) 0,155 1,348 0,182 |
0,140
(0,119) 0,166 1,179 0,242 |
0,122
(0,106) 0,139 1,154 0,252 |
0,091
(0,102) 0,103 0,896 0,373 |
Коэф. А2 (B)
Станд. ошибка Коэф. А2 (Beta) T – стат. значимость |
-0,022
(0,053) -0,022 -0,414 0,680 |
0,040
(0,049) 0,039 0,828 0,410 |
0,023
(0,058) 0,024 0,397 0,693 |
0,001
(0,042) 0,001 0,033 0,974 |
-0,003
(0,041) -0,003 -0,068 0,946 |
-0,015
(0,041) -0,016 -0,372 0,711 |
0,001
(0,043) 0,001 0,024 0,981 |
Коэф. А3 (B)
Станд. ошибка Коэф. А3 (Beta) T – стат. значимость |
0,173
(0,110) 0,081 1,564 0,122 |
0,318*
(0,095) 0,152* 3,357 0,001 |
0,352*
(0,119) 0,175* 2,947 0,004 |
0,567*
(0,089) 0,127* 3,016 0,004 |
0,241*
(0,090) 0,115* 2,677 0,009 |
0,208**
(0,084) 0,104** 2,472 0,016 |
0,244**
(0,095) 0,110** 2,556 0,013 |
Коэф. детерминации
F P – уровень Количество регионов |
0,828
70,360 0,000 79 |
0,860
89,972 0,000 79 |
0,772
49,458 0,000 79 |
0,883
108,357 0,000 78 |
0,877
104,035 0,000 79 |
0,881
108,389 0,000 79 |
0,874
101,653 0,000 79 |
Если рассматривать особенности структуры доходов в России, то заработная плата составляет только около 40% всех доходов населения регионов, сам уровень заработной платы обнаруживает относительно слабую статистическую связь с уровнем образования занятых в экономике регионов. Следовательно, можно предположить, что статистически значимую и сильную положительную связь уровня доходов занятых со средним уровнем образования, описанной в предыдущей статье автора, можно объяснить наличием значительной положительной связи с уровнем образования занятых доходов от предпринимательской деятельности, доходов от собственности и прочих доходов (включая скрытую заработную плату) [1].
В таблице 2 представлены результаты расчёта регрессионных уравнений, где в качестве зависимой используется переменная «доходы от предпринимательской деятельности, от собственности и прочие доходы (включая скрытую заработную плату)» в расчёте на одного работника, занятого в экономике регионов России. Наиболее сильная и статистически значимая связь данной зависимой переменной наблюдается со средним уровнем образования работников, занятым в экономике регионов, особенно в последние годы рассматриваемого периода. Можно заметить наличие явной тенденции к росту коэффициента (B) (не стандартизованный) с 0,332 в 2000-м году до 0,608 в 2006-м, и (Beta) (стандартизованный) с 0,287 до 0,567 за соответствующий период. Данный факт можно попытаться объяснить ростом влияния уровня образования работников на формирование доходов предпринимателей, доходов от собственности и прочих доходов в экономике регионов России. Одновременно снижался коэффициент (B) с 0,696 в 2000-м до 0,221 2006-м и (Beta) с 32,8% до 20,7% соответственно, что, по-видимому, показывает уменьшение вклада переменной «фондовооружённость» в формирование и вариацию по регионам данной зависимой переменной.
Таблица 2
Взаимосвязь доходов от предпринимательской деятельности, от собственности и прочих доходов (включая скрытую зарплату) в расчёте на одного занятого с фондовооружённостью труда и уровнем образования одного занятого в экономике регионов России.
Показатели
регрессии |
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Константа ln А
Станд.ошибка T – статистика P – уровень |
-0,571
(1,914) -0,298 0,766 |
0,446
(2,142) 0,208 0,836 |
-0,874
(2,135) -0,409 0,683 |
1,463
(2,388) 0,612 0,542 |
-1,612
(3,046) -0,529 0,598 |
-4,735***
(2,673) -1,771 0,080 |
-0,253
(1,806) -0,140 0,889 |
Коэф. (B)
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P – уровень |
0,696*
(0,117) 0,328* 5,932 0,000 |
0,226*
(0,086) 0,180* 2,626 0,010 |
0,205**
(0,081) 0,157** 2,521 0,014 |
0,279*
(0,090) 0,187* 3,092 0,003 |
0,137
(0,095) 0,091 1,438 0,154 |
0,505*
(0,105) 0,363* 4,826 0,000 |
0,221*
(0,067) 0,207* 3,279 0,002 |
Коэф. (B)
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P – уровень |
0,332**
(0,154) 0,287** 2,150 0,035 |
0,469*
(0,177) 0,392* 2,647 0,010 |
0,590*
(0,173) 0,430* 3,406 0,001 |
0,391***
(0,202) 0,258*** 1,939 0,056 |
0,716*
(0,257) 0,458* 2,784 0,007 |
0,734*
(0,216) 0,490* 3,391 0,001 |
0,608*
(0,151) 0,567* 4,016 0,000 |
Коэф. а1 (B)
Станд.ошибка Коэф. а1 (Beta) T – статистика P – уровень |
1,172*
(0,244) 0,664* 4,803 0,000 |
0,820*
(0,237) 0,522* 3,467 0,001 |
0,880*
(0,216) 0,520* 4,085 0,000 |
1,137*
(0,219) 0,674* 5,202 0,000 |
0,827*
(0,270) 0,491* 3,063 0,003 |
0,548**
(0,246) 0,321** 2,227 0,029 |
0,449**
(0,188) 0,324** 2,388 0,019 |
Коэф. А2 (B)
Станд.ошибка Коэф. А2 (Beta) T – статистика P – уровень |
0,236**
(0,095) 0,115** 2,479 0,015 |
0,227**
(0,095) 0,141** 2,392 0,019 |
0,335*
(0,103) 0,183* 3,260 0,002 |
0,365*
(0,093) 0,196* 3,939 0,000 |
0,355*
(0,094) 0,190* 3,770 0,000 |
0,333*
(0,100) 0,179 3,335 0,001 |
0,342*
(0,076) 0,232* 4,504 0,000 |
Коэф. А3 (B)
Станд.ошибка Коэф. А3 (Beta) T – статистика P - уровень |
-0,131
(0,177) -0,042 -0,741 0,461 |
0,295***
(0,158) 0,124*** 1,865 0,066 |
0,112
(0,171) 0,041 0,652 0,516 |
0,073
(0,164) 0,025 0,445 0,657 |
0,036
(0,172) 0,012 0,207 0,837 |
-0,026
(0,172) -0,012 -0,152 0,880 |
-0,116
(0,144) -0,047 -0,805 0,423 |
Коэф. детерминации
F P – уровень Количество регионов |
0,849
91,077 0,000 87 |
0,781
58,588 0,000 88 |
0,780
56,164 0,000 88 |
0,827
78,369 0,000 88 |
0,821
75,403 0,000 88 |
0,810
68,986 0,000 87 |
0,814
70,768 0,000 87 |
Следует отметить, что в первые четыре года данного периода, с 2000-го по 2004-й, наибольший вклад в объяснённую вариацию данной зависимой переменной вносила фиктивная переменная, характеризующая города мегаполисы – Москву и Санкт-Петербург, она давала от 50% до 66% вклада в объяснённую вариацию – стандартизированный коэффициент А1 (Beta). Но данная фиктивная переменная довольно специфична и не характеризует особенности остальных регионов России. Одновременно несколько выросла роль промышленно развитых регионов, включающих города миллионеры, коэффициент А2 (B) вырос с 0,236 в 2000-м до 0,342 в 2006-м, а коэффициент А2 (Beta) вырос, соответственно, с 0,115 до 0,232.
Знаменательно, что отсутствие статистически значимой связи фиктивной переменной, представляющей северные регионы, с прибылью предпринимателей, доходами от собственности и прочими доходами (включая скрытую заработную плату). Последние особенно характерны для малого и среднего бизнеса, а также для лиц свободных профессий. Данный результат можно объяснить тем, что в северных регионах чрезмерно высоки как трансформационные, так и транзакционные издержки, что резко снижает выгоды от ведения в них среднего и малого бизнеса, а также меньше ёмкость рынка и связанные с ней эффекты масштаба производства. В то же время, развитие в них добывающей промышленности крупными компаниями, возможно, сопровождается выведением прибыли из данных регионов в “центры прибыли”, расположенные, как правило, в крупных городах, или даже в других странах.
Можно сделать общий вывод, что уровень образования занятого в экономике регионов населения, также как и фондовооружённость труда, являются важными доходообразующими факторами. Кроме данных главных факторов, статистически значимое влияние на доходы населения оказывают природно-климатические факторы (в северных регионах России) и факторы городской агломерации (в крупных городах). Последние факторы, как уже отмечалось ранее, по мнению ряда известных западных экономистов, связаны с экстерналиями человеческого капитала, с эффектами “расплёскивания” знаний, сетевыми эффектами городского соседства, внутренними и внешними эффектами масштаба производства в городах, что подтверждается проведённым анализом результатов расчёта регрессионных уравнений.
Очевидно, что учёт экономико-географических особенностей регионов России существенно повышает качество подгонки регрессионных уравнений. Например, введение фиктивных переменных, характеризующих особенности «северных» регионов России, а также мегаполисов и регионов с городами-миллионерами, позволяет повысить коэффициент. Использование «взвешенной» регрессии, позволяющей учитывать масштабы экономики регионов, позволило повысить коэффициент детерминации уравнений регрессии до уровня 0,90-0,92.
Мегаполисы характеризуются повышенными доходами от предпринимательской деятельности, от собственности и прочими доходами, которые явно связаны с величиной накопленного физического и человеческого капитала, но практически отсутствует значимая статистическая связь соответствующей фиктивной переменной с уровнем заработной платы занятых в экономике мегаполисов. Причём, если для 2000-го и 2002-го годов слабая статистическая связь данной фиктивной переменной с уровнем оплаты труда ещё обнаруживается, то в 2003-2006-е годы она исчезает. Не обнаруживается также статистически значимой связи переменной «среднемесячная заработная плата» с фиктивной переменной, характеризующей регионы с городами-миллионерами, за все годы рассматриваемого периода. При этом, связь данной фиктивной переменной с доходами и расходами в расчёте на одного занятого явно прослеживается, и она статистически значима для переменной, характеризующей доходы предпринимателей, от собственности и прочие доходы [1].
Можно предположить, что в хорошо населённых регионах с крупными городами и в городах-мегаполисах сформировались конкурентные для работников рынки труда. Если в Москве и Санкт-Петербурге существовал в начале 2000-х годов дефицит труда, то к 2003-му году он исчез, возможно, благодаря ослаблению режима регистрации и массовому притоку мигрантов.
В северных регионах России, особенности которых отражает фиктивная переменная d3, дефицит рабочей силы сохраняется, что показывает положительная и статистически значимая величина коэффициента А3, но постепенно ослабевает к концу рассматриваемого периода. Об этом свидетельствует постепенное снижение коэффициента А3 (B) с 0,354 в 2002-м году до 0,134 в 2005-м году, и коэффициента А3 (Beta) с 0,201 в 2002-м году до 0,072 в 2005-м. (см. табл. 2). Связь же «северной» фиктивной переменной с доходами предпринимателей, от собственности и прочими отсутствует во все годы рассматриваемого периода, что, по-видимому, свидетельствует о неблагоприятных условиях для предпринимательской деятельности в этих регионах из-за тяжёлых климатических условий, плохой транспортной доступности и относительно высокого уровня оплаты труда.
Интересным результатом проведённых расчётов, является довольно слабая статистическая связь между фондовооружённостью труда и доходами предпринимателей, от собственности и прочими доходами (включая скрытую заработную плату) (см. табл. 2). Очевидно, что доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности и прочие определяются, главным образом, величиной неосязаемого человеческого капитала (уровнем образования занятого населения). Кроме человеческого капитала, на доходы предпринимателей влияют уровни концентрации населения в городах-мегаполисах и городах-миллионерах, то есть тот же человеческий капитал, но проявляющийся косвенно, через свои внешние эффекты – экстерналии. В крупных городах наиболее активно идут процессы производства и распространения новых знаний, технологий, инноваций, что очевидно, реализуется в повышенной доходности предпринимательской деятельности. В крупных городах существуют также более благоприятные условия для возникновения внутренней и внешней экономии на масштабах производства.
Можно сделать вывод, что значительную часть экономических выгод от образования работников получают в России работодатели, а не сами собственники человеческого капитала – наёмные работники. Поэтому можно надеяться в будущем более активного участия предпринимателей в финансировании профессионального образования разных уровней, а также повышения уровня оплаты квалифицированных работников.
Источники:
2. de la Fuente. A. and A. Ciccone. Human capital in a global and knowledge-based economy // Report for European Commission, DG for Employment and Social Affairs. - 2002. – May. - P. 5.
3. Hall R. E., Jones Ch. I. Why do some countries produce so much more output per worker than others? NBER Working Paper Series, Working Paper 6564, May 1998; Caselli F, Accounting for Cross – Country Income Differences, CEP Discussion Paper N 667. – 2005. – January.
4. Формирование заработной платы: взгляд сквозь призму профессий. // Вопросы экономики. – 2007. – № 10. – С. 52-74.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 12:11:47