Макроэкономическая оценка социальной нормы отдачи образования
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (13), Январь 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959343
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 12/2007 «кэ») Образование создаёт позитивные экстерналии, то есть даёт выгоды не только владельцам человеческого капитала, но и всем окружающим их людям, в том числе предпринимателям. Действительно, если рассматривать условия в России, то заработная плата здесь составляет менее половины всех доходов населения регионов, а уровень заработной платы в регионах не обнаруживает статистически значимой связи с уровнем образования занятых в их экономике.
Ключевые слова: доходы населения, человеческий капитал, экономика региона, макроэкономика, отдача образования
Окончание. Начало в № 12/2007 «кэ»
Образование создаёт позитивные экстерналии, то есть даёт выгоды не только владельцам человеческого капитала, но и всем окружающим их людям, в том числе предпринимателям.
Действительно, если рассматривать условия в России, то заработная плата здесь составляет менее половины всех доходов населения регионов, а уровень заработной платы в регионах не обнаруживает статистически значимой связи с уровнем образования занятых в их экономике.
Следовательно, статистически значимую положительную связь уровня доходов занятых со средним уровнем их образования можно объяснить только наличием существенной положительной связи уровня образования и прочих доходов: доходов предпринимателей, от собственности и пр. (включая скрытую заработную плату).
Аналогичные явления прослеживаются при анализе данных табл. 2, где представлены результаты расчета аналогичного уравнения регрессии, в котором переменная, характеризующая уровень накопления человеческого капитала в регионе представлена не показателем “средний уровень образования” занятых в экономике региона, а показателем “доля занятых с высшим образованием” в общем числе занятых в экономике региона. Коэффициенты детерминации всех уравнений регрессии довольно высоки и стабильны во времени, они колеблются по годам в пределах от 0,72 до 0,75, то есть вариация переменных уравнений объясняет свыше 72% вариации доходов одного занятого в экономике регионов России.
Таблица 2
Результаты расчёта регрессионного уравнения по формуле (4) на основе статистических данных по регионам России за 2000-2005 гг. (уровень доходов 1 занятого - доля занятых с высшим образованием)
Показатели
регрессии |
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
Константа а
Станд. ошибка |
4,279*
(0,371) |
5,602*
(0,310) |
5,987*
(0,295) |
6,089*
(0,306) |
6,047*
(0,311) |
7,021 *
(0,342) |
Коэф. (Beta)
Станд.ошибка B Станд. ошибка |
0,614*
(0,065) 0,633* (0,067) |
0,526*
(0,062) 0,455* (0,053) |
0,519*
(0,062) 0,403* (0,048) |
0,569*
(0,067) 0,438* (0,052) |
0,581*
(0,063) 0,455* (0,049) |
0,486*
(0,073) 0,335* (0,050) |
Коэф. (Beta)
Станд.ошибка B Станд. ошибка |
0,254*
(0,078) 0,021* (0,006) |
0,181*
(0,070) 0,016* (0,006) |
0,259*
(0,069) 0,020* (0,005) |
0,185*
(0,073) 0,014* (0,005) |
0,213*
(0,068) 0,017* (0,005) |
0,179*
(0,073) 0,013* (0,005) |
Коэф. а1 (север) Beta
Станд. ошибка B Станд. ошибка |
0,298*
(0,067) 0,348* (0,078) |
0,469*
(0,063) 0,543* (0,073) |
0,438*
(0,064) 0,469* (0,068) |
0,272*
(0,069) 0,267* (0,068) |
0,344*
(0,065) 0,366* (0,069) |
0,372*
(0,074) 0,359* (0,071) |
Коэф. А2 (Beta)
Станд. ошибка B Станд.ошибка |
0,188**
(0,077) 0,522** (0,213) |
0,176**
(0,068) 0,484** (0,189) |
0,176**
(0,068) 0,449** (0,175) |
0,321*
(0,072) 0,798* (0,178) |
0,221*
(0,066) 0,559* (0,167) |
0,251*
(0,074) 0,610* (0,181) |
Коэф. А3 (Beta)
Станд. ошибка B Станд. ошибка |
0,130**
(0,057) 0,170** (0,074) |
0,133**
(0,056) 0,172** (0,073) |
0,139**
(0,057) 0,167** (0,068) |
0,184*
(0,059) 0,199* (0,063) |
0,173*
(0,056) 0,197* (0,063) |
0,198*
(0,058) 0,226* (0,067) |
Коэф. детерминации
F P – уровень Количество регионов |
0,745
47,834 0,0000 88 |
0,749
48,913 0,0000 88 |
0,740
46,712 0,0000 88 |
0,734
44,630 0,0000 87 |
0,755
50,606 0,0000 88 |
0,734
44,682 0,0000 87 |
В регрессионном уравнении (6) исключены фиктивные переменные, характеризующие города – мегаполисы и регионы с городами – миллионерами.
(6)
Результаты расчёта параметров данного уравнения регрессии приведены в табл.3.
После исключения фиктивных переменных, характеризующих особенности экономики крупных городов, значения коэффициента существенно возросли, почти в полтора - два раза (см. табл. 2 и 4). При этом значения других коэффициентов изменились не значительно. Значения коэффициентов в табл. 6 колеблются от 0,14 до 0,3 (для Beta) и от 0,18 до 0,33 (для B), в то время, как в табл. 8 они изменяются, соответственно, от 0,27 до 0,38 (для Beta) и от 0,33 до 0,42 (для B), что показывает “размывание” социальной нормы отдачи образования при учёте эффектов городских агломераций. Что особенно интересно, частная норма отдачи образования в России близка к нулю, так как соответствующие коэффициенты в уравнениях регрессии, где используется в качестве зависимой переменной уровни заработной платы занятых в экономике регионов, статистически незначимы.
Результаты расчёта регрессионного уравнения по формуле (5) на основе статистических данных по регионам России за 2000-2005 гг. (уровень образования)
Таблица 3
Показатели
регрессии |
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
Константа а
Станд. ошибка |
1,056
(0,805) |
1,763
(0,912) |
1,404
(0,816) |
2,233**
(0,993) |
3,899*
(1,074) |
2,349**
(1,077) |
Коэф. (Beta)
Станд. ошибка B Станд. ошибка |
0,487*
(0,077) 0,502* (0,079) |
0,449*
(0,067) 0,388* (0,058) |
0,437*
(0,065) 0,339* (0,051) |
0,523*
(0,074) 0,420* (0,060) |
0,526*
(0,074) 0,412* (0,058) |
0,478*
(0,082) 0,329* (0,057) |
Коэф. (Beta)
Станд. ошибка B Станд. ошибка |
0,341*
(0,067) 0,354* (0,069) |
0,292*
(0,061) 0,364* (0,076) |
0,386*
(0,060) 0,429* (0,067) |
0,270*
(0,066) 0,338* (0,083) |
0,304*
(0,065) 0,419* (0,089) |
0,312*
(0,066) 0,399* (0,085) |
Коэф. а1 (север) Beta
Станд. ошибка B Станд. ошибка |
0,258*
(0,072) 0,301* (0,084) |
0,423*
(0,064) 0,490* (0,074) |
0,359*
(0,063) 0,386* (0,068) |
0,303*
(0,071) 0,325* (0,076) |
0,300*
(0,072) 0,319* (0,076) |
0,277*
(0,081) 0,267* (0,078) |
Коэф. детерминации
F P – уровень Количество регионов |
0,677
58,731 0,0000 88 |
0,717
70,963 0,0000 88 |
0,722
72,662 0,0000 88 |
0,672
56,602 0,0000 87 |
0,682
59,948 0,0000 88 |
0,649
51,148 0,00000 87 |
Денежные выгоды от образования, которые представляют положительные и статистически значимые коэффициенты, обнаруживаются в уравнениях регрессии, где в качестве зависимой переменной используются суммарные доходы занятых, включающие, помимо заработной платы, доходы предпринимателей, доходы от собственности, социальные выплаты и прочие доходы (включая скрытую заработную плату). Для проверки данного вывода, рассмотрим результаты расчёта уравнений регрессии, в которых в качестве зависимой переменной используется переменная “доходы предпринимателей, от собственности и прочие доходы (включая скрытую заработную плату)” в расчёте на одного занятого в экономике региона (табл. 4).
Таблица 4
Результаты расчёта регрессионного уравнения по формуле 5 на основе статистических данных по регионам России за 2000-2005 гг. (уровень образования)
Показатели
регрессии |
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
Константа а
Станд.ошибка |
-1,937
(1,885) |
-4,453
(2,347) |
-3,862
(2,612) |
Коэф. (Beta)
Станд.ошибка B Станд.ошибка |
0,365*
(0,106) 0,389* (0,113) |
0,395*
(0,104) 0,535* (0,141) |
0,397*
(0,119) 0,457* (0,138) |
Коэф. (Beta)
Станд.ошибка B Станд.ошибка |
0,366*
(0,095) 0,609* (0,158) |
0,357*
(0,095) 0,748* (0,198) |
0,351*
(0,096) 0,753* (0,207) |
Коэф. а1 (север) Beta
Станд.ошибка B Станд.ошибка |
-0,074
(0,101) -0,106 (0,145) |
-0,285*
(0,099) -0,463* (0,141) |
-0,370*
(0,118) -0,599* (0,190) |
Коэф. детерминации
F P – уровень Количество регионов |
0,328
13,511 0,00000 87 |
0,364
15,454 0,00000 85 |
0,265
9,951 0,00001 87 |
Сразу бросаются в глаза высокие значения коэффициентов , характеризующих социальную норму отдачи образования. Значения коэффициентов в табл. 9 колеблются от 0,35 до 0,36 (для Beta) и от 0,60 до 0,75 (для B), что свидетельствует о высокой степени зависимости доходов предпринимателей и смешанных доходов от уровня образования занятых в экономике регионов России. Социальная норма отдачи образования, в данном контексте, колеблется от 60 до 75 процентов. Зависимость данной группы доходов от фондовооружённости значительно слабее.
Очевидной особенностью северных регионов является, в данном случае, их отрицательное влияние на доходы предпринимателей, доходы от собственности и прочие (смешанные) доходы (включая скрытую заработную плату), характерные для малого и среднего бизнеса, а также для лиц свободных профессий. Такой результат можно объяснить тем, что в северных регионах чрезмерно высоки как трансформационные, так и трансакционные издержки, что резко снижает выгоды от ведения в них среднего и малого предпринимательства. В то же время возможное развитие в них добывающей промышленности крупными компаниями сопровождается выведением прибыли из данных регионов в “центры прибыли”, расположенные, как правило, в крупных городах, или даже в других странах.
Можно сделать вывод, что уровень образования занятых в экономике регионов России, также как и фондовооружённость труда, является доходообразующим фактором. Кроме этих главных факторов, статистически значимое влияние на доходы населения оказывают природно-климатические факторы (в северных регионах России) и факторы городской агломерации (в крупных городах). Последние факторы, по мнению ряда известных западных экономистов, связаны с экстерналиями человеческого капитала, с эффектами “расплёскивания” знаний, сетевыми эффектами городского соседства и эффектами масштаба производства в городах, что подтверждается анализом результатов расчёта регрессионных уравнений.
Величина норм отдачи образования, выгоды от которого реализуются в относительно более высоких доходах населения регионов РФ, согласно проведённым вычислениям, довольно высока - от 18 до 33% (B) (табл. 1), в расчётах которой выделены эффекты городских агломераций – в том числе экстерналии человеческого капитала. И от 35 до 43% (B) (табл. 3), в расчётах которой не выделены эти эффекты, они, по-видимому, увеличивают значения коэффициентов , то есть социальной нормы отдачи образования. В том, что экстерналии человеческого капитала существуют в России, свидетельствуют повышенные нормы отдачи образования, рассчитанные с использованием в качестве зависимой переменной “доходов предпринимателей, от собственности и прочие доходы (включая скрытую заработную плату)”. Действительно, коэффициент в табл. 4 колеблется в интервале от 61 до 75%, что близко к оценкам Г. Дженкинс. Можно сделать вывод, что денежные выгоды от образования получают в России в основном работодатели, а не сами собственники человеческого капитала – наёмные работники. Конечно, нельзя исключать возможность, что значительная, если не подавляющая, часть предпринимателей в России, сами являются образованными людьми и носителями значительного человеческого капитала, и вполне закономерно они получают выгоды от него. Но в целом по стране, личные доходы в виде заработной платы и прочих доходов (включая скрытую заработную плату), в расчёте на одного занятого в экономике регионов РФ, не обнаруживают статистически значимой связи со средним уровнем образования этих занятых, что говорит о крайне низкой частной норме отдачи образования, о чём свидетельствуют данные расчётов этой нормы, сделанные на основе социологических исследований. Поэтому можно достаточно уверенно говорить о наличии в России существенных внешних эффектах образования, при которых выгоды от него реализуются в доходах третьих лиц, не участвующих в производстве человеческого капитала. Но можно надеяться, что в длительном периоде, как и в других странах, будут проявляться эффекты рыночной конкуренции, в том числе и на рынке труда в России, которые приведут к выравниванию частных и социальных норм отдачи образования.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:01:09