Макроэкономическая оценка социальной нормы отдачи образования

Корицкий А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (12), Декабрь 2007

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591964
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
К сожалению, в российской экономической литературе очень редко встречаются работы, в которых исследуются статистические взаимосвязи уровня накопления человеческого капитала и других экономических переменных. Одним из немногих примеров такого рода исследований может служить работа Д. Нестеровой и К. Сабирьяновой. На основе данных социологических опросов с использованием уравнения Дж. Минцера ими была рассчитана норма отдачи профессионального опыта и образования работников государственных, приватизированных и коллективных предприятий. Величина внутренней нормы отдачи образования оказалась невелика – от 1 до 5%, причём статистически значимой она оказалась только для государственных и приватизированных предприятий. Ещё одним примером может служить работа И. Майбурова, в которой рассчитываются частные и общественные нормы отдачи образования в отраслевом разрезе.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, норма отдачи образования



К сожалению, в российской экономической литературе очень редко встречаются работы, в которых исследуются статистические взаимосвязи уровня накопления человеческого капитала и других экономических переменных. Одним из немногих примеров такого рода исследований может служить работа Д. Нестеровой и К. Сабирьяновой. [1] На основе данных социологических опросов с использованием уравнения Дж. Минцера ими была рассчитана норма отдачи профессионального опыта и образования работников государственных, приватизированных и коллективных предприятий. Величина внутренней нормы отдачи образования оказалась невелика – от 1 до 5%, причём статистически значимой она оказалась только для государственных и приватизированных предприятий. Ещё одним примером может служить работа И. Майбурова, в которой рассчитываются частные и общественные нормы отдачи образования в отраслевом разрезе. [2]

Расчёты норм отдачи от образования имеют давнюю историю. Дж. Минцер (1957, 1958, 1962), У. Хансен (1963), и Г. Беккер (1964) проводили их расчёт по годовой пространственной выборке из переписей США по возрасту и срокам обучения. [3]

Г.Беккер рассчитал норму отдачи по выпускникам колледжей на основании данных переписей 1940-го и 1950-го гг. и последующих лет. Его оценки величин норм отдачи составляли 14,5% в 1939 г., 13% в 1949 г., 12,4% в 1956 г. и 14,8% в 1958 г., аналогичные оценки для выпускников высших школ (общей средней школы в российской классификации) составили 16%, 20%, 25% и 28% соответственно. [4]

Дж. Псачаропулос провёл расчёты норм отдачи от образования разных уровней в США за период с 1939 г. по 1982 г. По его данным, для среднего образования она колебалась в этом периоде от 10,7% до 18,2%, для высшего образования от 7,9% до 10,2%. [5] Аналогичные уровни норм отдачи дают результаты исследований многочисленных американских и европейских экономистов.

В последние десять-пятнадцать лет появились работы, в которых расчёт норм отдачи образования проводится на основе макроэкономических (кросс-секционных) исследований, в которых используются данные о средних доходах и образовательных достижениях населения ряда стран, а не данных переписей или социологических опросов. Примерами таких работ могут служить расчёты Р. Холла и Ч.Джонса (1996 и 1998) и Ф. Каселли (2005). [6]

Р. Холл и Ч. Джонс использовали в своих работах аргументированную следующим образом функцию Кобба-Дугласа:

(1)

где означает запас физического капитала,

является запасом аргументированного человеческим капиталом труда, используемого в производстве,

представляет аргументированную трудом меру продуктивности.

При этом авторы принимают, что труд является однородным внутри страны и что каждая единица труда имеет продолжительность подготовки с лет обучения (школьного и прочего). Труд, аргументированный человеческим капиталом, задаётся функцией:

(2)

В данной спецификации функция отражает эффективность единицы труда с р лет образования по отношению к единице труда без образования (). Производная является нормой отдачи образования, оценённой с помощью функции регрессии заработной платы Дж. Минцера.

Из этого следует, что дополнительный год обучения увеличивает производительность работника пропорционально [7].

В формуле (3) используется линейная версия функции, а коэффициент имеет значение нормы отдачи дополнительного года образования.

В нашем случае будет использоваться несколько иная производственная функция, комбинация производственной функции Кобба-Дугласа и уравнения Дж. Минцера, с использованием переменных в расчёте на одного занятого в экономике региона:

(3)

где y – средний доход одного занятого в экономике региона;

k – средняя фондовооружённость труда одного занятого;

h – средняя продолжительность обучения одного занятого в экономике региона.

Последний показатель рассчитан на основе данных ежегодных единовременных обследований Роскомстата о распределении занятого населения по уровням образования. Он определяется как средневзвешенная величина числа лет обучения одного занятого, в качестве весов использовались доли занятых с соответствующим уровнем образования.

Сроки обучения по уровням образования были приняты следующими: высшее образование – 16 лет, незаконченное высшее – 14 лет, среднее специальное – 13 лет, профессионально-техническое – 12 лет, среднее общее – 11 лет, незаконченное среднее 9 лет, начальное и ниже 4 года.

Аналогичный показатель был использован И. Майбуровым. [8]

Для учёта специфических особенностей российских регионов, которые могут существенно различаться по своим характеристикам, введём дополнительно три фиктивные переменные.

Производственная функция с использованием фиктивных переменных имеет следующий вид:

(4)

Где:

- фиктивная переменная, характеризующая особенности северных регионов России, принимающая значение 1 – если регион северный (в качестве “северных” регионов взяты: Мурманская, Магаданская и Камчатская области, республики Коми и Саха (Якутия), Коми-Пермякский, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Чукотский и Корякский автономные округа), и 0 для всех прочих;

- фиктивная переменная, характеризующая особенности экономики городов-мегаполисов (для Москвы и Санкт-Петербурга она равна 1, и 0 – для всех прочих);

- фиктивная переменная, характеризующие особенности экономики регионов, включающих крупные индустриальные и научные центры – города миллионеры (регионы, включающие Ростов-на-Дону, Уфу, Пермь, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Челябинск, Екатеринбург, Омск, Новосибирск имеют её равной 1, и 0 для всех прочих)

Соответствующее уравнение регрессии имеет вид:

(5)

Причины выделения “северных” регионов очевидны – доходы занятого в их экономике населения значительно выше, чем в других регионах из-за суровых природно-климатических условий и соответствующих компенсационных надбавок (“северных” коэффициентов).

Вторая и третья фиктивные переменные должны уловить эффект экстерналий человеческого капитала в условиях городских агломераций. Мегаполисы Москва и Санкт-Петербург существенно отличаются от всех прочих регионов России как крупнейшие центры науки, культуры, образования, финансов, торговли и прочих передовых отраслей современной рыночной экономики. Эффекты внешней экономии от масштаба производства и “расплёскивания” знаний должны проявляться в них наиболее ярко.

В регионах, включающих города-миллионеры, данные эффекты, как можно ожидать, также должны проявляться, но слабее, чем в мегаполисах, из-за существенно меньшей ёмкости рынков и наличия сырьевых отраслей (сельского хозяйства и пр.), характеризующихся отрицательными эффектами масштаба производства.

Такая форма производственной функции обеспечивает сочетание степенной функциональной связи фондовооружённости труда с денежными доходами одного занятого в экономике региона и экспоненциальную связь с теми же доходами показателя, характеризующего величину человеческого капитала (средней продолжительности обучения как в известной формуле Дж.Минцера). Последняя форма связи позволяет рассчитать норму отдачи образования, с тем отличием, что в агрегированной функции рассчитывается социальная норма отдачи, в то время как Дж.Минцер и многие другие экономисты рассчитывали частную норму отдачи образования, используя данные переписей населения в США и величины индивидуальных доходов и уровней образования отдельных людей.

Попытаемся проверить наличие статистических связей между переменными данного регрессионного уравнения на основе статистических данных о средних доходах одного занятого в экономике регионов России населения, среднем уровне образования занятых, фондовооружённости труда занятых и прочих статистических данных за период 2000-2005 гг.

Результаты расчёта параметров регрессионного уравнения (5) приведены в табл. 1. Можно отметить явную тенденцию к росту константы А, что определённо характеризует повышение продуктивности экономики России в рассматриваемый период (то есть рост общей факторной продуктивности). Наблюдается также тенденция к снижению эластичности изменения дохода на одного занятого по фондовооружённости труда (коэффициента), хотя данная тенденция неустойчива и колебания величины коэффициента по годам довольно велики.

Величина коэффициента , характеризующего в данном случае социальную норму отдачи образования, варьируется (коэфф. B) от 18 до 33%, что показывает, на сколько процентов повышаются средние доходы занятых в экономике региона при повышении уровня образования на 1%.

Статистически значимы и коэффициенты при фиктивных переменных. Особенно сильная связь с величиной средних доходов одного занятого в экономике региона у фиктивных переменных ”северные регионы” и “мегаполисы”, величина коэффициентов а1 (Beta) колеблются по годам от 0,26 до 0,44, B ‑ от 0,24 до 0,51, коэффициентов а2 (Beta) от 0,17 до 0,33, и B ‑ 0,24 до 0,72.

Если для северных регионов причиной повышенных средних доходов является, по-видимому, заработная плата с “северными” коэффициентами (и другими компенсационными выплатами за суровые природно-климатические условия), то для мегаполисов естественной причиной может являться только повышенная производительность труда (и других факторов производства), связанная с реализацией эффектов масштаба производства, образовательными экстерналиями и “расплёскиванием” знаний.

Таблица 1

Результаты расчёта регрессионного уравнения по формуле (5) по регионам России за 2000-2005 гг. (уровень доходов на 1 занятого - уровень образования)

Показатели
регрессии
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Константа lnA
Станд.ошибка
2,706*
(0,866)
3,207*
(1,026)
2,522*
(0,872)
3,571*
(1,009)
3,564*
(1,155)
5,125*
(1,172)
Коэфф. (Beta)
Станд.ошибка
B
Станд.ошибка
0,556*
(0,074)
0,573*
(0,077)
0,481*
(0.065)
0.234*
(0,088)
0,451*
(0,062)
0,350*
(0,048)
0,535*
(0,069)
0,412*
(0,053)
0,546*
(0,067)
0,427*
(0,053)
0,449*
(0,074)
0,309*
(0,051)
Коэфф. (Beta)
Станд.ошибка
B
Станд.ошибка
0,180*
(0,074)
0,187*
(0,079)
0,188*
(0,070)
0,234*
(0,088)
0,299*
(0,065)
0,333*
(0,072)
0,193*
(0,069)
0,236*
(0,084)
0,173*
(0,069)
0,238*
(0,096)
0,145**
(0,072)
0,185**
(0,093)
Коэфф. а1 (север) Beta
Станд.ошибка
B
Станд.ошибка
0,267*
(0,068)
0,312*
(0,079)
0,444*
(0,062)
0,514*
(0,072)
0,393*
(0,060)
0,421*
(0,065)
0,252*
(0,067)
0,248*
(0,066)
0,325*
(0,066)
0,345*
(0,069)
0,368*
(0,075)
0,355*
(0,072)
Коэфф. а2 (Beta)
Станд.ошибка
B
Станд.ошибка
0,261*
(0,070)
0,724*
(0,196)
0,178*
(0,067)
0,492*
(0,185)
0,178*
(0,063)
0,455*
(0,160)
0,335*
(0,067)
0,831*
(0,165)
0,246*
(0,067)
0,622*
(0,169)
0,283*
(0,071)
0,687*
(0,174)
Коэфф. а3 (Beta)
Станд.ошибка
B
Станд.ошибка
0,109**
(0,058)
0,142**
(0,076)
0,121**
(0,056)
0,156**
(0,072)
0,125**
(0,055)
0,149**
(0,066)
0,174*
(0,058)
0,187*
(0,063)
0,246*
(0,057)
0,181*
(0,065)
0,192*
(0,059)
0,219*
(0,068)
Коэфф. детерминации
F
P – уровень
Количество регионов
0,7307
44,494
0,0000
88
0,7503
49,268
0,0000
88
0,7587
51,583
0,0000
88
0,738
45,595
0,0000
87
0,746
47,911
0,0000
88
0,728
43,324
0,0000
87
  • *) Параметр имеет 1% значимость.
  • **) Параметр имеет 5% значимость.
  • ***) Параметр имеет 10% значимость.
  • Числа в скобках означают стандартную ошибку оценки.
  • Действительно, в Москве и Санкт-Петербурге наиболее интенсивно должны протекать процессы производства и диффузии новых знаний и технологий и, в наибольшей степени, по сравнению с другими регионами России, проявляться эффекты экономии на масштабе производства (см. табл. 1, коэфф. a2).

    Аналогичные явления должны наблюдаться и в экономике регионов, в которых находятся города-миллионеры. Но их масштабы скромнее, что проявляется в меньших по величине коэфф. а3, которые колеблются от 0,1 до 0,24 (для Beta), и от 0,14 до 0,21 (для B), обнаруживая явную тенденцию к росту по годам.

    Можно предположить, что в рассматриваемый период восстановление экономики активнее всего шло в плотно населённых регионах, включающих города-миллионники, что сказалось на росте доходов населения этих регионов и проявилось в росте коэфф. а3. Как отмечает Р. Лукас, урбанизация может являться наиболее наглядным примером экстернальных эффектов человеческого капитала. [9]

    Следует отметить, что расчёты нормы отдачи образования в кросс-секционных или других макро расчётах дают величины социальной нормы отдачи значительно превышающие расчёты частных норм отдачи на микроуровне.

    Например, Г. Дженкинс, в своих расчётах по статистическим данным Великобритании, пользуясь аналогичной моделью, получила оценки общей отдачи высшей образовательной квалификации (высшее и послевузовское образование) на уровне 70-86%, в то время как для промежуточной образовательной квалификации (колледж) около 38-50%. [10]

    Данный результат поддерживает предположение, что образование создаёт позитивные экстерналии, то есть даёт выгоды не только владельцам человеческого капитала, но и всем окружающим их людям, в том числе предпринимателям. Действительно, если рассматривать условия в России, то заработная плата здесь составляет менее половины всех доходов населения регионов, а уровень заработной платы в регионах не обнаруживает статистически значимой связи с уровнем образования занятых в их экономике.

    Следовательно, статистически значимую положительную связь уровня доходов занятых со средним уровнем их образования можно объяснить только наличием значительной положительной связи уровня образования и прочих доходов: доходов предпринимателей, от собственности и пр. (включая скрытую заработную плату).

    Окончание следует


    Источники:

    1. Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России.// Российская программа экономических исследований. 1999, № 4.
    2. Майбуров И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России. Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 4.
    3. Берндт Э.Р. Практика эконометрики: классика и современность. М.: ЮНИТИ, 2005, с. 199.
    4. Hall R. E., Jones Ch. I. Why do some countries produce so much more output per worker than others? NBER Working Paper Series, Working Paper 6564, May 1998; Caselli F, Accounting for Cross - Country Income Differences, CEP Discussion Paper N 667, January 2005.
    5. Bils M., Klenov P., Does Schooling Cause Growth or the Other Way Around?, 1996. University of Chicago GSB mimeo.
    6. Майбуров И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России. МЭиМО, 2004, N 4.
    7. Lucas R.E. (1988) «On the mechanics of economic development». Journal of Monetary Economics. 22. 3-42.
    8. Jenkins H., Education and Production in the United Kingdom. Nuffild College, Oxford, Economic Disscussion Paper N101.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:02:00