Макроэкономическая оценка социальной нормы отдачи образования
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 17
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (12), Декабрь 2007
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591964
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
К сожалению, в российской экономической литературе очень редко встречаются работы, в которых исследуются статистические взаимосвязи уровня накопления человеческого капитала и других экономических переменных. Одним из немногих примеров такого рода исследований может служить работа Д. Нестеровой и К. Сабирьяновой. На основе данных социологических опросов с использованием уравнения Дж. Минцера ими была рассчитана норма отдачи профессионального опыта и образования работников государственных, приватизированных и коллективных предприятий. Величина внутренней нормы отдачи образования оказалась невелика – от 1 до 5%, причём статистически значимой она оказалась только для государственных и приватизированных предприятий. Ещё одним примером может служить работа И. Майбурова, в которой рассчитываются частные и общественные нормы отдачи образования в отраслевом разрезе.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, норма отдачи образования
К сожалению, в российской экономической литературе очень редко встречаются работы, в которых исследуются статистические взаимосвязи уровня накопления человеческого капитала и других экономических переменных. Одним из немногих примеров такого рода исследований может служить работа Д. Нестеровой и К. Сабирьяновой. [1] На основе данных социологических опросов с использованием уравнения Дж. Минцера ими была рассчитана норма отдачи профессионального опыта и образования работников государственных, приватизированных и коллективных предприятий. Величина внутренней нормы отдачи образования оказалась невелика – от 1 до 5%, причём статистически значимой она оказалась только для государственных и приватизированных предприятий. Ещё одним примером может служить работа И. Майбурова, в которой рассчитываются частные и общественные нормы отдачи образования в отраслевом разрезе. [2]
Расчёты норм отдачи от образования имеют давнюю историю. Дж. Минцер (1957, 1958, 1962), У. Хансен (1963), и Г. Беккер (1964) проводили их расчёт по годовой пространственной выборке из переписей США по возрасту и срокам обучения. [3]
Г.Беккер рассчитал норму отдачи по выпускникам колледжей на основании данных переписей 1940-го и 1950-го гг. и последующих лет. Его оценки величин норм отдачи составляли 14,5% в 1939 г., 13% в 1949 г., 12,4% в 1956 г. и 14,8% в 1958 г., аналогичные оценки для выпускников высших школ (общей средней школы в российской классификации) составили 16%, 20%, 25% и 28% соответственно. [4]
Дж. Псачаропулос провёл расчёты норм отдачи от образования разных уровней в США за период с 1939 г. по 1982 г. По его данным, для среднего образования она колебалась в этом периоде от 10,7% до 18,2%, для высшего образования от 7,9% до 10,2%. [5] Аналогичные уровни норм отдачи дают результаты исследований многочисленных американских и европейских экономистов.
В последние десять-пятнадцать лет появились работы, в которых расчёт норм отдачи образования проводится на основе макроэкономических (кросс-секционных) исследований, в которых используются данные о средних доходах и образовательных достижениях населения ряда стран, а не данных переписей или социологических опросов. Примерами таких работ могут служить расчёты Р. Холла и Ч.Джонса (1996 и 1998) и Ф. Каселли (2005). [6]
Р. Холл и Ч. Джонс использовали в своих работах аргументированную следующим образом функцию Кобба-Дугласа:
(1)
где означает запас физического капитала,
является запасом аргументированного человеческим капиталом труда, используемого в производстве,
представляет аргументированную трудом меру продуктивности.
При этом авторы принимают, что труд является однородным внутри страны и что каждая единица труда имеет продолжительность подготовки с лет обучения (школьного и прочего). Труд, аргументированный человеческим капиталом, задаётся функцией:
(2)
В данной спецификации функция отражает эффективность единицы труда с р лет образования по отношению к единице труда без образования (). Производная является нормой отдачи образования, оценённой с помощью функции регрессии заработной платы Дж. Минцера.
Из этого следует, что дополнительный год обучения увеличивает производительность работника пропорционально [7].
В формуле (3) используется линейная версия функции, а коэффициент имеет значение нормы отдачи дополнительного года образования.
В нашем случае будет использоваться несколько иная производственная функция, комбинация производственной функции Кобба-Дугласа и уравнения Дж. Минцера, с использованием переменных в расчёте на одного занятого в экономике региона:
(3)
где y – средний доход одного занятого в экономике региона;
k – средняя фондовооружённость труда одного занятого;
h – средняя продолжительность обучения одного занятого в экономике региона.
Последний показатель рассчитан на основе данных ежегодных единовременных обследований Роскомстата о распределении занятого населения по уровням образования. Он определяется как средневзвешенная величина числа лет обучения одного занятого, в качестве весов использовались доли занятых с соответствующим уровнем образования.
Сроки обучения по уровням образования были приняты следующими: высшее образование – 16 лет, незаконченное высшее – 14 лет, среднее специальное – 13 лет, профессионально-техническое – 12 лет, среднее общее – 11 лет, незаконченное среднее 9 лет, начальное и ниже 4 года.
Аналогичный показатель был использован И. Майбуровым. [8]
Для учёта специфических особенностей российских регионов, которые могут существенно различаться по своим характеристикам, введём дополнительно три фиктивные переменные.
Производственная функция с использованием фиктивных переменных имеет следующий вид:
(4)
Где:
- фиктивная переменная, характеризующая особенности северных регионов России, принимающая значение 1 – если регион северный (в качестве “северных” регионов взяты: Мурманская, Магаданская и Камчатская области, республики Коми и Саха (Якутия), Коми-Пермякский, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Чукотский и Корякский автономные округа), и 0 для всех прочих;
- фиктивная переменная, характеризующая особенности экономики городов-мегаполисов (для Москвы и Санкт-Петербурга она равна 1, и 0 – для всех прочих);
- фиктивная переменная, характеризующие особенности экономики регионов, включающих крупные индустриальные и научные центры – города миллионеры (регионы, включающие Ростов-на-Дону, Уфу, Пермь, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Челябинск, Екатеринбург, Омск, Новосибирск имеют её равной 1, и 0 для всех прочих)
Соответствующее уравнение регрессии имеет вид:
(5)
Причины выделения “северных” регионов очевидны – доходы занятого в их экономике населения значительно выше, чем в других регионах из-за суровых природно-климатических условий и соответствующих компенсационных надбавок (“северных” коэффициентов).
Вторая и третья фиктивные переменные должны уловить эффект экстерналий человеческого капитала в условиях городских агломераций. Мегаполисы Москва и Санкт-Петербург существенно отличаются от всех прочих регионов России как крупнейшие центры науки, культуры, образования, финансов, торговли и прочих передовых отраслей современной рыночной экономики. Эффекты внешней экономии от масштаба производства и “расплёскивания” знаний должны проявляться в них наиболее ярко.
В регионах, включающих города-миллионеры, данные эффекты, как можно ожидать, также должны проявляться, но слабее, чем в мегаполисах, из-за существенно меньшей ёмкости рынков и наличия сырьевых отраслей (сельского хозяйства и пр.), характеризующихся отрицательными эффектами масштаба производства.
Такая форма производственной функции обеспечивает сочетание степенной функциональной связи фондовооружённости труда с денежными доходами одного занятого в экономике региона и экспоненциальную связь с теми же доходами показателя, характеризующего величину человеческого капитала (средней продолжительности обучения как в известной формуле Дж.Минцера). Последняя форма связи позволяет рассчитать норму отдачи образования, с тем отличием, что в агрегированной функции рассчитывается социальная норма отдачи, в то время как Дж.Минцер и многие другие экономисты рассчитывали частную норму отдачи образования, используя данные переписей населения в США и величины индивидуальных доходов и уровней образования отдельных людей.
Попытаемся проверить наличие статистических связей между переменными данного регрессионного уравнения на основе статистических данных о средних доходах одного занятого в экономике регионов России населения, среднем уровне образования занятых, фондовооружённости труда занятых и прочих статистических данных за период 2000-2005 гг.
Результаты расчёта параметров регрессионного уравнения (5) приведены в табл. 1. Можно отметить явную тенденцию к росту константы А, что определённо характеризует повышение продуктивности экономики России в рассматриваемый период (то есть рост общей факторной продуктивности). Наблюдается также тенденция к снижению эластичности изменения дохода на одного занятого по фондовооружённости труда (коэффициента), хотя данная тенденция неустойчива и колебания величины коэффициента по годам довольно велики.
Величина коэффициента , характеризующего в данном случае социальную норму отдачи образования, варьируется (коэфф. B) от 18 до 33%, что показывает, на сколько процентов повышаются средние доходы занятых в экономике региона при повышении уровня образования на 1%.
Статистически значимы и коэффициенты при фиктивных переменных. Особенно сильная связь с величиной средних доходов одного занятого в экономике региона у фиктивных переменных ”северные регионы” и “мегаполисы”, величина коэффициентов а1 (Beta) колеблются по годам от 0,26 до 0,44, B ‑ от 0,24 до 0,51, коэффициентов а2 (Beta) от 0,17 до 0,33, и B ‑ 0,24 до 0,72.
Если для северных регионов причиной повышенных средних доходов является, по-видимому, заработная плата с “северными” коэффициентами (и другими компенсационными выплатами за суровые природно-климатические условия), то для мегаполисов естественной причиной может являться только повышенная производительность труда (и других факторов производства), связанная с реализацией эффектов масштаба производства, образовательными экстерналиями и “расплёскиванием” знаний.
Таблица 1
Результаты расчёта регрессионного уравнения по формуле (5) по регионам России за 2000-2005 гг. (уровень доходов на 1 занятого - уровень образования)
Показатели
регрессии |
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
Константа lnA
Станд.ошибка |
2,706*
(0,866) |
3,207*
(1,026) |
2,522*
(0,872) |
3,571*
(1,009) |
3,564*
(1,155) |
5,125*
(1,172) |
Коэфф. (Beta)
Станд.ошибка B Станд.ошибка |
0,556*
(0,074) 0,573* (0,077) |
0,481*
(0.065) 0.234* (0,088) |
0,451*
(0,062) 0,350* (0,048) |
0,535*
(0,069) 0,412* (0,053) |
0,546*
(0,067) 0,427* (0,053) |
0,449*
(0,074) 0,309* (0,051) |
Коэфф. (Beta)
Станд.ошибка B Станд.ошибка |
0,180*
(0,074) 0,187* (0,079) |
0,188*
(0,070) 0,234* (0,088) |
0,299*
(0,065) 0,333* (0,072) |
0,193*
(0,069) 0,236* (0,084) |
0,173*
(0,069) 0,238* (0,096) |
0,145**
(0,072) 0,185** (0,093) |
Коэфф. а1 (север) Beta
Станд.ошибка B Станд.ошибка |
0,267*
(0,068) 0,312* (0,079) |
0,444*
(0,062) 0,514* (0,072) |
0,393*
(0,060) 0,421* (0,065) |
0,252*
(0,067) 0,248* (0,066) |
0,325*
(0,066) 0,345* (0,069) |
0,368*
(0,075) 0,355* (0,072) |
Коэфф. а2 (Beta)
Станд.ошибка B Станд.ошибка |
0,261*
(0,070) 0,724* (0,196) |
0,178*
(0,067) 0,492* (0,185) |
0,178*
(0,063) 0,455* (0,160) |
0,335*
(0,067) 0,831* (0,165) |
0,246*
(0,067) 0,622* (0,169) |
0,283*
(0,071) 0,687* (0,174) |
Коэфф. а3 (Beta)
Станд.ошибка B Станд.ошибка |
0,109**
(0,058) 0,142** (0,076) |
0,121**
(0,056) 0,156** (0,072) |
0,125**
(0,055) 0,149** (0,066) |
0,174*
(0,058) 0,187* (0,063) |
0,246*
(0,057) 0,181* (0,065) |
0,192*
(0,059) 0,219* (0,068) |
Коэфф. детерминации
F P – уровень Количество регионов |
0,7307
44,494 0,0000 88 |
0,7503
49,268 0,0000 88 |
0,7587
51,583 0,0000 88 |
0,738
45,595 0,0000 87 |
0,746
47,911 0,0000 88 |
0,728
43,324 0,0000 87 |
Аналогичные явления должны наблюдаться и в экономике регионов, в которых находятся города-миллионеры. Но их масштабы скромнее, что проявляется в меньших по величине коэфф. а3, которые колеблются от 0,1 до 0,24 (для Beta), и от 0,14 до 0,21 (для B), обнаруживая явную тенденцию к росту по годам.
Можно предположить, что в рассматриваемый период восстановление экономики активнее всего шло в плотно населённых регионах, включающих города-миллионники, что сказалось на росте доходов населения этих регионов и проявилось в росте коэфф. а3. Как отмечает Р. Лукас, урбанизация может являться наиболее наглядным примером экстернальных эффектов человеческого капитала. [9]
Следует отметить, что расчёты нормы отдачи образования в кросс-секционных или других макро расчётах дают величины социальной нормы отдачи значительно превышающие расчёты частных норм отдачи на микроуровне.
Например, Г. Дженкинс, в своих расчётах по статистическим данным Великобритании, пользуясь аналогичной моделью, получила оценки общей отдачи высшей образовательной квалификации (высшее и послевузовское образование) на уровне 70-86%, в то время как для промежуточной образовательной квалификации (колледж) около 38-50%. [10]
Данный результат поддерживает предположение, что образование создаёт позитивные экстерналии, то есть даёт выгоды не только владельцам человеческого капитала, но и всем окружающим их людям, в том числе предпринимателям. Действительно, если рассматривать условия в России, то заработная плата здесь составляет менее половины всех доходов населения регионов, а уровень заработной платы в регионах не обнаруживает статистически значимой связи с уровнем образования занятых в их экономике.
Следовательно, статистически значимую положительную связь уровня доходов занятых со средним уровнем их образования можно объяснить только наличием значительной положительной связи уровня образования и прочих доходов: доходов предпринимателей, от собственности и пр. (включая скрытую заработную плату).
Окончание следует
Источники:
2. Майбуров И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России. Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 4.
3. Берндт Э.Р. Практика эконометрики: классика и современность. М.: ЮНИТИ, 2005, с. 199.
4. Hall R. E., Jones Ch. I. Why do some countries produce so much more output per worker than others? NBER Working Paper Series, Working Paper 6564, May 1998; Caselli F, Accounting for Cross - Country Income Differences, CEP Discussion Paper N 667, January 2005.
5. Bils M., Klenov P., Does Schooling Cause Growth or the Other Way Around?, 1996. University of Chicago GSB mimeo.
6. Майбуров И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России. МЭиМО, 2004, N 4.
7. Lucas R.E. (1988) «On the mechanics of economic development». Journal of Monetary Economics. 22. 3-42.
8. Jenkins H., Education and Production in the United Kingdom. Nuffild College, Oxford, Economic Disscussion Paper N101.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:02:00