Инновационные технологии обучения для инновационных управленцев
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (53), Май 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16038452
Аннотация:
Рассматривается использование современных инновационных методов обучения профессиональных управленческих кадров (МВА). Предложена инновационная технология обучения – сочетание очной и дистанционной форм в виде процесса дистанционного сопровождения для повышения качества обучения.
Ключевые слова: менеджмент, кадровый потенциал, бизнес-школа, инновационное обучение, мва, дистанционное сопровождение
Глобализация, интернационализация и возрастающая конкуренция образовательных учреждений, повышают важность использования инновационных технологий в процессе образования. Традиционных факторов уже не достаточно для того, чтобы успешно конкурировать на рынке. В современных условиях бизнес-школам необходимо аккумулировать, анализировать, оценивать и предоставлять свои возможности для использования в учебном процессе новых технологий обучения, новых образовательных продуктов, изменения процессов, структур, форм обучения. Совершенное управление инновациями и использование дистанционных образовательных технологий может стать конкурентным преимуществом бизнес-школы и поможет укрепить позиции на рынке.
Программа МВА: формы обучения
В настоящее время бизнес-школы чаще всего используют две формы обучения по программе МВА – очную и дистанционную. При этом только дистанционная форма имеет ряд недостатков, таких как:
• необходимость использования дорогостоящих и сложных технологий;
• необходимость в наличии постоянного доступа в Интернет и перестраивания рабочих графиков, чтобы в нужное время выходить в сеть;
• наличие скрытых расходов;
• отсутствие мгновенной обратной реакции;
• отсутствие отработки навыков устного общения;
• социальная изоляция;
• признание диплома не всеми работодателями.
Только немногие бизнес-школы идут на эксперимент и используют в подготовке студентов МВА сочетание очной и дистанционной форм. В этом случае студентам дается примерно месяц для подготовки, затем неделя в бизнес-школе. Но именно сочетание дистанционной и очной форм обучения, предлагаемое автором, когда дистанционное обучение сопровождает процесс обучения и становится связующим звеном для программы МВА, практически нигде не используется.
Обучение студентов МВА в большинстве аккредитованных бизнес-школ ведется по современному модульному принципу. Модули программы расположены последовательно и образуют отдельные звенья подготовки профессиональных управляющих.
Предполагается создать такую систему, которая будет поддерживать непрерывный контакт со студентом все время обучения и будет совмещена с модульной технологией – организацией учебного процесса, структурирующей контактное и учебно-методическое обеспечение в виде модулей, которые логически завершены и сопровождаются контролем знаний.
С помощью системы дистанционного сопровождения предполагается решить следующие задачи:
• организация и управление самостоятельной работой слушателей;
• более глубокое погружение в изучаемый предмет;
• непрерывность и согласованность контактных и дистанционных технологий по всему образовательному циклу модуля;
Как результат ожидается повышение качества обучения на выходе, которое можно подтвердить тестами.
Система дистанционного сопровождения обучения студентов МВА реализована автором в модульной объектно-ориентированной учебной среде Moodle в виде сайта в глобальной сети Интернет с доступом, защищенным паролем.
Дистанция предполагает действия
Цикл обучения слушателей, использующий систему дистанционного сопровождения, выглядит как последовательность следующих действий:
1. Присвоение слушателю логина и пароля, дающих доступ к закрытым разделам системы дистанционного сопровождения. Этот этап предусматривает мягкое, но интересное знакомство с технологиями, методологией системы, а также с куратором системы дистанционного сопровождения программы МВА, который в дальнейшем организует и контролирует процесс.
2. Ознакомление слушателя с рабочей программой модуля, обязательной и дополнительной литературой. Этот этап реализует руководитель образовательного модуля. Объясняется цель модуля, ставятся задачи, поясняются практические вопросы, которые слушатель сможет решить после овладения всеми навыками. Акцентируется внимание на связи очной и дистанционной частей модуля.
3. Перед началом модуля проводится вводный тест, чтобы преподаватель смог оценить образовательный уровень слушателей; этот же тест, выполненный по завершении модуля, и будет показателем эффективности образовательного процесса и роста базовых компетенций слушателя.
4. Изучение и выполнение обязательных заданий до начала модуля. Этот этап помогает слушателю освоиться с изучаемыми темами, набрать необходимый минимум знаний, которые помогут лучше усваивать материал и говорить с преподавателями на одном языке.
Обязательно написание эссе, в котором слушатели ставят те вопросы, что надеются разрешить на своем предприятии после завершения модуля.
5. Работа с лекционным материалом, презентациями, заполнение рабочих тетрадей, дискуссии и чат-сессии во время прохождения модуля.
6. Ознакомление с методикой создания итогового проекта по модулю и работа над проектным заданием – обмен файлами, работа с коллегами и преподавателями на форуме, организация файлообмена.
7. Выполнение тестовых и экзаменационных заданий по завершении модуля, обратная связь с преподавателями.
8. По окончании модуля – использование материалов, необходимых для практической работы слушателя.
9. По желанию – посещение ссылок на интернет-источники, изучение дополнительных материалов, консультации в online-режиме.
10. Обратная связь со слушателями через куратора, организующего и направляющего работу в системе дистанционного сопровождения программы МВА.
11. Исследование удовлетворенности слушателей использованием системы дистанционного сопровождения подготовки профессиональных управляющих.
12. Оценка ключевых показателей результативности работы руководителя модуля.
Помимо очных часов обучения слушатели получают возможность дополнительного общения с преподавателями в системе дистанционного сопровождения в виде индивидуальных и групповых консультаций, чат-сессий, форумов и дискуссий.
Тестирование также выносится в систему дистанционного сопровождения, и каждый слушатель получает возможность в удобном для себя режиме сдать итоговые тесты.
Однако важно понимать, что данная инновационная технология обучения подходит не для всех бизнес-школ.
По мнению автора, только та бизнес-школа, которая успешно управляет информацией и знанием, будет готова внедрять инновационные технологии обучения.
Оценка по степени готовности
Автором разработана методика оценки зрелости бизнес-школы в области управления инновациями и портфелями образовательных технологий, которая поможет оценить готовность к внедрению новых технологий обучения, таких как система дистанционного сопровождения. Четкое понимание своей позиции поможет избежать сложностей в процессе внедрения, а также финансовых и временных потерь.
После первого года обучения 40 студентов программы МВА были получены следующие результаты:
1. Цель использования системы дистанционного сопровождения была ясна практически 90% слушателей. Еще порядка 10% скорее поняли цель, чем нет.
2. Наиболее важной из поставленных целей слушателям (82%) кажется возможность экономии времени на сдачу контрольных и тестовых заданий. Не менее 76% слушателей ценят в системе возможность вернуться к изучаемым материалам через некоторое время.
Свыше 70% ценят оперативную возможность в любом месте иметь доступ к образовательным материалам.
3. Наименее достижимой из поставленных целей использования дистанционного сопровождения слушателям (71% считают недостижимой) показалось более глубокое изучение дисциплин.
4. Наиболее востребованной вторично оказалась информация по модулям «Управление человеческими ре сурсами» и «Финансовый менеджмент». Наименее востребованы материалы по модулю «Информационный менеджмент».
5. Наиболее гармоничное сочетание структуры представления информации, поиска информации, критериев оценок и итоговых заданий свыше 50% слушателей увидели в модулях «Управление человеческими ресурсами» и «Управление проектами». Наименее удобным оказался модуль «Информационный менеджмент».
6. Наиболее оперативно реализовывали обратную связь со слушателями (71% довольны скоростью обратной связи) преподаватели модуля «Финансовый менеджмент». Наименее оперативно (менее 50% довольны обратной связью) преподаватели модуля «УЧР».
7. Около 90% слушателей положительно оценили работу куратора в системе дистанционного сопровождения.
Таким образом, с помощью комбинации контактных часов и использования системы дистанционного сопровождения подготовки профессиональных управляющих удается максимально полно воздействовать на позицию слушателя по рассматриваемым на лекциях и семинарах вопросам, формировать прочные практические навыки, содействовать общению слушателей друг с другом и с преподавателем.
Вывод
Использование очной и дистанционной форм позволяет студентам МВА проходить курс обучения более комфортно, повышает удовлетворенность обучением, способствует наработке более прочных навыков и формирует базовые компетенции современного менеджера. Использование современных инновационных способов обучения делает бизнес-школу привлекательнее, преподавателей - более компетентными, а студентов МВА – более успешными.
Автором разработана и применяется в течение трех лет методика использования системы дистанционного сопровождения при обучении студентов МВА. При желании данная технология может быть реализована в любой бизнес-школе, использующей модульную форму обучения программы МВА.
Подготовлен пакет документации, в который включается:
• структура представления учебно-методических материалов в системе дистанционного сопровождения на платформе Moodle;
• формат подачи учебно-методических материалов в системе дистанционного сопровождения;
• комплект заданий, наиболее удачно реализуемых именно через систему дистанционного сопровождения;
• единая кредитно-рейтинговая система для студентов МВА с учетом работы в системе дистанционного сопровождения;
• ключевые показатели результативности использования системы дистанционного сопровождения;
• методика оценки готовности бизнес-школы к использованию инновационных образовательных технологий в обучении студентов МВА.
Источники:
2. http://www.wikipedia.org [Электронный ресурс].
3. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / Щенников С.А., Годин В.В., Евенко Л.И. и др. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.
4. Начальный курс дидактики дистанционного образования / Овсянников В.И., Щенников С.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. и др.
Страница обновлена: 25.09.2024 в 03:55:58