Актуальные проблемы российской экономики в связи с присоединением к ВТО

Дробот Е.В.1, Мелентьев В.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (8), Декабрь 2014

Цитировать:
Дробот Е.В., Мелентьев В.В. Актуальные проблемы российской экономики в связи с присоединением к ВТО // Экономические отношения. – 2014. – Том 4. – № 2. – С. 36-44.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289263
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы российской экономики, обусловленные присоединением к ВТО. Проводится анализ динамики и структуры внешнеторгового оборота. Рассматриваются последствия снижения ставок таможенных пошлин для России.

Ключевые слова: всемирная торговая организация, утилизационный сбор, внешнеторговый оборот, таможенно-тарифная политика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

С момента вступления России во Всемирную торговую организацию прошло более одного года. Если рассматривать основные показатели внешнеторговой статистики, то с момента вступления России в ВТО ситуация изменилась в худшую сторону. Однако результаты членства России в ВТО достаточно противоречивы, их масштаб не соответствует ни пессимистическим прогнозам критиков, ни оптимистическим активных сторонников.

За 2013 год внешнеторговый оборот России увеличился на 0,27 %, или на 2323,5 млн долларов США. Сальдо внешнеторгового баланса за 2013 год составило 208586,7 год, что означает рост на 0,513 % по отношению к соответствующему периоду предыдущего года (в стоимостном выражении на 1066,2 млн долларов США). Экспорт увеличился на 0,32 %, импорт на 0,19 % (рис. 1) [1].

Общая динамика внешнеторгового оборота РФ по отношению к предыдущему году практически не изменилась (рис. 2), однако в предыдущие периоды рост был более интенсивным.

Рис. 1. Основные показатели товарооборота Российской Федерации за 2013 год (в млрд долл. США)

Рис. 2. Динамика внешнеторгового оборота РФ (в млрд долл. США)

Внешнеторговый оборот России со странами ЕС за весь период 2013 года увеличился на 1,91 % по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Увеличение экспорта составило 2,2 %, импорта 1,3 %. Торговля со странами СНГ показала отрицательную динамику снижением на 7,5 %, снижение экспорта произошло на 7,2 %, импорта на 8 %. Подобное снижение наблюдается и с большей частью других стан. Такого рода тенденции соответствуют общемировым и вряд ли имеют отношение к вступлению России в ВТО. Более объективной тому причиной можно назвать кризис в Еврозоне, а также последствия мирового кризиса 2008 года, который повёл за собой определённые последствия. Эти последствия выражаются в замедление темпов экономического роста во всём мире. Некоторые отрасли Российской экономики уже смогли получить определённую выгоду из членства, однако, в большом количестве важных секторов экономики состояние лишь ухудшилось. Серьёзные проблемы наблюдались в сельском хозяйстве. Также возникли запретные ограничения на некоторые сложившиеся у нас методы поддержки сельхозпредприятий и других видов отраслей. Большие сложности претерпевает сельское хозяйство, в особенности свиноводство и рисоводство. После присоединения к ВТО, все ограничения на ввоз сельскохозяйственной продукции были снижены сразу. На свинину процентная ставка была снижена с 15 % до нуля (в рамках квоты) и с 75 % до 65 % при превышении квоты. В связи с этим импорт дешёвой свинины из Европы значительно вырос, сделав отечественного производителя неконкурентоспособным. Вместе с тем произошёл рост цен на корма, что привело к удорожанию производства свинины внутри страны. С рисоводством ситуация сложилась похожим образом, после снижения процентной ставки на данную культуру почти в 3 раза, отечественный рынок оказался заполнен иностранным рисом. Под ударом может оказаться автомобилестроение. Сразу после вступления во Всемирную торговую организацию пошлина на ввоз легковых автомобилей снизилась с 30 % до 25 %, в последующем, по истечении 8 летнего переходного периода она составит 15 %. Эта отрасль пострадала меньше чем ожидалось по многим прогнозам, однако, введение утилизационного сбора на отечественные автомобили, приведёт к их значительному удорожанию и в перспективе конкуренция будет только нарастать. Введения утилизационного сбора на автомобильную продукцию в России требуют правила ВТО. 9 июля ЕС инициировал процедуру разрешения спора с Россией в ВТО по вопросу утилизационного сбора, хотя на тот момент Российская Федерация уже внесла в Госдуму законопроект, согласно которому российские производители будут уплачивать утилизационный сбор. Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в статью 24.1 федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которому с 1 января 2014 года российские производители автомобилей должны уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях [2]. По предварительным оценкам стоимость на автомобильную продукцию может увеличится от 5 % до 15 %. Результаты первого года работы в ВТО для черной металлургии оказались неожиданными. Эта отрасль считалась одной из самых перспективных, но далеко не все барьеры были убраны автоматически, к тому же из‑за рецессии в Еврозоне и слабости других рынков спрос на продукцию металлургии существенно упал, российский экспорт сократился более чем на 8 %. Еще отечественные производители испытали на себе невероятное по силе давление со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке. Ввоз обсадных труб из Китая увеличился на 4540 % или в 46 раз, насосно-компрессорных – втрое, бурильных – вдвое. Отечественное авиастроение скорее всего прекратит производство лайнеров Ту-204. На фоне сокращения многолетнего сокращения выпуска этих машин, данные лайнеры перестали интересовать авиакомпании после присоединения к ВТО. Ту-204, не выдержал конкуренции с иностранными самолётами, которые Российские компании приобретают на вторичном рынке: зарубежные машины зачастую оказываются качественнее и дешевле. Если рассматривать ожидаемое улучшение инвестиционного климата, то на первый взгляд, приток иностранных инвестиций действительно увеличился. Согласно данным представленным федеральной службой государственной статистики: по итогам первого полугодия 2013 г. в сравнении с первым полугодием 2012 г. общий объем иностранных инвестиций, поступивших в Россию, вырос на 31 % и составил 98,8 млрд долларов [3]. Однако более углубленный взгляд на эту статистику, особенно на структуру высокого, на первый взгляд, показателя абсолютно кардинально меняет картину. Как ни парадоксально, хотя объем иностранных инвестиций вырос, но радоваться нечему, так как в структурном плане прибывающие в страну зарубежные инвестиции продолжают качественно деградировать, причем темпы этой деградации усиливаются. К тому же, судя по этой структуре, преимущественно это и не инвестиции вовсе. Во-первых, из общего объема в 98,8 млрд долларов прямые иностранные инвестиции (а точнее то, что Росстат именует «прямыми иностранными инвестициями») составляют всего 12,1 млрд долларов или 12,3 %. Основная же доля – 86,3 млрд долларов или 87,4 % – это так называемые «прочие инвестиции». Под этим определением скрываются обыкновенные кредиты. Причем более подробная статистика Росстата показывает, что направления использования этих кредитов мало связаны с модернизацией, технологическим перевооружением, закупкой и внедрением новой техники и технологий и вообще с вложениями в капитальные блага – львиная их доля направляется на пополнение оборотного капитала (на покупку сырья, материалов и комплектующих), на погашение ранее взятых кредитов, на покупку ценных бумаг и пр. [4].

Также следует иметь в виду, что даже те прямые иностранные инвестиции, которые представляют собой реальные капиталовложения, направляются преимущественно в сырьевой сектор, пищевую промышленность и торгово-финансовую сферу – то есть опять-таки никак не работают ни на новую индустриализацию, ни на модернизацию. Наконец, следует упомянуть и уже давно всем известный феномен: большая часть этих инвестиций является зарубежными лишь формально, а на самом деле это чаще всего незаконно вывезенные средства российских же юридических и физических лиц, которые, легализуясь за рубежом (преимущественно в офшорах), возвращаются в Россию под видом иностранных инвестиций [4].

По мнению экспертов Moody's, выиграли от присоединения к ВТО в первую очередь крупные ритейлеры-импортеры, а также дистрибуторы международных сетей в потребительском секторе. Рейтинги этих компаний за год заметно улучшились, говорится в отчете агентства [5]. Страна выполняет требования организации, но после самого факта присоединения Правительство потеряло интерес к защите национальных интересов с помощью инструментария ВТО.

В Счетной палате рассмотрели все обязательства, которые на себя наложила Россия в процессе присоединения к ВТО и все меры, которые ей можно и должно предпринимать для стимулирования внутреннего производства. а потом сравнили их с тем, что происходит в действительности. Результат оказался неожиданным: пошлины у нас ниже, а объем господдержки проблемных отраслей меньше, чем это допускает соглашение о нашем присоединении к ВТО. Фактически, преимущества членства в торговом союзе не используются [6]. Уровень средневзвешенных ставок импортных пошлин по окончании переходного периода, связанного с вступлением России в ВТО, должен составлять 7,8 %. Это значительно меньше, чем сейчас в других развивающихся странах-членах ВТО (в Бразилии – 13,7 %, в Южной Корее – 12,1 %, в Китае – 9,6 %), но больше, чем в развитых (ЕС – 5,1 %, США – 3,5 %). Но уже сейчас Россия перевыполнила план: ставка составляет 7,4 %, а к 2015 году, согласно Основным направлениям таможенно-тарифной политики, снизится до 5,9 %. По 74 товарным группам пошлины ниже предельных ставок в обязательствах России перед ВТО.

Уступает мерам поддержки, применяемым в странах-членах ВТО – и по масштабам, и по эффективности действующая в России система господдержки экспорта, пишут аудиторы. Различия – на порядки не в пользу нашей страны: по итогам 2012 года – 0,1 млрд на фоне 20 млрд в Германии, 21 млрд – в США, 49 млрд – в Китае, и даже 11 млрд – в Индии (в долл. США). Экспортируемые этими странами товары поступают и на российский рынок. В отрасли сельского хозяйства – наиболее пострадавшей из всех, Россия имеет право предоставлять значительные субсидии. В качестве начального уровня связывания Россия согласовала сумму Адресной инвестиционной программы (далее – АИП) на 9 млрд долларов (аргументом был в том числе и высокий уровень субсидирования сельского хозяйства в период существования СССР). Однако в 2018 году и последующий период АИП не должно превышать 4,4 млрд долларов. Начальный уровень АИП в 9 млрд долл. США соответствует среднегодовому уровню поддержки сельского хозяйства в 1993–1995 гг. Конечный уровень –среднегодовой величине за 2006–2008 гг. На сегодняшний день субсидии в сельское хозяйство не превышают 4 млрд долл. США. Из общего анализа видно, что за относительно недолгий период после присоединения к ВТО, кардинальных изменений в положительную сторону не произошло. В общей динамике развития событий, мы наблюдаем скорее обратный эффект – хотя и он не соответствует радикальным пессимистическим прогнозам критиков [10].

Рис. 3. Обязательства России по внутренней поддержке сельского хозяйства (совокупные агрегированные меры поддержки)

Из проведённого исследования следует вывод о том, что на современном этапе развития нашей страны экономика является не достаточно конкурентоспособной для того чтобы получить абсолютные выгоды от участия во Всемирной торговой организации. Скорее наоборот более либеральная внешнеторговая политика тормозит и осложняет развитие наукоёмких и обрабатывающих отраслей, отрасли сельского хозяйства, что обусловлено пребыванием отечественного рынка в условиях жесточайшей конкуренции со стороны зарубежных производителей.

В этой связи можно сделать следующие предложения по улучшению состояния российской экономики:

1. Правительству РФ необходимо сосредоточить внимание на мерах экономического и административного характера, которые будут способствовать развитию внешнеторговой деятельности. В частности, для защиты национальных производителей стоит использовать и развивать систему нетарифных ограничительных мер. Это может быть ужесточение фитосанитарных, эпидемиологических норм контроля, ужесточение стандартов качества продукции (с целью защитить сельскохозяйственных производителей).

2. Также возникает необходимость увеличит уровень субсидий в отрасль сельского хозяйства, что на сегодняшний день представляется возможным. По окончанию семилетнего переходного периода субсидии в данной отрасли должны быть снижены до 4,4 млрд долл. США. В 2014 году они не могут превысить 8.1 млрд долл. (Рис. 3) [7]. При этом стоит отметить, что согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы субсидии в отрасль сельского хозяйства за 2014 год должны составить 150876667,20 тыс. руб. или 4,17 млрд долл. США [8], что на 3,93 млрд меньше возможного. Вместе с увеличением поддержки сельхозпроизводителей необходимо пересмотреть данный документ, т.к. согласно его содержанию субсидии в 2018–2020 годах превысят предельно допустимые.

Однозначно не стоит списывать все экономические проблемы нашей страны на ВТО, на снижение объемов экспорта также сильно повлияло замедление темпов экономического роста в 2013 году, и другие объективные экономические закономерности. Форма проявления последствий также оказывается неоднознач­ной. Это может быть снижение или рост объемов выпуска продукции, изменение занятости населения, размеров налоговых и других платежей в бюджет. Не менее важными могут оказаться структурные изменения. Итоговый эффект оценить крайне сложно поскольку он не склады­вается из отдельных положительных и негативных эффектов по отрас­лям. Потребуется не меньше трех-пяти лет для того, чтобы можно было оценить последствия и выгоды для бизнеса в ВТО на данном этапе развития страны.

Заключение

Если подвести итоги, то самый главный из них таков: за год мы так и не поняли, зачем мы вступили в ВТО. Хотя членство ВТО, надо сказать, было главным условием для активизации переговоров по вступлению в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, которая объединяет развитые страны). Это еще одни затянувшиеся переговоры. Из всех бывших советских республик в организацию приняли на данный момент лишь Эстонию. И наши власти не скрывали, что стремятся в ВТО именно в качестве аргумента для вступления в ОЭСР. Зачем нам нужна ОЭСР? Это уже тема для отдельного разбирательства.

По мнению известного западного экономиста Фридри­ха Листа, «повсеместное и тотальное установление принци­па свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализа­ции на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути» [9]. В ином случае возникает закономерный вопрос: какой смысл в поддержании экономических связей, способствующих, по выражению Фридриха Листа, «национальному обеднению и национальной дряблости»?

Стратегия социально-экономического развития России должна заключаться в переориентации на развитие внутреннего рынка, замещении импорта, протекционизме в отношении стратегических секторов экономики, сдвиге государственной политики к более активной поддержке национальных производителей и, если говорить более глобально, в формировании собственного мира-экономики, как «экономически самостоятельного куска планеты, способного в основном быть самодостаточным, такого, которому его внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство» (Фернан Бродель).


Источники:

1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.customs.ru/
2. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Консультант плюс [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149817
3. Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.gks.ru/
4. Путем дальнейшей деградации экономики России// Информационно-аналитическое издание «ПРОВЭД» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://провэд.рф/economics/wto/7443-putem-dalneyshey-degradacii-economiki-rossii.html
5. Вступление в ВТО недалеко зашло// Издательский дом Комерсантъ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.kommersant.ru/pda/kommersant.html?id=2260656
6. Счетная палата посчитала ВТО // Информационно-аналитическое издание «ПРОВЭД» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://провэд.рф/economics/wto/4269-schetnaya-palata-poschitala-vto.html
7. Food and Agriculture Organization of the United Nations//Agricultural Policy in Russia and WTO Accession [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.fao.org/fileadmin/user_upload/Europe/documents/Events_2013/EECSeminar/Sedik_en.pdf
8. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 15.07.2013) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=150184
9. Дугин, А. Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики XXI века: «Экономика больших пространств» Фридриха Листа / Александр Дугин. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. –C.74.
10. Костылева С.О. Вступление России в ВТО: предложения по оптимизации отрицательных последствий // Экономические отношения. — 2013. — № 1 (5). — doi: 10.18334/.37351

Страница обновлена: 29.02.2024 в 02:31:38