Технология электронного декларирования: проблемы и перспективы применения
Лобахин Д.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 18 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (6), Декабрь 2013
Цитировать:
Лобахин Д.В. Технология электронного декларирования: проблемы и перспективы применения // Экономические отношения. – 2013. – Том 3. – № 2. – С. 51-55.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289225
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается процесс электронного таможенного декларирования. Выделены отличия схемы ЭД-1 от схемы ЭД-2.
Ключевые слова: электронное декларирование, декларация на товар, декларация таможенной стоимости, корректировка таможенной стоимости
Введение
Электронное таможенное декларирование – процесс информационного взаимодействия при декларировании товаров и транспортных средств с использованием электронной формы декларирования, в рамках которого выполняются определённые сценарии обмена электронными сообщениями.
Процедура информационного взаимодействия декларанта с Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов (ЕАИС ТО) применяется при таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме в соответствии:
· с Приказом ФТС № 1761 от 17.09.2013,
· со Спецификацией интерфейса взаимодействия, разработанной в соответствии с порядком, утвержденным Приказом ФТС России № 52 от 24.01.2008,
· а также иными нормативными документами.
Рассмотрим технологию электронного декларирования.
На первоначальном этапе внедрения электронного декларирования была предложена технологическая схема оформления ЭД-1, в которой передаются графические файлы, включая отсканированные. Для подготовки и передачи этих данных требуется специальное программное обеспечение. Кроме того, брокер может подключиться к ведомственной сети таможни только по специально выделенным каналам связи. Прокладка и эксплуатация этих каналов, а также установка программного обеспечения требует значительных финансовых затрат. а нацеленность на использование графических данных весьма ограничивает возможности подготовки и контроля данных, что, в конечном счете, снижает скорость оформления [1].
Схема ЭД-2, так называемое электронное декларирование второго поколения, допускает передачу данных по сети Интернет, хотя и через специально оборудованный узел доступа. При этом не обязательно создавать собственный узел доступа, можно воспользоваться услугами информационного оператора. Для оформления используются формализованные данные (т.е. в виде электронного документа), работа с которыми давно и хорошо отлажена с использованием привычного для декларанта программного обеспечения.
В этой схеме весь обмен данными – в таможню (ДТ, ДТС, прочие ЭД-документы) и обратно из таможни (подтверждение о приёме, регистрационный номер, протоколы ошибок, подтверждение «выпуск разрешен») – осуществляется с помощью открытого документированного набора сообщений XML-формата через единый почтовый сервер. Почтовая система позволяет моментально осуществлять обратную связь таможня – декларант и оперативно исправлять допущенные ошибки или запрашивать дополнительные сведения [2, 3].
Главное преимущество этих технологий в том, что отправка документов на таможенный пост осуществляется прямо с рабочего места декларанта, а значит, не требуется тратить время и средства на поездки в таможню. Все изменения и дополнения вносятся в декларацию в процессе обмена электронными сообщениями с таможенным инспектором.
В среднем время таможенного оформления до выпуска товара, составило 30 минут, т. е., как минимум, на порядок меньше среднего времени при оформлении с использованием бумажного вида таможенной декларации.
Рассмотрим процедуру подачи электронной декларации. 1. Декларант при помощи специализированной программы отправляет на таможенный пост основной пакет электронных документов в формате XML, содержащий декларацию на товары (ДТ), декларацию таможенной стоимости (ДТС) и опись документов.
2. Инспектор таможни проверяет декларацию. При отсутствии критических ошибок декларация регистрируется в системе таможни (декларации присваивается номер). При необходимости внесения исправлений в декларацию, инспектор направляет декларанту уведомление о необходимости внесения изменений с перечнем ошибок. После исправления ошибок, пакет электронных документов отсылается повторно.
В процессе электронного оформления инспектор таможни и декларант взаимодействуют по следующим основным вопросам:
Инспектор отправляет запросы на интересующие его документы, указанные в Описи.
Документы для предоставления по требованию таможни создаются в электронном виде и предоставляются также в формате XML.
Если получен запрос на корректировку таможенной стоимости (КТС), декларант выполняет корректировку и снова высылает дополненный пакет документов.
В случае необходимости таможенного досмотра товара инспектор отправляет декларанту соответствующее уведомление.
В свою очередь декларант направляет обязательное подтверждение о получении уведомления о необходимости досмотра.
По завершении досмотра декларанту высылается электронная копия акта досмотра.
Статус «Выпуск разрешен», означающий выпуск товара в свободное обращение, присваивается декларации после успешного завершения проверки декларации и выполнения всех таможенных формальностей. На этом процедура электронного декларирования завершается.
Выделим проблемы электронного декларирования.
1. Отсутствие единых согласованных стандартов между членами Таможенного союза.
Несмотря на наличие единых стандартов представления данных в электронной форме, информационные системы государств-участников Таможенного союза в пока не имеют взаимной интеграции друг с другом.2. Обязательность представления бумажных документов.
В процессе таможенного контроля достаточно часто возникает необходимость представления бумажных (разрешительных) документов. Действуя в соответствии с должностными инструкциями, инспектор таможни вынужден требовать представления этих документов от участника ВЭД. Бумажная копия декларации на товары с отметкой таможни является документом, который требуют налоговые и финансовые органы.3. Технологические проблемы таможенного оформления.
К ним относится недостаточная адаптированность информационных систем федеральных органов исполнительной власти, а также невозможность использования субъектами хозяйствования единой электронной подписи во взаимодействии со всеми федеральными органами исполнительной власти.4. Межведомственный контроль.
Заключение
Достижение европейских стандартов будет по-прежнему осложнено разделением одной и той же фискальной функции госорганов между двумя российскими ведомствами – налоговым и таможенным. До сих пор не налажена система межведомственного обмена информацией между контролирующими органами РФ. После внесения поправок в соответствующие кодексы контролировать участника ВЭД-налогоплательщика станет проще, следовательно, электронное декларирование станет реальнее.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие преимущества перехода на систему электронного декларирования:
· сокращение времени оформления товаров благодаря упрощению таможенных формальностей;
· более тесное сотрудничество и согласование действий с иными государственными органами;
· единообразное применение таможенного законодательства;
· повышение прозрачности и предсказуемости таможенного оформления;
· снижение вероятности несоответствующих действий должностных лиц;
· повышение качества управленческой информации;
· эффективное использование человеческих и технических ресурсов;
· получение достоверной информации для оценки риска и аудита после таможенного оформления.
Источники:
2. Шувалова Н.В. Методические рекомендации по структуре и порядку функционирования удостоверяющего центра по выдаче электронной подписи для электронного декларирования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 726-730.
3. Шувалова Н.В. Усовершенствованная методика оказания услуг по выдаче электронных подписей удостоверяющим центром в системе электронного декларирования // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 7. С. 143-149.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:33:58