Актуальные проблемы применения Конвенции МДП
Кутузова А.О.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (6), Декабрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289236
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности применения Конвенции МДП в работе таможенных органов.
Ключевые слова: электронное декларирование, предварительное информирование, Конвенция МДП
Система МДП (Международной дорожной перевозки) – таможенная транзитная система, облегчающая перевозчикам прохождение таможенных формальностей в государствах транзита, когда перевозчик являлся единственным лицом в стране транзита, обязанным представить товары к оформлению и гарантии уплаты таможенных платежей. Тысячи грузовиков и полуприцепов, использующих эту систему, обозначены синей табличкой с белой надписью TIR, прикрепленной на кузове автомобиля [1, 2]. Для водителей, перевозчиков и грузоотправителей она является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международные дорожные перевозки.
Система МДП существует с 1948 года. И уже на протяжении более 60 лет в 58 странах (28 стран ЕС, 11 – СНГ и 19 других) она, испытанная, протестированная и реализованная на международном уровне, эффективно упрощает и обеспечивает безопасность торговли и международного автомобильного транспорта.
На основе Конвенции ООН и посредством одного единственного документа система МДП предлагает:
· упрощение торговли: товары пересекают государственные границы с минимальными задержками и без проверок на границах;
· гарантированную оплату таможенных налогов и пошлин с централизованным порядком управления претензиями и гарантиями;
· интермодальность;
· надежность цепи поставок благодаря перевозке грузов в транспортных средствах с таможенными пломбами;
· полную прозрачность и доступность статистических данных;
· снижение простоев и затрат на международный транзит грузов;
· доступ в 58 стран, применяющих Систему МДП;
· использование бесплатных инструментов предварительного информирования и управления рисками, доступных через Интернет.
Количество стран, использующих систему МДП, растет. Многие государства Африки, Азии, Ближнего Востока и Южной Америки проявляют интерес к ее внедрению в ближайшем будущем. Благодаря возобновлению использования системы МДП в Афганистане международные транспортные потоки из Литвы, Казахстана, Турции и других стран направились туда, вновь открывая это государство для международной торговли и оказывая положительное влияние на его экономику.
Ведет активную работу по присоединению к Конвенции МДП и Китай. К настоящему времени документы переданы на утверждение в Госсовет КНР. Подписание запланировано на текущий год. Государства-члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) подписали межправительственное Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, которое призвано содействовать развитию связей и интеграции, а также вносить вклад в возрождение Шелкового пути в регионе.
Страны Латинской Америки также проявляют интерес к системе МДП. Компания Oxford Economics в сотрудничестве с Организацией американских государств (ОАГ) опубликовала доклад о системе как о примере передового метода упрощения интермодальных перевозок. Согласно ему реализация МДП в Аргентине, Бразилии и Мексике приведет к росту экспорта из этих стран суммарно на 9 млрд долларов, а также к сокращению времени ожидания на границах на 50 %.
Продолжают развиваться уже известные инструменты, облегчающие функционирование системы МДП: предварительное информирование TIR-EPD, приложение SafeTIR для отправки данных об окончании процедуры.
TIR-EPD – это прикладная программа электронного предварительного информирования МДП, позволяющая автомобильным перевозчикам оперативно и бесплатно отправлять обязательные сведения о грузе. Система работает в 31 стране на 17 языках.
Приложение SafeTIR (RTS) автоматизирует и упрощает рутинные таможенные операции по оформлению процедуры МДП, обеспечивая ускоренное прохождение грузов на границах. Его преимущества:
– обеспечение автоматической проверки действительности книжки МДП и автоматический обмен данными SafeTIR;
– ускорение процедуры сверки данных SafeTIR;
– повышение надежности и безопасности для повышения качества обслуживания.
Международный Союз Автомобильного Транспорта получает данные о завершении операций МДП от таможенных органов 54 стран. В 19 государствах внедрена система «SafeTIR в реальном времени».
Новыми направлениями развития системы МДП являются следующие проекты: электронная книжка МДП eTIR, зеленая полоса TIR-EPD, внутренняя книжка iCarnet, ваучер повышенной гарантии TIR+.
еTIR – электронная книжка МДП, которая в ближайшем будущем заменит обычную. В случае полной компьютеризации процесса МДП гарантийные объединения по запросу через Интернет выпускают электронные книжки для своих авторизованных держателей книжек МДП, предоставляя им возможность осуществлять предварительное информирование с помощью приложения TIR-EPD. Таможенные органы, ассоциации, держатели книжек МДП, а также ООН и IRU могут обмениваться электронными сообщениями и информацией о перевозках МДП. Все заинтересованные получают индивидуальный доступ к обновляемой в режиме реального времени информации, уведомлениям, данным по отслеживанию и контролю, сообщениям посредством существующих систем.
Инновационной составляющей решений eTIR, применяемых на глобальном уровне, в том числе и для интермодальных перевозок, являются полное устранение бумажного документооборота МДП и снижение потребности в персонале с одновременным предоставлением усовершенствованных функций электронного управления рисками для повышения безопасности и обеспечения исполнения обязательств. Первые экспериментальные перевозки с использованием eTIR планируется провести в этом году.
Книжка iCarnet – это внутренняя книжка, применяемая исключительно для внутренних перевозок грузов под таможенным контролем в пределах страны. Она используется, когда иностранные товары нуждаются в гарантии на последнем отрезке пути, перевозка осуществляется между двумя таможенными пунктами внутри одной страны, т. е. является средством обеспечения уплаты таможенных платежей во время упомянутой перевозки. Для использования книжек iCarnet, национальная ассоциация должна подписать с МСАТ дополнительное соглашение.
Ваучер повышенной гарантии TIR+ – это защищенный гарантийный документ, который предоставляет дополнительную финансовую гарантию в размере 100 тыс. евро или долларов США в зависимости от первоначального гарантийного лимита, установленного для книжки МДП в каждой стране.
Зеленая полоса TIR-EPD – это выделенные по обе стороны границы полосы, по которым проезжают только те транспортные средства, которые направили предварительную электронную декларацию посредством TIR-EPD. Концепция зеленого окна преследует цель оптимизации транспортных потоков на границах посредством предоставления упрощенных и ускоренных процедур для транспорта с помощью TIR-EPD.
Что касается Российской Федерации, то, несмотря на прилагаемые усилия, кризис в России, начавшийся в 2013 году после наложения Федеральной таможенной службой Российской Федерации серьезных ограничений на применение процедуры МДП, не был полностью разрешен. С образованием Таможенного союза (ныне – Евразийский экономический союз, ЕАЭС) появились механизмы таможенного перевозчика, уполномоченного экономического оператора, гарантии третьих национальных логистических и таможенных операторов: РосТЭК, АрсеналЪ, Мультисервисная платежная система, РУП «Белтаможсервис», ООО «Транзит Сервис Плюс» и др. С ними таможенным органам Таможенного союза работать проще, механизм взыскания платежей эффективнее, чем в МДП.
Источники:
2. Дерука С.И., Тараненко Д.Н. Особенности и специфика системы предварительного декларирования TIR-EPD (MCAT) // Международное право и международные организации. 2012. № 4. С. 112-115.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 01:07:08